Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Целью данной работы является рассмотрение необходимость микроэкономического регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
рассмотреть сущность и значение микроэкономического регулирования рыночной экономики;
описать методы государственного регулирования рыночной экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;
проанализировать проблемы микроэкономического регулирования в экономике Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………….…..….….4
1.1Экономические функции государства…………………………………….6
1.2. "Фиаско" рынка………………………….……….……………….…..…..6
1.3"Фиаско" Государства……………………………………………………..
1.4Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………27
Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.
Наряду с приведенной классификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:
эффективность - содействие эффективному распределению ресурсов общества;
справедливость - деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;
стабильность - осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.
Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).
Отсюда - ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.
Государственное регулирование
экономики - это набор типовых
мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
государственными органами для воздействия
на деятельность хозяйствующих субъектов
и рыночную конъюнктуру с целью
обеспечения условий для
Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.
Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.
Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.
Цель государственного регулирования
- поддержание экономической и
социальной стабильности в обществе,
обеспечение эффективности
Во всех странах существуют
специальные государственные
Отличие программ, разрабатываемых
в условиях рыночной экономики, от планов,
принимавшихся в
1.3"Фиаско" Государства
Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.
Причинами фиаско (провалов) государства может быть:
ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;
несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
наличие временного лага между
осознанием проблемы, принятием решений,
их воплощением в жизнь и
Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
В заключение следует еще
раз подчеркнуть, что цель деятельности
государства в рыночной экономике
- не перестройка рыночного
При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным.
1.4. Факторы возникновения фиаско рынка.
Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка:
1) Внешние эффекты. Система
цен действует эффективно
2) Общественные блага.
Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:
- Лицо, осуществляющее предложение,
может решить, что одним людям
оно будет предлагать свой
товар, а другим – нет, - это
называется свойством
- Использование единицы
товара одним лицом
К общественным благам относятся
и знания. Известно, что достоинства
и преимущества знаний как товара
не могут быть полностью использованы
его создателем в виде получения
прибыли. Указанные преимущества могут
достаться широкой
Не обладающие свойствами исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим, без каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Если какая либо группа людей заплатила за оборону страны, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно и не платить (проблема “зайцев”). Поэтому все захотят стать “зайцами” и национальная оборона не будет профинансирована вообще.
3) Недостаточная конкуренция. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого случая может служить монополия. В условиях недостаточной конкуренции монополия может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж, а на проданную цену. В таких случаях возможно неоправданное использование, вплоть до истощения, ограниченных факторов производства.
4)Гиперинфляция. При высоком уровне инфляции (так называемой гиперинфляции) крайне затрудняется прогнозирование хода экономического развития. Экономические структуры, такие, как домохозяйства и фирмы, теряют рыночные ориентиры и наступает фиаско рынка. То же самое происходит и при циклической безработице.
Многие экономисты перечисляют
другие источники фиаско рынков в
дополнение к тем, о которых шла
речь. Например, такое явление как
циклическая безработица, тоже иногда
относятся к разряду фиаско рынке.
Справедливо, что экономика, подверженная
чрезмерной инфляции и безработице,
создает неблагоприятную
Таким образом, фиаско рынка
означает неспособность рынка обеспечить
эффективнее распределение
2 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
2.1. Сущность микроэкономического регулирования
Во всех экономических
системах государство регулирует экономику.
Такое регулирование в
В современных условиях государственное
регулирование экономики
В рамках национальной экономики
можно выделить два уровня регулирования.
Во-первых, это микроуровень, здесь
имеет место действие фирм и государства
на уровне первичного хозяйствующего
субъекта. Во-вторых, макроуровень, в
данном случае осуществляется деятельность
государства в масштабах