Элементы организации (рефрейминг, реструктуризация, оживление, обновление) и их составляющие, которые определяют устойчивое развитие фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 01:45, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрена эволюция теорий организационного развития и лидерства, сформулированы причины неудачных преобразований российских предприятий, которые необходимо учитывать, внедряя современные теории управления изменениями. Предложен инновационный биоподход к преобразованию бизнеса на основе биокорпоративного управления и раскрыто содержание его основных стратегий.
Ключевые слова: теории организационного развития, российские предприятия, управление изменениями, преобразование бизнеса, биокорпоративное управление.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

   РЕФРЕЙМИНГ 

   Адаптированный  биоподход – это попытка в  рамках единого подхода к менеджменту  интегрировать лучшие идеи, стратегии, методы управления преобразованиями. Для поддержания здоровья предприятия требуется всесторонне согласованное воздействие (через перманентное преобразование), что означает отказ от пошаговых ответных реакций на конкурентные угрозы. Биоподход должен основываться на стратегии рефрейминга - упреждающего формирования условий для ускоренного развития предприятия как целого. Практика подтверждает необходимость ведения постоянного анализа состояния бизнеса и выявления на ранних этапах проблемных областей и причин их возникновения с помощью применения техники рефрейминга, проведения качественных преобразований финансово-хозяйственной деятельности направленных на повышение эффективности бизнеса.

   В 21 веке развитие наукоемких технологий, продукции и становление рынка  инноваций в целом, создают качественно  новую среду функционирования предприятий и формируют сложные условия с высокой степенью неопределенности и риска. Это делает бесполезным применение традиционно-рациональных методов управления, теперь бессмысленно опираться на накопленный опыт и использовать привычные приемы. В связи с этим, целесообразно начинать рассматривать основы преобразования с поиска и адаптации новых способов видеть перспективы и перемены в будущем.

  Рефрейминг  или переформирование представляет собой некий вид поведения, которое  по-новому формулирует содержание и смысл процессов происходящих на предприятии.

   На  наш взгляд, расширить управленческое мышление возможно с помощью рефрейминга. Термин «рефрейминг» (англ. frame) заимствован  из психологии и означает переформирование, умение заново приспособить или по-новому сформулировать.

   Согласно  теории Ф.Ж. Гуияра и Дж. Н. Келли, рефрейминг - это сдвиг в представлении  предприятия о том, чем оно  сейчас является и чего может достичь [3, 23-24]. Рефрейминг раскрывает корпоративное  сознание, наполняя его новым видением и стремлению к переменам с помощью трех биокорпоративных систем:

   • умственная энергия (мобилизация энергии  для мотивации работников, необходимой  для преобразования всей организации);

   • чувство цели (видение перспективы  придает более осязаемую форму  обещанию лучшего будущего);

   • чувство преданности (построение системы  показателей для расчетов последствий  своего нового поведения) [3, 25].  

   Ли  Дж. Болмэн и Е. Дил Терренс представляют рефрейминг в виде инструмента для  обретения ясности, осознания новых вариантов выбора и отыскания работоспособных стратегий [2, 34]. Успешные руководители используют несколько фреймов (точек зрения) для постановки диагноза и разработки стратегии управления предприятием, то есть можно рассмотреть одну и ту же ситуацию четырьмя способами, четырьмя фреймами:

    • структурный (настройка структуры на задачу, технологию);

    • человеческий (уравнение нужд предприятия и  людей);

    • политический (обеспечение базы поддержки);

    • символический (создание красоты, смысла, веры).  

Инновационная стратегия преобразования предприятий должна включать в себя рефрейминг как элемент стратегии, а не инструмент, как это принято считать западными экономистами. Рефрейминг – это особый вид поведения, который позволяет нам иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. Он основан на привлечении творческих способностей высшего, среднего менеджмента, используя которые возможно самостоятельное моделирование нового организационного поведения. Умение переформировывать особенно важно с точки зрения преобразования бизнеса, так как эта способность позволяет углублять оценку и анализ предприятия. Использование рефрейминга требует нового понимания предприятия как живого организма, который обеспечивает непрерывный процесс согласованных системных воздействий на принятие управленческих решений.

   В таблице 2 представлены различия двух подходов менеджмента к управлению преобразованием. При сравнении  подходов необходимо учитывать, что, во-первых, сегодня ощущается острая нехватка менеджеров, способных руководствоваться преимуществами рефрейминга; во-вторых, особенности рефреймингового подхода становятся определяющими при управлении преобразующимся предприятием. Кроме того, рациональный подход не отвергается рефрейминговым подходом, а является его неотъемлемой частью, ведь поиск новаторских, неординарных решений менеджмента не означает игнорирование существующих ограничений и препятствий.  
 
 

Таблица 2

Особенности подходов менеджмента к преобразованию предприятия Критерии Традиционно-рациональный подход Рефрейминговый 

подход 

Диагностика предприятия  Поиск проблем, личных ошибок Поиск достижений
Желательное будущее состояние  Усиление слабых звеньев  Усиление сильных  звеньев 
Стремление  Сделать все  возможное  Сделать невозможное 
Основа  принимаемых решений Здравый расчет Вера и энтузиазм 
Средства  осуществления  Подсчет имеющихся  средств, ресурсов и реальных достижений Потенциал предприятия 
Отношение к человеческим ресурсам Ограниченность  возможностей людей  Безграничные  возможности людей
Отношение к изменениям Минимизация Институционализация
Перспектива Ясное видение  ограничений и препятствий  Ясное видение  будущего, отрицание непреодолимости 
Точка отсчета  Сегодня Будущее

 

Если  менеджер не способен быстро измениться, то он обязан найти исполнителя с необходимыми качествами, которому можно доверять и делегировать соответствующие права. Таким образом, рефрейминг отводит менеджменту новую роль – создателя благоприятной творческой среды, а не проектировщика нововведений.

Инновационная стратегия преобразования предприятий должна включать в себя рефрейминг как элемент стратегии, а не инструмент, как это принято считать западными экономистами. Рефрейминг – это особый вид поведения, который позволяет нам иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. Он основан на привлечении творческих способностей высшего, среднего менеджмента, используя которые возможно самостоятельное моделирование нового организационного поведения. Умение переформировывать особенно важно с точки зрения преобразования бизнеса, так как эта способность позволяет углублять оценку и анализ предприятия. Использование рефрейминга, в рамках биоподхода, требует нового понимания предприятия как живого организма, который обеспечивает непрерывный процесс согласованных системных воздействий на принятие управленческих решений.

   Мировая и отечественная практика менеджмента  подтверждает необходимость ведения  постоянного анализа состояния  бизнеса и выявления на ранних этапах проблемных областей и причин их возникновения с помощью применения техник рефрейминга, проведения качественных преобразований финансово-хозяйственной деятельности направленных на повышение эффективности бизнеса. Главная роль в проведении любых организационных преобразований отводится менеджменту компании, его способности руководить процессами структурных изменений и организовывать эффективную работу с персоналом. Успешность проводимых изменений на предприятии во многом зависит от менеджмента предприятий, трезвой оценки реальных препятствий.

   Нередко управляющие предприятием попадают в сложную ситуацию. Тогда они  либо не осознают грозящей извне опасности, либо, настолько поглощены стремлением  к результату, что не замечают приближающегося  кризиса. Парадокс заключается в  том, что их внимание настолько захвачено одним-единственным способом, направленным на выживание предприятия, что само это выживание оказывается под угрозой. Рефрейминг позволяет увидеть наиболее полную картину происходящего, в результате чего может быть сделан более правильный выбор и предприняты соответствующие действия. Рефрейминг заключается в установлении нового типа поведения вокруг содержания какой-либо проблемы или кризисной ситуации и расширении восприятия этой ситуации, с тем, чтобы руководство могло проявить еще больше мудрости и находчивости при поиске выхода из нее.

   Современный биоподход может быть успешным при  следующих условиях:

   • соблюдены интересы всех групп заинтересованных в преобразовании;

   • предприятие ориентировано на рынок  и потребности потребителя;

   • принят и повышается уровень понимания философии постоянства преобразований общей для собственников и работников;

   • созданы условия для развития внутрифирменного предпринимательства, инновационного развития, что поможет  совершенствовать ключевые компетенции  предприятия.  

   На  наш взгляд, следует считать неверным широко распространенное утверждение  о том, что неудачи управления порождены сопротивлением к изменениям, нежеланием менеджмента действовать  по-новому, адаптировать сложившийся  стиль и методы управления к новой ситуации. Даже частично измененное предприятие оказывается в качественно новой макро и микросреде под давлением факторов рыночной неопределенности. Практика показывает, что недостаток понимания картины происходящего – лишь следствие, а причина кроется в невежественном мышлении и в способности закрывать глаза на плохое. Ли Дж. Болмэн и Е. Дил Терренс называют этот феномен «психической тюрьмой», которая «мешает руководителям и лидерам увидеть старые проблемы в новом свете или найти более перспективные пути решения - когда они не знают, что делать, они еще усерднее делают то, что знают» [2, 29]. Для обеспечения возможности применения биоподхода предприятию предстоит пройти ряд этапов:

    1. Осмысление  необходимости организационных  преобразований рефрейминг- менеджером.

    2. Доведение  этой мысли до лидера организации  инициатором перемен. 

    3. Определение  желаемого будущего состояния  предприятия, постановка цели.

    4. Выбор  объекта преобразований.

    5. Планирование  и разработка процесса внедрения  преобразований:

       • выбор техники рефрейминга;

       • разработка программы мероприятий.

    6. Осуществление  преобразований 

    7. Анализ  полученных результатов: 

• оценка социальной (общественной) эффективности (социально-экономические последствия  осуществляемых преобразований – экологические, социальные и прочие эффекты);

      • оценка коммерческой эффективности (финансовые последствия для собственника);

      • оценка бюджетной эффективности (финансовые последствия для бюджета города).  

   Имеются два варианта техники рефрейминга: шестиступенчатое (отделяющее поведение от намерения) и контекстуальное переформирование. Первый вариант предполагает шесть последовательных этапов работы:

    1. Определяется  нежелательное поведение или  симптом; 

    2. Устанавливается  контакт с элементом, который  порождает этот симптом или поведение;

    3. Отделяется  намерение от поведения, т.  е. выясняется, для чего первоначально  возникло намерение; 

    4. Поиск  новых вариантов поведения 

    5. Экологическая  проверка 

    6. Взятие  ответственности  

   В основу рефрейминга предлагаем заложить следующие постулаты:

    1. любой  симптом, любое поведение, любая  коммуникация предприятия (в рамках  биоподхода и восприятия его  как живого организма) изначально  полезны и становятся проблемными  и приводят к кризису (заболеванию)  только тогда, когда они неверно используются или ложно воспринимаются менеджментом;

    2. предприятие  обладает всеми необходимыми  ресурсами, позволяющими добиться  целесообразного преобразования;

    3. предприятие  выходит на новые рынки, расширяет  границы товарного ассортимента  исключительно опираясь на собственный опыт; этот опыт есть субъективная реальность, которую можно изменить.  

   В качестве ключевых критериев рефрейминга  рекомендуется использовать такие  как:

    1. оценка  ключевых компетенций бизнеса  (инновационной технологии процесса производства высококвалифицированным персоналом);

    2. оценка  возможностей развития бизнеса  после внедрения биоподхода;

    3. повышение  цены конкурентных преимуществ; 

    4. расширение  занимаемой рыночной ниши.  

   РЕФОРМИРОВАНИЕ 

   В российской практике хозяйственной деятельности за последнее время широко использовалось понятие «реформирование предприятий», притом, что многие из исследователей или практиков термин «реформирование» стараются трактовать по-своему. В результате часто происходит подмена понятий и используется несколько однобокая трактовка реформирования. Например, Крыжановский В.Г. опасается, что расплывчатое понятие реструктуризации, данное в «Типовой программе реформирования» [6], ведет к путанице с самим понятием «реформирование». Иногда реформирование заменяют понятием реорганизация, обусловленная, прежде всего приватизацией предприятия. Термин реорганизация предприятия раскрыт в Гражданском Кодексе РФ (статьи 57-60), а также в Законе «Об Акционерных обществах», основными формами которого являются слияние, присоединение, разделение, выделение и банкротство. Выходит, что произошло смешение понятий реструктуризации и реорганизации предприятия. Хотя в действительности (исходя из зарубежного опыта), реорганизация является лишь задачей реструктуризации [5] в качестве совершенствования структуры и функций управления, а не «самостоятельным современным способом реструктуризации», о котором говорят российские аналитики и экономисты. Теоретические аспекты процесса реструктуризации находятся в состоянии

Информация о работе Элементы организации (рефрейминг, реструктуризация, оживление, обновление) и их составляющие, которые определяют устойчивое развитие фирм