Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:30, курсовая работа
Классификация управленческих ролей Г. Минцберга свидетельствует о том, что межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого менеджера. По данным исследований, менеджеры от 50 до 90% рабочего времени проводят в общении с другими людьми. У менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятый общением, доходит до 90%. Ясно, что в таких условиях отсутствие навыков межличностных коммуникаций резко снижает эффективность профессиональной деятельности менеджера и организации в целом.
Введение………………………………………………………………….
1.Коммуникации: сущность, группы…………………………………
1.Виды коммуникаций………………………………………………..
2.Способы коммуникации……………………………………………
2.Элементы и этапы коммуникационного процесса………………….
3.Обратная связь и шум коммуникаций………………………………..
1.Обратная связь……………………………………………….............
2.Шум……………………………………………………………………
4.Межличностные коммуникации…………………………………….
5.Преграды в организационных коммуникациях……………………..
6.Пути совершенствования коммуникационного процесса в организации………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название «экологическая психология» или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и др.
Следующая
специфическая знаковая система, используемая
в коммуникативном процессе, - это
«контакт глаз», или визуальное общение.
Исследования в этой области тесно
связаны с общепсихологическим
феноменом в области
Визуальный
контакт выполняет
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже отмечалось, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов.
Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
Обмен
информацией начинается с формулирования
идеи или отбора информации. Отправитель
решает, какую значимую идею или
сообщение следует сделать
К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.
Существует связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего, найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего, заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель
должен также выбрать канал, совместимый
с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым
общеизвестным каналам
Если
канал не слишком соответствует
идее, зародившейся на первом этапе, обмен
информацией будет менее
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
На
третьем этапе отправитель
Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникационном процессе. При классификации коммуникативных процессов условно можно выделить вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, когда используются различные неречевые знаковые системы.
После
передачи сообщения отправителем получатель
декодирует его. Декодирование —
это перевод символов отправителя
в мысли получателя. Если символы,
выбранные отправителем, имеют точно
такое же значение для получателя,
последний будет знать, что именно имел
в виду отправитель, когда формулировалась
его идея. Если реакции на идею не требуется,
процесс обмена информацией на этом должен
завершиться.
3. Обратная связь и шум коммуникаций
3.1
Обратная связь
При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Специалист по обмену информацией в бизнесе профессор Филипп Льюис пишет:
Обратная связь — это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Руководитель не может думать, что все сказанное или написанное им будет в точности понято так, как он замышлял. Руководитель, опирающийся на такое ложное допущение, отсекает себя от реальности. Руководитель, который не наладит обратную связь для получателя информации, обнаружит, что эффективность его управленческих действий резко снижена. Аналогичным образом, если обратная связь с работниками заблокирована, руководитель, в конце концов, окажется изолированным или обманываемым".
Обратная
связь может способствовать значительному
повышению эффективности обмена управленческой
информацией. Согласно ряду исследований
двусторонний обмен информацией (при наличии
возможностей для обратной связи) по сравнению
с односторонним (обратная связь отсутствует),
хотя и протекает медленнее, тем не менее,
эффективнее снимает напряжения, более
точен и повышает уверенность в правильности
интерпретации сообщений. Это подтверждено
в самых разных культурах. Ниже в данной
главе мы даем рекомендации о том, как
можно расширить возможности обратной
связи.
3.2 Шум
Обратная связь заметно
Определенные
шумы присутствуют всегда, поэтому
на каждом этапе процесса обмена информацией
происходит некоторое искажение
смысла. Обычно мы ухитряемся преодолеть
шум и передать наше сообщение. Однако
высокий уровень шума определенно приведет
к заметной утрате смысла и может полностью
блокировать попытку установления информационного
обмена. С позиций руководителя это должно
обусловить снижение степени достижения
целей в соответствии с передаваемой информацией.
На рис.1. процесс обмена информацией представлен
как система с обратной связью и шумом.
Рис.
1. Процесс обмена
информацией как
система с обратной
связью и шумом.
4.
Межличностные коммуникации
Хотя эффективный обмен письменной информацией имеет преобладающее значение в организации, нам представляется, что исчерпывающий анализ такого рода обмена выходит за рамки данной книги. То же самое относится и к использованию компьютера как средства коммуникации. Руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на разговоры, поэтому мы выделяем здесь прямой межличностный обмен информацией.
Наше
рассмотрение межличностных барьеров
сосредоточено на 1) восприятии, 2) семантике,
3) обмене невербальной информацией, 4)
некачественной обратной связи и 5)
плохом слушании. Рассмотрев эти факторы,
мы дадим рекомендации по повышению
эффективности ваших
Преграды, обусловленные восприятием. Руководитель должен иметь представление о процессе восприятия, поскольку именно этот процесс определяет "реальность для индивида". Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается как происходящее. Учет некоторых факторов из числа влияющих на восприятие в процессе обмена информацией позволяет не допустить снижения эффективности коммуникаций, своевременно устранив преграды, обусловленные восприятием.
Информация о работе Элементы и этапы коммуникационного процесса