Экономические методы управления и их развитие на примере ОАО “Рыбокомбинат “Любань”

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить экономические методы управления белорусским предприятием.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность экономических методов управления 5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9
1.4. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента 13
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «РЫБОКОМБИНАТ «ЛЮБАНЬ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ основных финансово- экономических показателей деятельности предприятия 15
2.3. Основные проблемы реализации экономических методов управления на предприятии 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «РЫБОКОМБИНАТ «ЛЮБАНЬ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36
ПРИЛОЖЕНИЕ В 42

Работа содержит 1 файл

курсовая10.doc

— 978.50 Кб (Скачать)

    3.Скользящая  цена в момент заключения договора может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли;

    4. В условиях жесткой конкуренции  все большее число предприятий  (компаний) устанавливают цены на  основе воспринимаемой ценности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него;

    5. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых;

    6. Ценообразование в рамках внутрифирменного  расчета строится на иных принципах.  Цены в этом случае выполняют  свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.

    Установление  этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:

    1)    различие в уровне накладных  расходов в отделениях, филиалах  и дочерних компаниях, связанных  между собой единством технологического цикла производства и сбыта продукции (услуг);

    2)    различие в подходах к внутрифирменному ценообразованию.

    При этом механизм внутрифирменного ценообразования  оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.

    В практике отработки и внедрения механизма внутрифирменного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:

    1. Внутрифирменные цены, основанные на издержках производства;

    2. Внутрифирменные цены, основанные на рыночных ценах;

    3. Внутрифирменные цены, основанные  на фактической цене конечной продукции;

    4. Внутрифирменные цены, формируемые на договорной основе;

    5. Смешанные методы внутрифирменного  ценообразования.

1.4. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента

    Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым  элементом экономического механизма  менеджмента.

    Они могут эффективно применяться в  управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента.

    Методы  ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

    Взаимосвязь экономических методов с основными  видами деятельности предприятия и функциями менеджмента приведена на рисунке 1. 

    

 

    Рисунок 1 - Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента [11] 

    Таким образом, экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи  и являются базовым элементом  экономического механизма менеджмента.

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «РЫБОКОМБИНАТ  «ЛЮБАНЬ»

2.1.  Общая характеристика  предприятия

    ОАО Рыбокомбинат «Любань» - современное  высокоэффективное предприятие, крупнейший поставщик рыбной продукции. Комбинат имеет все условия для производства качественной конкурентоспособной  продукции. Качество продукции соответствует мировым стандартам и является конкурентоспособным, пользуется спросом у потребителей.

    Открытое акционерное общество "Рыбокомбинат "Любань" расположено в пойме реки Оресса в Любанском районе на юге Минской области. Юридический адрес предприятия: 223812 Минская обл., г. Любань, ул. Боровика, д. 6. Источником водоснабжения прудов хозяйства является Любанское водохранилище полезной емкостью 32.7 миллионов метров кубических, площадью 2428 гектар, средняя глубина – 1,7 метров. Пойменное расположение прудов позволяет реке Орессе выполнять роль водоотводящего канала, обеспечивающего полный спуск и осушение ложа после спуска воды. По левому берегу реки Оресса 10 нагульных прудов, обеспечивающихся водой из водоподающего канала ВП-1. На правом берегу реки Оресса расположено четыре нагульных пруда, а нагульные пруды 11-низ и 11-верх находятся в низине, ближе к реке Талица. В междуречье рек Оресса и Талица располагается вся выростная площадь рыбокомбината. Водой пруды обеспечиваются из магистрального канала ВП-2. Спуск выростных прудов - через специальные каналы в р. Талица.

    Для возвращения фильтрационных вод в водоподающие каналы на предприятии имеется насосная станция, которая располагается в торце водоподающего канала ВП-2-1 на берегу реки Оресса и позволяет перекачивать воду из реки в водоподающий канал ВП-2, откуда она по системе каналов поступает для питания всех прудов, расположенных на правом берегу реки Оресса.

    В настоящее время прудовый фонд предприятия включает в себя:16 нагульных прудов общей площадью 1654 гектара; 25 выростных прудов общей площадью 343, 7 гектар; 4 маточных пруда общей площадью 14,8 гектар; 3 мальковые и 1 карантинный пруды общей площадь 6,5 гектар; нерестовые пруды общей площадью 13,3 гектар; зимовальные пруды и земляные садки общей площадью 38,7 гектар.

    В прудах рыбокомбината выращиваются такие виды рыб, как карп, щука, сом, из растительноядных - амур, толстолобик.

2.2. Анализ основных финансово- экономических показателей деятельности предприятия

Экономическая оценка эффективности использования трудовых ресурсов

    По  состоянию на конец 2009 г. списочная численность ОАО «Рыбокомбинат «Любань» составила 173 человека. [9].

Таблица 1 - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами на конец 2009 г.

Категория работников Количество, человек % от общего  числа
1.Персонал  основного вида деятельности: 148 85,5
1.1. Рабочие 112 64,7
1.2. Служащие, из них 36 20,8
1.2.1.Руководители 20 11,6
1.2.2.Специалисты 16 9,2
2.Персонал  не основного вида деятельности 25 14,5
Итого: 173 100,0
 

    Из  таблицы 1 мы видим, что управленческий персонал всего по комбинату составляет 40 человек или 24,80% в общей численности (из них руководители и специалисты составляют соответственно11,6% и 9,2 %, другие служащие составляют 20,8 %) и рабочие 112 человек (64,7%). Персонал не основного вида деятельности составляет 14,5 %.

    Образовательный уровень сотрудников в целом по комбинату приведен в таблице 2. 

Таблица 2 - Образовательный уровень сотрудников  на конец 2009г.

Наименование  показателя Списочная численность работников В том  числе
Служащие из них Другие служащие Рабочие
Рук-ли Спец - ты
Всего работников 173 36 20 16 25 112
в том числе имеют образование:
Высшее 25 17 13 4 8 -
Ср. специальное 28 14 6 8 3 11
Среднее 44 5 1 4 14 25
Проф. техническое 68 - - -   68
Базовое 8 - - - - 8
 

    Для характеристики движения рабочей силы необходимо рассчитать и проанализировать динамику следующих показателей:

    • коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр)
 

                       (1)

    • коэффициент оборота по выбытию (Кв)
 

                              (2)

    • коэффициент текучести кадров (Кт)
 

              (3) 

Таблица 3 - Исходные данные для расчета показателей движения рабочей силы

Показатель 2007 2008 2009
Среднесписочная численность персонала, чел. 137 161 173
Число принятого на работу персонала, чел. 109 89 113
Количество  уволившихся работников, чел. 82 86 82
Количество  уволившихся по собственному желанию  и за нарушение трудовой дисциплины, чел. 82 86 6
 

Таблица 4 - Показатели движения рабочей силы

Показатель 2007 2008 2009 2009г. к 2007г., %
Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр) 0,8 0,55 0,65 81,25
Коэффициент по выбытию (Кв) 0,6 0,53 0,47 78,3
Коэффициент текучести кадров (Кт) 0,6 0,53 0,03 5

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие на примере ОАО “Рыбокомбинат “Любань”