Экономические и административные методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены экономические и административные методы управления предприятием.
В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования.
Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1: Сущность, содержание и особенности экономических методов управления предприятием……………………………………………………...6
1.1. Сущность, значение и содержание экономических методов управления………………………………………………………………………...6
1.2. Характеристика экономических инструментов управления………………9
1.3. Пути совершенствования экономических методов упраления в современных условиях………………………………………………………….16

Глава 2: Сущность, содержание и особенности административных методов управления организацией…………………………………………..19
2.1. Сущность и содержание административных методов управления……………………………………………………………………….19
2.2. Особенности использования административных методов управления в современных условиях…………………………………………………………..22
2.3. Пути совершенствования административных методов управления…………………………………………………………….................27

Заключение……………………………………………………………………..32

Список использованной литературы………………………………..............34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 61.36 Кб (Скачать)

Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации издержек и повышения  производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной  самостоятельности. Характер отношений  между подразделениями предприятия  в рамках внутрифирменного расчета  во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании, то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия.

В результате в рамках коммерческого расчета  возникла и развилась такая форма  взаимоотношений внутри фирмы, которую  можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета  отражают потребность в обеспечении  минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.

В соответствии с принятыми отношениями в  рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный  расчет представляют собой единую систему  расчета, что вытекает из общих целей  и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет в многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности  компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и  отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете  цены отражают реальные процессы и  в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

Ценам и  ценообразованию принадлежит центральное  место в экономическом механизме управления промышленным предприятием.

В современных  условиях концентрации производства и  монополистического регулирования  рынков существенно изменились условия  формирования цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.

А именно:

Произошли качественные изменения механизма  ценообразования, представляющего  сложную систему взаимозависимых  действий и функций регулирования  и рыночной конкуренции.

Возросла  роль факторов, определяющих уровень  цен на конечную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.

Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении.

Рыночные  цены на большинство товаров мирового рынка устанавливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.

Промышленные  предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

Учитывая  эти изменения политика ценообразования  должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

Цели  ценовой политики:

1. Обеспечение  обоснованного планирования и  согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции,

2.    Создание условий для поддержания  единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке.

Реализация  этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с маркетинговой деятельностью, проведением технической и инвестиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конкурентоспособность.

Главная стратегическая задача предприятия  заключается в том, чтобы предложить покупателю товар, ценность которого позволяла  бы назначить цену, превышающую издержки.

При определении  ценовой политики следует иметь  в виду, что в качестве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).

Предприятия, как правило, при взаимных расчетах и расчетах с внешними контрагентами используют два вида цен: расчетные и публикуемые.

Публикуемые цены являются твердыми фиксируемыми. К ним относят: прейскурантные и справочные цены, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых публикуются в печати. Публикуемые цены отражают уровень мировых цен.

Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые  на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и на другую нестандартную продукцию. Такие цены принято называть договорными. Договорные цены отражают достигнутый уровень эффективности производства предприятием-производителем продукции.

Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих успех этого  товара и его производителя на рынке.

Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью  показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.

 

 

 

1.3. Пути  совершенствования экономических методов упраления в современных условиях.

 

Совершенствование управления во многом связано с внедрением прогрессивных форм управления, которые  предусматривают следующее:

1. Ориентацию  производства на удовлетворение  общественных потребностей, на приоритет  потребителя в его взаимоотношениях  с производителем, на эффективное  взаимодействие с внешней средой.

2. Повышение  заинтересованности трудового коллектива  в повышении качества продукции,  снижение затрат на ее производство, внедрение достижений научно-технического  прогресса.

3. Создание  условий для проявления инициативы  и активности работников в  решении производственных вопросов.

На уровне предприятия выделяются два основных пути совершенствования хозяйственного механизма управления.

Первый путь - организационно-экономический.

Заключается в достижении четкого регламентирования  функций и ответственности работников, а также в создании всех условий  для заинтересованности каждого  работника в устойчивом и качественном функционировании производства.

Второй путь - автоматизация управления.

Предполагает  комплексное использование экономико-математических методов и средств вычислительной техники в процессе управления. Это  предоставляет возможность эффективно перерабатывать управленческую информацию, лучше увязывать происходящие в  производстве процессы. Внедрение автоматизации  в управление позволяет разгрузить человека от монотонного труда, а  иногда и устранить ошибки, допущенные человеком в процессах подготовки и переработки информации. Путь автоматизации - логическое продолжение организационно-экономического пути.

Для общей  оценки качества управления применяются  такие критерии, как оперативность, оптимальность и эффективность.

Оперативность управления определяется его темпами, то есть временем, затраченным на сбор и обработку информации, и своевременностью принятия и выполнения управленческих решений.

Оптимальность управления оценивается качеством  принимаемых решений, которые должны быть реальными для выполнения в  конкретных производственных условиях. В то же время их реализация должна осуществляться с определенным напряжением  сил коллектива, с проявлением  творчества, высокой организованности, повышением производительности труда.

Эффективность управления должна в конечном счете определяться результатами производства, где одним из основных показателей является величина прибыли. Особое внимание обращается на снижение уровня колебаний совокупной прибыли предприятия. Отсюда стремление к выравниванию колебаний прибыли по разным видам изготовляемой продукции.

Для эффективного функционирования крупного предприятия  необходимы внутренняя гармония и хорошая  адаптация к внешней среде.

Весьма важно, чтобы каждый работник четко знал свои обязанности и стремился  выполнить их полностью и вовремя. Однако чрезмерное усердное стремление и скрупулезное выполнение тем или  иным работником служебно-должностных  предписаний создает ему репутацию  формалиста. О таких говорят: "С  ним невозможно договориться", "С  ним трудно работать". И сам  работник тоже испытывает психическую  напряженность и недоумение: дескать, стараюсь, а мной недовольны . Такая противоречивость возникает потому, что любая организация не может успешно функционировать, а тем более интенсивно развиваться, если действия каждого жестко регламентированы и контролируются.

Информация о работе Экономические и административные методы управления