Экономические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в мирохозяйственных связях.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Понятие бизнeса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда  основной формой "торговли" между  общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

     Постепенно  с развитием товарно-денежных отношений  развивался и бизнес. Во времена  рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

     Именно  на этом этапе и начал развиваться  менеджмент в том виде, в котором  мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена  рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к Успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

     Управленческая  деятельность — один из важнейших  факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в  мирохозяйственных  связях.

     Вопросы экономики и менеджмента имеют  тесную связь в работе различных  организаций.

     Цель  контрольной работы - рассмотреть экономические основы менеджмента.

 

     

  В чем заключается  экономические основы менеджмента?

     Менеджмент- это самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной  деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

     Менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

    • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
    • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
    • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
    • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
    • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
    • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.1
 

     Вопросы экономики и менеджмента имеют  решающее значение в работе различных  организаций.2

     Экономика – это деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность.

     Термин "экономика" означает в буквальном переводе с греческого "домоводство, законы ведения домашнего хозяйства" ("ойкос" — домохозяйство, "номос" — закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.3

     Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей, проблему которых изучает наука менеджмента.

     Наиболее  известная классификация потребностей людей разработана американским психологом А.Маслоу (рис. 1). В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу "пирамиды" потребностей) к высшим (на "вершине" пирамиды).4

     

     Некоторые современные обществоведы предлагают более укрупненную классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:

    • элементарные потребности (в пище, одежде, жилище);
    • потребности в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);
    • потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).

     Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (табл. 1).

Таблица 1. ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Структура потребностей Основные показатели благосостояния
Элементарные  потребности 

Потребности в пище

Потребности в одежде

Потребности в жилье

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Среднедушевой семейный доход 

Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного  пользования, финансовые активы)

Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг

Обеспеченность  жильем, его комфортность

Потребности в общих условиях жизни

Потребность в здоровье

Потребность в образовании и культуре

Потребности в передвижении в пространстве

Потребности в личной безопасности

Показатели  развития материальной базы

отраслей  социальной инфраструктуры

Контингент  обслуживаемого населения

Потребности в деятельности

Потребность в трудe

Потребность в семейно-бытовой деятельности

Потребность в досуге

Наличие работы, содержание и условия труда

Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми

Структура видов домашнего труда  
Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею

Продолжительность и структура досуга (свободного времени)

Мотивация досуга и удовлетворенность им

 

     Если  удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей как, например, объем и структура потребления различных товаров и услуг, то удовлетворение более "возвышенных" потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности, мотивация человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.5

     Наиболее  обобщающими показателями благосостояния считают среднюю продолжительность  предстоящей жизни и среднедушевой доход.

     Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага — как материальные (например, хлеб или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или "ноу-хау"). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, "ноу-хау").

     Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены — их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.6

     В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар — это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.

     Для понимания того, какие именно экономические  блага становятся товарами, надо обратить внимание еще на два приема их классификации: как потребляются те или иные блага — индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты "зайцев" (например, услугами сил правопорядка пользуются все — и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, — в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).

     Согласно  этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ — частные, общие, квазиобщественные и общественные.

     Товарами  становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

     Задача  менеджмента — обеспечить, чтобы  производство товаров и услуг развивалось наиболее эффективно.

     Она включает:

     а) управление внешними рамками бизнеса,

     б) управление внутренней обстановкой в организации.

     Внешняя среда важна, так как это:

    • источник ресурсов для процесса производства — людей, технологий, сырья,
    • она принимает товары и услуги, являющиеся результатом производства,
    • она включает те институты, которые регулируют и оказывают воздействие на деловую активность, — государство и законодательство, центральное и местное правительство, головную контору фирмы, профсоюзы, общества потребителей.7

     Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

  • в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;
  • в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

     Таким образом, "менеджмент" относится  только к тем категориям фирм или  предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения  прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Информация о работе Экономические основы менеджмента