Экономические методы управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить методы управления белорусским предприятием.

Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Сущность и природа экономических методов управления……………5

1.1. Сущность экономических методов управления……………………..5

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет…………………………7

1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием…....10

1.4. Обеспечение конкурентоспособности……………………………...14

1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента……………………………………………………….17

2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях конкретной фирмы………………………………………………………………19

3. Пути совершенствования реализации экономических методов управления……………………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………..31

Список использованных источников……………………………………33

Работа содержит 1 файл

ГотовоКурсовая Менеджмент предприятия и организации.doc

— 242.50 Кб (Скачать)
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Менеджмент предприятия и организации 

Тема: Экономические  методы управления на предприятии

 

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1.Сущность  и природа экономических методов  управления……………5

     1.1. Сущность экономических методов управления……………………..5

     1.2. Коммерческий и внутрифирменный  расчет…………………………7

     1.3. Ценовая политика и эффективное  управление предприятием…....10

     1.4. Обеспечение конкурентоспособности……………………………...14

     1.5. Взаимодействие экономических методов  менеджмента с функциями менеджмента……………………………………………………….17

     2. Анализ реализации экономических  методов управления в условиях  конкретной фирмы………………………………………………………………19

     3. Пути совершенствования реализации  экономических методов управления……………………………………………………………………….27

     Заключение………………………………………………………………..31

     Список  использованных источников……………………………………33

 

Введение 

     В связи с переходом отечественной  экономики к рынку изучение и  внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования

     Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:

     1. Целей предприятия и его структурных  образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

     2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

     3.Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности, включая.

  • обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
  • развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
  • финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
  • развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
  • кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
  • политику ценообразования.

     4. Оптимального (рационального) сочетания  централизованных и децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

     В данной курсовой работе будет рассмотрены  экономические методы управление предприятием.

     Цель  данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить методы управления белорусским предприятием.

     Данная  тема актуальна для изучения, так  как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться  только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

     Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

     Задачи  курсовой работы:

  • изучить сущность экономических методов управления:
  • изучить коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования;
  • изучить внутрифирменный расчет;
  • изучить ценовую политику и эффективное управление предприятием;
  • изучить обеспечение конкурентоспособности предприятия;
  • проанализировать внедрение экономических методов управления предприятием;
  • дать предложения по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях.
 

 

     1. Сущность и природа  экономических методов  управления 

     1.2 Сущность экономических  методов управления 

     Ключевым  элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

     Основными экономическими методами (моделями) в  менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

     1)   коммерческий расчет;

     2)   внутрифирменный расчет;

     3)  ценовая политика и механизмы  ценообразования;

     4)  механизмы и методы повышения  качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом [4, c.408].

     Экономические методы управления в менеджменте - это  совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

     Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом [14, c.163].

     Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке [4, c.407].

     В системе методов управления выделяют:

    • Административный метод;
    • Экономический метод;
    • Социально-психологический метод [13, c.53].

     Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. 

 

      1.2. Коммерческий  и внутрифирменный  расчет 

     Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы [3, c.92].

     Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

     Конечной  целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются [4, c.410]:

     1) глобальная политика и инструменты  ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

     2) организация условий устойчивого  финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности  и развития предприятия.                            

     Существуют  различные способы и формы использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

     Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

     Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

     Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

     В результате в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

     Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Информация о работе Экономические методы управления на предприятии