Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования: исследование влияния социальной роли человека на его психологическую культуру
Итак, цель курсовой работы определила следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность психологической культуры.
2. Проанализировать характеристики личности руководителя.
3. Провести экспериментальное исследование психологической культуры руководителей.
4. Провести сравнительный анализ уровня развития психологической культуры у руководителей и рядовых сотрудников.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия психологической культуры руководителя 5
1.1. Понятие и сущность психологической культуры 5
1.2. Характеристика личности современного руководителя 14
Выводы 17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами.
Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности.
Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (пиар, реклама, политика, средства массовой информации, различные предсказатели, мошенники и пр.).
Овладение культурой начинается с момента рождения человека. У А.М. Горького в рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лёжа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.
Вместе культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и профессионального развития.
Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Задача взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Но всегда ли школа, семья, общество хотят и могут решать эту задачу?
Известно, сколь велика роль школьного образования в судьбе отдельного человека и поколения в целом. Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определённой науки и даёт возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребёнка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребёнка, создаёт условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни.
Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Здесь мы встречаемся с явным противоречием: образование ставит задачу полноценного развития ребёнка, но при этом весьма существенно ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребёнку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающего всеми данными для развития, несущего в себе потенциал творчества и отвечающего за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду со взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества. Современное образование не приобщает ребёнка к психологической культуре человеческих отношений.
Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком.
Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как: хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, или лакейство, подхалимство, раболепствование. Ю.М.Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами, - писал он, - психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать своё внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».
Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.
Психология
должна стать в сознании выпускников
средней школы необходимым
Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.
Психологическая культура способствует:
· большему осознанию своих возможностей (интеллектуальных качеств, работоспособности, коммуникативных качеств, характера, темперамента и т.д.);
·
лучшему осознанию своих
· правильной организации своей учебы и труда, досуга и быта,
· оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми (родителями и детьми, сверстниками и сослуживцами и т.д.).
Каждый человек имеет цель своей жизни, по крайней мере, на каком- то этапе он ставит ее перед собой. В зависимости от жизненных обстоятельств цели корректируются, изменяются или отбрасываются. Цели у всех разные, но большинство из нас стремятся к развитию и самосовершенствованию, чтобы занять более высокое социальное положение. Профессионализм и прочное материальное положение дают очень важное чувство - уверенность в себе. Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет человеку войти в более престижную социальную среду. Популярность прокладывает путь к славе. Обещания быть полезными позволили многим политикам сделать удачную карьеру и возвести их к вершинам власти.
Целью
психологического образования можно
считать овладение личностью
основами психологической культуры.
Эта цель предполагает развитие психологической
готовности человека к полноценному и
позитивному взаимодействию с миром природы,
миром людей, миром культуры, с собственным
внутренним миром. Специальной задачи
на профессиональную ориентацию в области
психологии не ставится. Знания психологии
нужны каждому человеку, какую бы профессию
он ни выбрал - врача, учителя, продавца,
милиционера, банкира и т.д. Это касается
и руководителей, и подчиненных. Чем глубже
руководитель осознает самого себя, тем
более четкими будут у него представления
о своей работе и в конечном счете, о
своем жизненном пути в целом.
Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.
Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.
Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся.
Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности.
В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).
Все
это требует новых, адекватных современным
условиям, систем управления на уровне
предприятия и предъявляет
Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:
а) умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;
б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
в)
способность разработать
г)
наличие организаторских
д) способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методы управления.
Американские специалисты по управлению Г.Кунц и О’Донелл предлагают следующий перечень качеств, необходимых современному руководителю: желание руководить; умственные способности; коммуникабельность и честность.
Р. Гастенберг – один из руководителей крупнейшей в мире бизнеса корпорации «Дженерал моторз», определяя качества, которыми должен обладать в современных условиях менеджер, прежде всего, называет компетентность. Кроме того, он выделяет ответственность, умение чувствовать окружение, возникающие нужды, время, события, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям. Руководитель, по мнению Р.Гастенберга, должен также обладать высокой работоспособностью и желанием быть лучшим.
Ансофф И., американский классик стратегического управления, указывает на такие принципиально важные качества руководителя, как умение идти на риск, способность к решению социальных проблем, а также профессиональное мастерство.
Ансофф И. Выделяет шесть типов (архетипов) управляющих: лидер; администратор; плановик; предприниматель; государственный деятель (умеющий установить правильные взаимоотношения фирмы с ее социально-политическим окружением) и созидатель системы (обладающий высокой компетенцией, разнообразными способностями и умением принятия управленческих решений в условиях информационного взрыва).
Современные условия, ужесточение конкурентной борьбы требуют сочетания способностей всех шести архетипов управляющих, в то время как в начале века успех фирмы мог обеспечить руководитель, обладающий качествами одного – двух архетипов.
К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный подход к людям; порядочность.
Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.
Информация о работе Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя