Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:08, реферат
Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):
техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул
канизация резины и другие новые промышленные технологии;
инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
1. Этапы и школы в истории менеджмента.
Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.
1.Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):
техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул
канизация резины и другие новые промышленные технологии;
инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
формирование общенационального рынка;
возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;
у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.
2.Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):
внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
малонасыщенный рынок;
конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
четкая дифференциация отраслей;
хорошие перспективы экономического роста для компаний;
слабое вмешательство государства в бизнес.
3.Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
насыщение спроса на товары и услуги;
переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
государственное регулирование экономики.
4.Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):
новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
5.Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):
новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.
В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:
с позиций различных научных школ (конец XIX в. — по настоящее время);
процессный (20-е гг. XX в. — по настоящее время);
системный (50 — 60 гг. XX в. — по настоящее время);
ситуационный (60-е гг. XX в. — по настоящее время).
2. Школа научного управления.
Научные школы. Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности)- Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих.: Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.
3. Административная (классическая) школа управления.
Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анрн Файолем, главная идея которого — рациональное, построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологаческая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).
А.Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления.
Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
Дисциплина. Дисциплина предлагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.
Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.
Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.
Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
Порядок. Место — для всего, и все на своем месте.
Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.
Корпоративный дух. Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.
Таким образом, по мнению А.Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.
4. Школа человеческих отношений.
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.
В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Группа — это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношений между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.
Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование
научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.
Анри Файоль.
Краткие биографические сведения
• родился в Константинополе 29 июля 1841 г.;
• по образованию горный инженер, в 1866 г. стал управляющим на
каменноугольных шахтах Комментри; выполнил важные исследования особенностей
залегания угольных пластов;
• с 1988 по 1918 г. генеральный менеджер (исполнительный директор)
• автор многих публикаций по проблемам горного дела, горнодобывающей техники и
методов управления;
• после 1918 г. советник французского правительства по вопросам управления
промышленностью;
• основатель парижского Центра административных исследований;
• оказал значительное влияние на формирование классических представлений о
менеджменте;
• скончался в ноябре 1925 г. в Париже.
(фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 — 19 ноября 1925) — французский горный инженер, экономист, представитель научного менеджмента, предприниматель, организатор, основатель административной (классической) школы управления.
Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление». В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.
Файоль заложил основы функционального управления. Разделил весь комплекс работ на шесть основных групп: административная деятельность управленческого аппарата (планирование, организация, руководства, координация), коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен), технико-производственная деятельность (производство, отделка, опробование, контроль), финансовая деятельность (осуществление финансового контроля), деятельность по охране труда и технике безопасности, деятельность по учету положения дел на производстве. Разработал процессную концепцию управления, выделил 6 управленческих функций (предсказание, планирование, организация, распределение, координация, контроль).
Файолю принадлежит ставшее общепризнанным разделение менеджмента на четыре функции. Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции:
1) Планирование: менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
2) Организация: менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
3) Мотивация: менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.
4) Контроль: наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.