Экономические методы управления и их развитие для мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение экономических методов управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Также в данной курсовой рассмотрены вопросы касающиеся основного содержания экономических методов управления, реализации экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку и рассмотрение использования экономических методов управления для мотивации персонала.

Содержание

Введение
1.Основное содержание экономических методов управления……...5 стр.
1.1Основные положения и классификация экономических методов управления…………………………………………………………………5 стр.
1.2Коммерческий и внутрифирменный расчёт………………………..9 стр.
1.3Обеспечение конкурентоспособности………………………………13 стр.
2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………………………………16 стр.
2.1Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях……………………………………………………………………………………………16 стр.
2.2Ценовая политика и эффективное управление предприятием……………………………………………………………………………………….23 стр.
3. Использование экономических методов управления для мотивации персонала……………………………………………………………………………………………30 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………35 стр.
Список используемой литературы………………………………………………………..37 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая)).docx

— 62.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАСТВЕННЫ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

                        

                                                   Кафедра экономики и менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине Основы Менеджмента

На тему: Экономические методы управления и их развитие для мотивации персонала. 

     Исполнитель: Студент второго курса

     Торгово-экономического факультета

     Специальности Менеджмент организации 080507

     Поречин Алексей Игоревич

     Номер зачётной книжки: 10045

     Научный руководитель

     Доцент  Василий Васильевич Зародин 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Основное содержание экономических методов управления……...5 стр.

1.1Основные  положения и классификация экономических  методов управления…………………………………………………………………5 стр.

1.2Коммерческий  и внутрифирменный расчёт………………………..9 стр.

1.3Обеспечение  конкурентоспособности………………………………13 стр.

2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………………………………16 стр.

2.1Особенности  экономических методов управления  в рыночных отношениях……………………………………………………………………………………………16 стр.

2.2Ценовая  политика и эффективное управление  предприятием……………………………………………………………………………………….23 стр.

3. Использование  экономических методов управления  для мотивации персонала……………………………………………………………………………………………30 стр.

Заключение…………………………………………………………………………………………35 стр.

Список используемой литературы………………………………………………………..37 стр. 
 
 
 
 

     Введение.

     Не  имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они  говорили, что делать нам.

     Стив  Джобс.

     Целью данной курсовой является изучение экономических  методов управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Также в данной курсовой рассмотрены вопросы касающиеся основного содержания экономических методов управления, реализации экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку и рассмотрение использования экономических методов управления для мотивации персонала.

     Поставленными задачами является изучение понятия  и классификации экономических  методов управления, коммерческого  и внутрифирменного расчёта, обеспечение  конкурентности, особенностей экономических методов управления в рыночных отношениях, ценовой политики и эффективное управление предприятием.

     «Экономические  методы управления и их развитие в  условиях перехода к рыночным отношениям» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день.  Тема работы актуальна потому, что методы управления - совокупность способов и приемов  воздействия субъекта управления посредством  своей дельности на управляемый  объект для достижения поставленной цели.

     Переход к основам рыночной экономики  коренным образом сказывается на работе основного субъекта, звена  рыночной экономики – предприятия. На этом уровне создается продукция (товары, услуги), решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии; именно предприятие несет основную социальную ответственность перед обществом и каждым работником.

     Становление рыночной экономики  требует  изменения  не  только  форм  и методов  хозяйствования, но и нового образа мышления его участников,   т.  е.

     в конечном счёте всех трудящихся. Без  того,  что  принято  называть  «новым экономическим мышлением», практически  невозможно  реально  создать  и  новые хозяйственные   отношения.   И   именно    руководителям,    прежде    всего производственных  объединений   и   предприятий,    особенно   необходимо формировать  у  себя  новый  тип  мышления,  отвечающий  задачам  конкретного  обновления экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Основное  содержание экономических  методов управления

     1.1Основные  положения и классификация  экономических методов  управления.

     Вообще  экономические методы это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

     В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно  связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или  с результатами деятельности всей фирмы.

     Таким образом, мы можем выделить определение, что экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью  которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий  обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.1

     Основными экономическими методами (моделями) в  менеджменте предприятия, обеспечивающими  его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

  • коммерческий  расчет;
  • внутрифирменный расчет;
  • ценовая политика и механизмы ценообразования;
  • механизмы и методы повышения качества и  обеспечения     
  • конкурентоспособности продукции и предприятия в  целом.2
 

   Методы управления  классифицируются по многочисленным  признакам. Так, выделяют методы  прямого и косвенного воздействия.  При использовании первых предполагается  непосредственный результат воздействия,  вторые же направлены на создание  определенных условий для достижения  конкретных результатов. Можно  выделить методы формального  и неформального воздействия.  Их соотношение отражает характерные  черты стиля управления.

         Наибольшее значение имеет классификация  методов управления на основе  объективных законов, присущих  системе управления, а также потребностей  и интересов лица или лиц,  на кого направлено воздействие.

       Классификация включает следующие методы управления:

  • административные (организационно-распорядительные);
  • экономические;
  • социально-психологические;
  • воспитательные и др.

        Такое деление методов в известной  мере условно, так как абсолютно  четко обособить каждый из  них не представляется возможным:  они взаимопроникают и имеют  немало общих черт, то же время  присущие им различия в способах  воздействия на объекты управления  позволяют рассматривать каждый  из методов в отдельности.

        Особую остроту проблема методов  управления приобретает в обстановке  перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами  создаваемой в России рыночной  экономики является переход от  преимущественно административных  к преимущественно экономическим  методам управления.

         Экономические методы. Потребность  в экономических методах управления  закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития  частного предпринимательства не  всегда возможно и разумно  решать с помощью директивного  воздействия сложную совокупность  задач удовлетворения растущих  потребностей населения.

        Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.3

       Особенности экономических методов  управления состоят в том, что  они:

  • базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
  • оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
  • непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
  • побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

        Экономические методы управления  должны занять и неизбежно  займут доминирующее положение.  Это необходимо для обеспечения  нормальных условий функционирования  ассоциаций, союзов, предприятий в  новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число  звеньев управления.

        При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в  условиях рынка легче преодолевают  инертность в реализации своих  задач, обусловленной отсутствием  соответствующей экономической  заинтересованности в оперативном  удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума  снижается необходимость в административном  контроле, который сосредоточивается,  если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

       Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов  решается непосредственно в основных  звеньях управления, ближе к источнику  информации. В прошлом в условиях  необоснованно широкого применения  административных методов нередко  на высоких уровнях управления  принимались решения, которые  по своему содержанию входили  в компетенцию нижестоящих звеньев  управления. В результате замедлялся  процесс принятия решений и  не обеспечивалась требуемая  оперативность управления, снижались  его компетентность и качество.

        Использование системы экономических  методов на государственных предприятиях  даст должный эффект только  в том случае, если принцип  прибыльности ведения хозяйства  будет охватывать все звенья  организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с  распределением материальной ответственности  между всеми ее звеньями.

        В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с большим эффектом. 4

           Экономические методы можно подразделить  по виду их воздействия на  две группы:

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие для мотивации персонала