Экономические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управление предприятием.
Цель данной работы – изучить методы управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 4
1.1. Понятие и сущность экономических методов управления 4
1.2. Экономическая стимуляция труда. 5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. 7
2.1. Коммерческий и внутрифирменный расчёт. 7
2.2. Ценовая политика и эффективное управление предприятием. 11
2.3. Конкурентоспособность и условия её обеспечения 15
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ. 18
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 177.78 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 4

1.1. Понятие и сущность экономических методов управления 4

1.2. Экономическая стимуляция труда. 5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. 7

2.1. Коммерческий и внутрифирменный  расчёт. 7

2.2. Ценовая политика и эффективное  управление предприятием. 11

2.3. Конкурентоспособность и условия  её обеспечения 15

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ. 18

4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В отечественной экономике  широко применяют экономический  механизм менеджмента. Это является необходимым условием для адаптации  предприятий к новым условиям хозяйствования.

Данная тема актуальна  для изучения, потому что на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием. Экономические методы управления наиболее полно обеспечивают функционирование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики.

Экономический механизм хозяйствования состоит из:

1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

3.  Политики предприятия по направлениям деятельности, включая:

  • обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
  • развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
  • развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
  • кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
  • политику ценообразования.

4. Рационального сочетания методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

В данной курсовой работе будет  рассмотрены экономические методы управление предприятием.

Цель данной работы –  изучить методы управления предприятием. 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.

    1. Понятие и сущность экономических методов  управления


 

Экономические методы управления - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Использование экономических  методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства.1

Экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий. 

1.2. Экономическая стимуляция труда.


 

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию.

Мотивация (стимуляция):

  • Функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью;
  • Процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.2

Мотивация (стимуляция) направлена на повышение заинтересованности работников в развитии производства и складывается из трех основных составляющих: 
1) заработная плата, премии (или бонусы); 
2) дополнительные выплаты; 
3) штрафы.

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и главным стимулом работников фирмы, выполняя стимулирующую (мотивационную) функцию. Именно эта функция механизма заработной платы играет главную роль в интенсивном использовании живого труда, направляет его на реализацию целей управления.

Дополнительные  выплаты - вознаграждения, помимо заработной платы, которые получают работники от своих работодателей:  
- пенсии;  
- пособия по медицинскому страхованию;  
- оплата очередных отпусков и оплату отпусков по болезни.3

Штраф – вид наказания; денежное взыскание в пользу организации.

 

Стимулирование труда  как способ управления предполагает использование всего многообразия существующих форм и методов регулирования  трудового поведения.4

В качестве основных методов управления выступает система  заработной платы, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Деятельность работника  направлена на получение от предприятий  определенных социально значимых благ, а функционирование предприятия  основано на том вкладе, который вносит в него работник.5

В зависимости от системы  оплаты труда мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так и оценка работника (хотя последняя в конечном счете также выразится размером заработка). Однако оценка работника (его заслуг) с последующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более предпочтительной, поэтому организация заработной платы с оценкой заслуг играет большую мотивационную роль, нежели оплата без оценок.

В сознании работника заработная плата психологически ассоциируется  с признанием его авторитета на предприятии, выражая его социальный статус; именно через заработную плату работник оценивает себя, свои успехи в работе.6

Вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров, прямым образом, связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает.

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Основными экономическими методами в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

1)   коммерческий расчет;

2)   внутрифирменный  расчет;

3)   ценовая политика  и механизмы ценообразования;

4)   обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия.

2.1. Коммерческий и внутрифирменный расчёт.


 

В условиях рыночной экономики  предприниматель достигает прибыльного  ведения производства посредством  коммерческого расчета (в нашей  стране его называют хозяйственным  расчетом). Этот метод ведения хозяйства  предусматривает сопоставление  в денежной форме произведенных  затрат и полученных рыночных результатов  хозяйственной деятельности.

Экономический механизм предполагает использование метода коммерческого расчета:

  • в области обеспечения рентабельности производства и сбыта;
  • для распределения капиталовложений и размещения производства;
  • финансирования и кредитования;
  • развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др.

Организация хозрасчёта основана на принципах:

  1. Окупаемость затрат и рентабельность. Хозрасчёт обеспечивает организации возмещение издержек производства и получение прибыли. Предприятие должно получать доход, который покроет издержки и обеспечит получение достаточной прибыли.
  2. Хозяйственно-оперативная самостоятельность. Организация получает хозяйственную самостоятельность – она сама распоряжается своим имуществом, реализует готовую продукцию и нанимает работников. Каждая организация имеет расчётный счёт в банке и может получать в банках ссуды, имеет самостоятельный баланс и систему бухгалтерского учёта.
  3. Материальная ответственность. Каждая организация и её работники отвечают за невыполнение своих обязательств. Если на предприятии ухудшается качество выпускаемой продукции, то это вызывает уменьшение доходов. Из-за этого происходят задержки в платежах в бюджет, поставках и т.д. (это приводит к штрафам, административной или даже уголовной ответственности). Так же существует и индивидуальная ответственность работников организации (материальная или административная).
  4. Материальная заинтересованность. Все расходы организация ведёт за счёт собственных средств. Эти расходы и платёжеспособность напрямую зависят от поступления доходов, поэтому чем лучше работает организация, тем лучше её финансовое положение и платёжеспособней она является.
  5. Контроль рублём. Во-первых, результат работы организации должен зависеть от вклада её самой, а не от сторонних причин, например, инфляции. Во-вторых, большое значение имеют капитальные вложения. Финансируя производство, банки способствуют мобилизации резервов производства и повышению его эффективности.

Конечная цель коммерческого  расчёта – определение совокупности управленческих действий для получения  организацией прибыли. Важнейшими элементами коммерческого расчёта являются7:

1) глобальная политика  и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства, обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

2) организация условий  устойчивого финансирования (с учетом  кредитования) производственной деятельности  и развития предприятия.

В рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма экономических взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.8

Внутрифирменные расчеты  можно подразделить на следующие  виды:

  • расчеты между фирмой, дочерними и зависимыми обществами;
  • расчеты между фирмой, ее филиалами, представительствами и обособленными рабочими местами, расположенными на отдельных территориях вне основного местоположения фирмы;
  • расчеты между структурными подразделениями фирмы.9

Каждый из видов внутрифирменных  расчетов имеет свои особенности. Расчеты между фирмой, дочерними и зависимыми обществами (расчеты группы взаимодействующих предприятий). Под группой взаимодействующих предприятий понимается группа, в состав которой входит несколько юридических лиц. Сама же группа не имеет статуса юридического лица. Отличительной характеристикой группы предприятий является их внутренняя экономическая зависимость от основной фирмы.

Расчеты между фирмой, ее филиалами, представительствами и  другими обособленными подразделениями. Это расчеты по взаимному отпуску материальных ценностей, продаже продукции, оплате труда персонала и другим текущим операциям. Фирма составляет общий баланс, включающий показатели всех структурных подразделений. Обособленные подразделения платят налоги по месту нахождения. Рассчитывает эти налоги фирма. К обособленным подразделениям по налоговому законодательству относятся любые территориально обособленные от фирмы подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места.

Расчеты между структурными подразделениями. В начале 1990-х годов наибольшее развитие и распространение в расчетах между подразделениями предприятия получил хозрасчет. Принципы хозрасчета реализовывались через механизм, который предполагал разделение труда внутри предприятия. Механизм строился с учетом взаимодействия структурных подразделений. Информация о взаимных расчетах, обслуживающих внутрифирменный оборот, позволяла разработать перечень показателей и нормативов для планирования и контроля деятельности структурных подразделений.10

Коммерческий и внутрифирменный  расчет представляют собой единую систему  расчета. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого  расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого  расчета.11

Информация о работе Экономические методы управления