Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение необходимость микроэкономического регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
рассмотреть сущность и значение микроэкономического регулирования рыночной экономики;
описать методы государственного регулирования рыночной экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;
проанализировать проблемы микроэкономического регулирования в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….….4
1.1Экономические функции государства…………………………………….6
1.2. "Фиаско" рынка………………………….……….……………….…..…..6
1.3"Фиаско" Государства……………………………………………………..
1.4Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………27

Работа содержит 1 файл

реферат микроэкономика.docx

— 48.14 Кб (Скачать)

Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все  общество. Поскольку доходы государства  формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.

Наряду с приведенной  классификацией функций государства  существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:

эффективность - содействие эффективному распределению ресурсов общества;

справедливость - деятельность государства, направленная на обеспечение  социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;

стабильность - осуществление  мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.

Важное теоретическое  и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы  государственного вмешательства в  экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания  необходимости государственного вмешательства  в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких  масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).

Отсюда - ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.

Государственное регулирование  экономики - это набор типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия  на деятельность хозяйствующих субъектов  и рыночную конъюнктуру с целью  обеспечения условий для нормального  функционирования рыночного механизма  и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования  зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот  во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и  социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей  регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость  и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться  ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или  иных целей постоянно меняется в  зависимости от экономической конъюнктуры.

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых  в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в  их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

 

1.3"Фиаско" Государства

Государственному воздействию  на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные  недостатки. Положение, при котором  государство (правительство) не в состоянии  обеспечить эффективное распределение  и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

несовершенство политического  процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут  приходить в противоречие с интересами общества в целом;

неспособность государства  полностью предусматривать и  контролировать последствия принятых им решений;

наличие временного лага между  осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка  может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить  за возможными неблагоприятными последствиями  своих действий, и в случае необходимости  корректировать их в соответствии с  конкретной социально-экономической  и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще  раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его  свободного функционирования. Современный  рынок не может эффективно функционировать  без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство  имеет свои пределы. Рынок и государство  не противостоят друг другу, а дополняют  друг друга. Это две стороны одной "медали" - смешанной экономики.

При этом сочетание рынка  и государства в разных странах  может быть разным.

 

1.4. Факторы возникновения фиаско рынка.

Существует несколько  факторов возникновения фиаско рынка:

1) Внешние эффекты. Система  цен действует эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям. Однако иногда рыночные цены не отражают действий производителей либо потребителей. Внешний эффект заключается в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки успешно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров или услуг. Обыкновенно цены отражают хотя бы примерную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости. В противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в этой сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц, и никак не отражаемые в ценах, известны под названием внешних эффектов. Классическим примером внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Допустим, что сталелитейный завод делает выброс в реку, приводящий к тому, что место отдыха вниз по течению становится непригодным для купания и рыболовства. Но поскольку вряд ли есть какой-либо рынок, на котором руководство завода, с одной стороны, и купальщики с рыболовами – с другой, могли бы покупать и продавать права на загрязнение, то существует внешний эффект. Он преуменьшает издержки водопотребления сталелитейным заводом и стимулирует к слишком интенсивным затратам воды на предприятии для производства стали. Это приводит к неэффективности вложений. Если подобный внешний эффект присутствует во всей отрасли, то цена стали (равная предельным издержкам производства) будет ниже, чем в условиях учета в производственных затратах издержек загрязнения. В результате будет выпущено слишком много стали и производство окажется неэффективным.

2) Общественные блага.

Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:

- Лицо, осуществляющее предложение,  может решить, что одним людям  оно будет предлагать свой  товар, а другим – нет, - это  называется свойством исключения.

- Использование единицы  товара одним лицом ограничивает  возможность использования товара  другими лицами, - это называется  свойством соперничества. Однако  ряд товаров не обладает свойствами  исключения и соперничества. Их  называют общественными благами.  Данный источник несостоятельности  рынка проявляется тогда, когда  рынки не способны предложить  товары, полезные для многих потребителей. Общественным благом называется  товар, который благодаря низкой  цене может стать доступным  для многих потребителей, но, будучи  адресованным лишь некоторым  из них, он может остаться  недоступным для других. Предположим,  что какая-то фирма принимает  решение о проведении исследований  по новой технологии, для которой  она не сможет получить патент. Когда же это изобретение становится  широко известным, другие фирмы  получат возможность воспроизвести  его. В той мере, в какой затруднительно  оградить другие фирмы от продажи  данного товара, это исследование  не будет прибыльным.

К общественным благам относятся  и знания. Известно, что достоинства  и преимущества знаний как товара не могут быть полностью использованы его создателем в виде получения  прибыли. Указанные преимущества могут  достаться широкой общественности таким образом, что создатель  товара не получит никакого вознаграждения. Поэтому роль государства в инновационной  экономике сложно переоценить.

Не обладающие свойствами исключения, они не могут быть предоставлены  одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим, без каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Если какая либо группа людей  заплатила за оборону страны, все  остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно и не платить (проблема “зайцев”). Поэтому все захотят  стать “зайцами” и национальная оборона не будет профинансирована вообще.

3) Недостаточная конкуренция.   В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого случая может служить монополия. В условиях недостаточной конкуренции монополия может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж, а на проданную цену. В таких случаях возможно неоправданное использование, вплоть до истощения, ограниченных факторов производства.

4)Гиперинфляция.  При высоком уровне инфляции (так называемой гиперинфляции) крайне затрудняется прогнозирование хода экономического развития. Экономические структуры, такие, как домохозяйства и фирмы, теряют рыночные ориентиры и наступает фиаско рынка. То же самое происходит и при циклической безработице.

Многие экономисты перечисляют  другие источники фиаско рынков в  дополнение к тем, о которых шла  речь. Например, такое явление  как  циклическая безработица, тоже иногда относятся к разряду фиаско рынке. Справедливо, что экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую  среду для координации действий покупателей и продавцов отдельных  товаров и факторов производства. Однако воздействие инфляции и безработицы, равно как и политика, направленная на то, чтобы держать их под контролем, лежат за пределами рассмотрения курса микроэкономики.

Таким образом, фиаско рынка  означает неспособность рынка обеспечить эффективнее распределение ограниченных ресурсов. Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка: внешние  эффекты, общественные блага, недостаточная  конкуренция, гиперинфляция.  В условиях, когда рынок не способен обеспечить эффективнее распределение ограниченных ресурсов, т.е. когда возникает фиаско рынка государственное регулирование экономики необходимо. 

2 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

2.1. Сущность микроэкономического  регулирования

Во всех экономических  системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной  рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в  административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства  велика.

В современных условиях государственное  регулирование экономики является  составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В рамках национальной экономики  можно выделить два уровня регулирования. Во-первых, это микроуровень, здесь  имеет место действие фирм и государства  на уровне первичного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, макроуровень, в  данном случае осуществляется деятельность государства в масштабах национальной экономики в целом.

Информация о работе Экономические функции государства