Реагирование
на справедливую критику. Руководители
и сотрудники знают, как нужно реагировать
на справедливую критику. Обе ситуации
(вопросы 4, 13), вошедшие в блок, показали
преобладание уверенных правильных реакций:
74% у сотрудников, так что можно сказать,
что ситуация критики, которую они считают
справедливой, не является для них проблемой.
Реагирование
на несправедливую критику. В данном
случае можно говорить об отсутствии
коммуникативных умений в этих ситуациях
(вопросы 3 и 9). Ни в одном из вопросов нет
преобладания правильных ответов над
неправильными. Преобладающий тип реагирования
- агрессия. При этом на вопрос 3 преобладающей
реакцией является агрессивное поведение.
При ответах на вопрос 9 в большей степени
преобладают зависимые реакции.
Отсутствует
преобладание уверенного поведения
и в том случае, когда речь идет
о группе ситуаций, названых "задевающим
поведением" (вопросы 5, 14, 15, 23, 24). Наиболее
выраженной реакцией в среде обычных
сотрудников в ситуациях отмеченного
типа является зависимое поведение. В
трех случаях (вопросы 5, 23, 24) преобладают
агрессивные реакции. И только при ответе
на 14 вопрос можно констатировать уверенный
тип реагирования.
Еще
одна ситуация, демонстрирующая коммуникативную
компетентность, - "умение просить".
Компетентные правильные ответы были
получены на вопрос 6 (67% сотрудников), хотя
ответы на вопрос 16 в большей степени характеризуются
зависимым поведением (44%) - при 41% уверенных
реакций.
В
группе ситуаций "умение ответить отказом"
вновь преобладает уверенный тип реагирования.
Так для вопроса 10 - это 52%, для вопроса
25 - 61 %. Однако, при ответах на вопрос 17
преобладающей реакцией является зависимая,
неуверенная.
Умение
самому оказать сочувствие, поддержку.
Преобладающей реакцией в этом случае
является уверенное компетентное поведение,
хотя отмечается преобладание агрессивных
ответов на вопрос 7: "Вы знаете, что
кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно
в таких случаях Вы..." - 45% (уверенное
поведение - 32%). На вопрос 20: "Вы видите
споткнувшегося и падающего человека.
В таких ситуациях Вы..." преобладают
зависимые реакции - 43% (правильные реакции
встречаются при этом в 40% ответов сотрудников).
При ответах на вопрос 22 преобладает уверенное
поведение (54%).
Умение
самому принимать сочувствие и поддержку
других. В среднем эта способность у сотрудников
на низком уровне. В обоих вопросах преобладающим
типом поведения являются зависимые неправильные
реакции. Компетентные реакции существенно
выше у руководителей, чем у сотрудников.
Вступление
в контакт. В этом случае также
можно говорить о том, что соответствующие
умения у сотрудников и руководителей
не сформированы. Преобладающим типом
реагирования является зависимое поведение.
В ответах на вопрос 18 преобладают компетентные
реакции - их 59%. Однако, на второй вопрос
из этого блока (вопрос 26) преобладает
неуверенное зависимое поведение - 58% ответов.
Реагирование
на попытку другого сотрудника вступить
с тобой в контакт. При данном типе взаимодействия
преобладающее поведение - зависимое.
Это вновь говорит о том, что соответствующие
умения у сотрудников менее сформированы.
На вопрос 19 зафиксировано преобладание
уверенных компетентных реакций - 47%. При
ответах же на вопрос 27 явно преобладают
неуверенные зависимые реакции - 57%.
Итак,
в целом коммуникативная компетентность
руководителей оказалась выше, чем у сотрудников.
Наименее сформированы как у сотрудников,
так и у руководителей умения реагировать
на несправедливую критику и реагирование
на задевающее, провоцирующее поведение.
Более высокие результаты, полученные
у руководителей, могут быть объяснены
тем, что сам род работы, постоянно
общение в разных кругах, на разных уровнях
способствуют высокой степени коммуникативной
компетентности.
3.
Результаты исследования
ценностных ориентаций
личности
Приведем
результаты, полученные у рядовых сотрудников
и руководителей высшего звена (см.
таблицу 2.3).
Таблица 2.3
Результаты
исследования ценностных ориентаций личности
Список жизненных
сфер |
Ранговые
места жизненных сфер |
"по
значимости" |
|
сотрудники |
руководители |
1. |
Здоровье |
8 |
9 |
2. |
Общение |
7 |
14 |
3. |
Высокий социальный
статус |
10 |
5 |
4. |
Семья |
13 |
16 |
5. |
Активность
для достижения позитивных изменений
в обществе |
17 |
7 |
6. |
Познание нового
в мире, природе, человеке |
12 |
6 |
7. |
Помощь и
милосердие другим людям |
14 |
15 |
8. |
Высокое материальное
благосостояние |
4 |
3 |
9. |
Получение высокого
образования |
6 |
8 |
10. |
Вера в Бога |
15 |
17 |
11. |
Приятное времяпрепровождение,
отдых |
3 |
10 |
12. |
Полная самореализация |
2 |
2 |
13. |
Поиск и наслаждение
прекрасным |
16 |
11 |
14. |
Любовь |
1 |
13 |
15. |
Признание и
уважение людей |
11 |
12 |
16. |
Интересная
работа |
5 |
4 |
17. |
Свобода как
независимость в поступках и
действиях |
9 |
1 |
|
По
таблице можно проследить специфику
ценностных ориентаций в классах
разных профилей.
В
целом у руководителей наиболее значимыми
областями являются:
- Свобода как
независимость в поступках и действиях.
- Полная самореализация.
- Высокое материальное
благосостояние
- Интересная
работа
- Высокий социальный
статус
Незначимыми
ценностями являются:
- Любовь
- Общение
- Помощь и
милосердие другим людям
- Семья
- Вера в Бога
У
обычных сотрудников наиболее значимыми
областями являются:
- Любовь
- Полная самореализация
- Приятное
времяпрепровождение, отдых
- Высокое материальное
благосостояние
- Интересная
работа
Итак,
можно отметить, что существует специфика
ценностных ориентаций в зависимости
от занимаемого положения в трудовом коллективе.
Руководители, ориентированные, в основном,
на развитие предприятия и получение прибыли,
высоко оценивают сферу благосостояния
и социального положения, тогда как
у обычных сотрудников высоко оценивается
общение и любовь. Общими для всех испытуемых
значимыми ценностями являются «интересная
работа», «полная самореализация».
В
заключение представим результаты корреляционного
исследования психологической грамотности
и различных типов реагирования в тесте
коммуникативной компетентности (см. таблицу
2.4).
Таблица 2.4
Матрица
интеркорреляций (произведение моментов
Пирсона)
|
Психологическая
грамотность |
"агрессивные"
реакции |
"зависимые"
реакции |
"уверенные"
реакции |
Психологическая
грамотность |
1,000 |
-0,0928 |
-0,1024 |
0,1708 |
"агрессивные"
реакции |
-0,0928 |
1,000 |
-0,3092* |
-0,5301* |
"зависимые"
реакции |
-0,1024 |
-0,3092* |
1,000 |
-0,6421* |
"уверенные"
реакции |
0,1708 |
-0,5301* |
-0,6421* |
1,000 |
|
Примечание:
значимые корреляции помечены знаком
(*). Это означает, что существует отрицательная
корреляционная зависимость между переменными:
"агрессия" - "уверенное поведение",
"агрессия" - "зависимое неуверенное
поведение", "зависимое поведение"
и "уверенное поведение". Другие рассматриваемые
переменные ведут себя несогласованно.
Кроме
этого, на основании положительного
значения коэффициента корреляции между
показателями психологической грамотности
и уверенным типом реакций
можно предположить, что при увеличении
выборочной совокупности будет наблюдаться
более тесная связь между этими переменными.
Выводы
Проведенное
нами исследование свидетельствует
о том, что по компетентности в общении
руководители оказались на более высоком
уровне. Это обусловлено тем, что они занимают
более высокий ранг в трудовом коллективе.
Полученные данные доказывают, что социальная
роль человека влияет на его психологическую
культуру.
У
руководителей и сотрудников отмечается
частичная общность ценностных ориентаций,
что, очевидно, свойственно людям, делающим
одно дело, ориентированным на благополучие
своей компании. В то же время статус руководителя
в коллективе также существенно влияет
на ценностные приоритеты. В целом руководителями
низко ценятся общественная активность,
милосердие, вера в Бога, любовь, семья,
и анализ причин этого должен стать предметом
специального исследования.
Заключение
В
первой главе курсовой работы были
рассмотрены теоретические основы
психологической культуры руководителя.
Можно сказать, что прогресс человеческого
общества связан с развитием духовной
культуры, в том числе такой ее важнейшей
составляющей как культуры социального
взаимодействия людей. Культура социального
взаимодействия есть внешнее проявление
особого внутреннего качества взаимодействующих
субъектов, которое мы называем психологической
культурой. Это внутреннее качество есть
одновременно и процесс, и состояние, и
образование. Психологическую культуру
можно считать «вершинным» образованием
личности, в котором отражается уровень
ее зрелости и мера человечности. Психологическая
культура обеспечивает безопасность,
гуманность и успешность различных форм
взаимодействия людей.
Именно
психологическая культура является
системообразующим фактором комплекса
профессионально важных качеств
руководителя, обеспечивает необходимый
уровень его профессиональной культуры,
продуктивность управленческой деятельности,
а также способность руководителя выступать
связующим звеном и посредником между
общечеловеческой культурой и бизнесом.
Во
второй главе работы нами было проведено
экспериментальное исследование, в
котором мы исследовали уровень психологической
культуры руководителей высшего звена
и рядовых сотрудников. Исследование было
проведено в крупной туристической компании
г. Москвы. Выборка составила 20 человек
обоего пола в возрасте от 19 до 59 лет.
По
компетентности в общении руководители
оказались на более высоком уровне, чем
рядовые сотрудники. Однако в ценностных
ориентациях у руководителей и сотрудников
видна существенная разница.
Итак,
проведенное исследование показало, что
социальная роль человека имеет влияние
на его психологическую культуру. Таким
образом, наша гипотеза была подтверждена.
Список использованной
литературы
- Аллахвердов
В.М., Беляк Н.В., Иванов М.В.. О формировании
психологической культуры у студентов
технического вуза // Психологическое
обеспечение учебно-воспитательного процесса
в вузе: Межвузовский сборник. – Л., 1985.
- Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. – Л., 1968.
- Ананьев Б.Г.
Психология и проблемы человекознания
/ Под ред. А.А.Бодалева. – М.-Воронеж, 1996.
- Ананьев Ю.В.
Культура как интегратор социума. – Нижний
Новгород, 1996.
- Аникеева
Н.П. Психологический климат в коллективе.
– М., 1989.
- Асмолов А.Г.
XXI век: психология в век психологии. Образование
личности в контексте разных культур как
фактор социальной эволюции // Развитие
личности. 1999. №1. – с. 21-39.
- Бардиер Г.,
Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое
сопровождение естественного развития
маленьких детей. – Кишинев-СПб., 1993.
- Белик А.А.
Культурология. Антропологические теории
культур. – М, 1999.
- Белик А.А.
Культура и личность. – М., 2001.
- Битянова
М.Р. Организация психологической работы
в школе. – М., 1998.
- Битянова
М.Р. Профессиональные задачи психолога
в системе учебных отношений и целей //
Школьный психолог. 2000. № 44.
- Бодалев
А.А. Психология общения: Избранные психологические
труды. – 2-е изд. – М.-Воронеж, 2002.
- Бойко В.В.
Синдром «Эмоционального выгорания» в
профессиональном общении. – СПб., 1999.
- Большаков
В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Управления.
Игры. – СПб., 1996.
- Вачков И.
В. Введение в тренинговые технологии
// Психологическое сопровождение выбора
профессии / Под ред. Л.М.Митиной. М., 1998.
– с. 66-78.
- Воронцова
В.Г. Постдипломное образование педагога:
гуманитарно-аксиологический подход.
Автор. дисс. ... докт. пед. наук. – СПб., 1997.
- Выготский
Л.С. Психология развития как феномен культуры
/ Под ред. М.Г.Ярошевского – М.-Воронеж,
1996.
- Гуревич
П.С. Философия культуры. – М., 1994.
- Дворецкая
Т.В. Модель психологического сопровождения
учащихся в условиях общеобразовательной
школы // Психология в школе: практический
психолог – профессия нового века. М-лы
VI Всероссийской конф. – СПб., 2001. – с. 104-106.
- Доклад «Образовательная
политика России на современном этапе»
в Государственном Совете Российской
Федерации. – М., 2001.
- Занковский
А.Н. Организационная психология: Учебное
пособие для вузов по специальности «Организационная
психология». – М., 2000.
- Зимняя И.А.
и др. Общая культура человека в системе
требований государственного образовательного
стандарта. – М., 1999.
- Зимняя И.А.
Педагогическая психология: Учебник для
вузов. – М., 1999.
- Зинченко
В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся:
Очерки Российской психологии. – М., 1994.
- Иванова
С.П. Современное образование и психологическая
культура педагога. – Псков, 1999.
- Казакова
Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная
технология // Психолого-педагогическое
и медико-социальное сопровождение развития
ребенка. М-лы Российско-фламандской конф.
– СПб, 2001. – с. 9-15.
- Казакова
Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице
успеха. СПб., 1997.
- Камерон
К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной
культуры / Пер. с англ. под ред. И.В.Андреевой.
– СПб., 2001.
- Кант И. Сочинения:
В 6 т. – М., 1964.
- Кант И. Антропология
с прагматической точки зрения. – М., 1999.
- Кант И. Трактаты
и письма / Под ред. А.В.Гулыги. – М., 1980.
- Климов Е.А.
Введение в психологию труда: учебник
для вузов. – М., 1998.
- Колмогорова
Л.С. Возрастные возможности и особенности
становления психологической культуры
учащихся. Автореф. дисс. … докт. психол.
наук. – М., 2001.
- Колмогорова
Л.С. Становление психологической культуры
личности как ориентир современного образования
// Педагогика. 1997. № 3.
- Коул М. Культурно-историческая
психология: наука будущего. – М., 1997.
- Лабунская
В.А. и др. Психология затрудненного общения
– М., 2001.
- Лебон Г.
Психология народов и масс. – М., 1896.
- Лутошкин
А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива.
– М., 1981.
- Маслоу А.
Мотивация и личность. – СПб., 2001.
- Маслоу А.
Психология бытия. / Пер. с англ. – М., 1997.
- Мацумото
Д. Психология и культура. – СПб., 2002.
- Мескон М.Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
– М., 1992.
- Мотков О.И.
Психологическая культура личности //
Школьный психолог. 1999. № 8.
- Мотков О.И.
Психология самосознания личности. Практическое
пособие. – М., 1993.
- Мясищев
В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
- Мясищев
В.Н. Основные проблемы и современное состояние
психологии отношений человека // Психологическая
наука в СССР. – М., 1960. – с. 110-125.
- Образование
в условиях формирования нового типа культуры:
Материалы круглого стола. 7 октября 2002г.
– СПб., 2002.
- Общая психодиагностика
/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.,
1987.
- Орлов А.Б.
Психология личности и сущности человека:
Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие
для студ. психол. фак. вузов. – М., 2002.
- Панкратов
В.Н. Искусство управления собой: Практическое
руководство. – М., 2001.
- Панкратов
В.Н. Саморегуляция психического здоровья:
Практическое руководство. – М., 2001.
- Панферов
В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы
взаимопонимания людей // Вопросы психологии.
1982. №5.
- Панферов
В.Н. Психология человека: Учебное пособие.
2-е изд. – СПб., 2002.
- Парыгин
Б.Д. Социально-психологический климат
коллектива. – М., 1981.
- Равен Дж.
Компетентность в современном обществе:
выявление, развитие и реализация / Пер.
с англ. – М., 2002.
- Регуляция
социально-психологического климата трудового
коллектива / Под ред. Б.Д.Парыгина. – Л.,
1986.
- Спивак В.А.
Корпоративная культура. – СПб., 2001.
- Соколов
Э.В. Культурология. – М., 1994.
- Сухобская
Г.С. Социально-психологическая зрелость
как основа образовательной активности
взрослого человека // Академические чтения.
– СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002. –
Вып. 3: Теория и практика модернизации
отечественного образования. – с. 161-164.
- Тард Г., де.
Социальная логика. – М., 1901.
- Фетискин
Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп. – М., 2002.
- Философия
культуры. Становление и развитие / Под
ред. М.С.Кагана и др. – СПб., 1998.
- Фрейд З.
Недовольство культурой. – Лондон, 1969
- Фрумин И.Д.
Введение в теорию и практику демократического
образования. – Красноярск, 1998.
- Шейн Э.Х.
Организационная культура и лидерство
/ Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – СПб.,
2002.
- Personality in
nature, society and culture / Ed. C.Kluckholn et al. – N.Y., 1965.