Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Целью данной работы является рассмотрение необходимость микроэкономического регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
рассмотреть сущность и значение микроэкономического регулирования рыночной экономики;
описать методы государственного регулирования рыночной экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;
проанализировать проблемы микроэкономического регулирования в экономике Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………….…..….….4
1.1Экономические функции государства…………………………………….6
1.2. "Фиаско" рынка………………………….……….……………….…..…..6
1.3"Фиаско" Государства……………………………………………………..
1.4Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1Экономические функции государства…………………………………….6
1.2. "Фиаско" рынка………………………….……….……………….…..
1.3"Фиаско" Государства…………………………………………………
1.4Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное
микроэкономическое
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…
Введение
В данной работе будет рассмотрен такой важный вопрос в национальной экономической политике, как регулирование экономики государством на микроуровне.
В работе будут рассмотрены важность государственного регулирования экономики на современном этапе развития; будет дано определение сущности государственного регулирования экономики и форм, которые оно принимает на микроуровне. Особое внимание будет уделено механизмам, с помощью которых государство может регулировать экономические процессы.
Экономика большинства современных государств - это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, "невидимая рука" рынка дополняется "видимой рукой" государства.
При этом под государством понимается "набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином "общество".
Начиная с 30-х годов ХХ века, когда началось активное вмешательство государства в экономику, вопросы целесообразности такого вмешательства, границы участия государства в экономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия на экономику становятся центральными проблемами, занимающими экономистов-теоретиков. В ХХ веке были созданы многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.
Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
Экономическая реальность такова,
что государство выступает
Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Объектом исследования в данной работе выступает регулирование экономических процессов государством. Предметом данной работы являются способы государственного регулирования экономики на микроуровне.
Целью данной работы является
рассмотрение необходимость
рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
рассмотреть сущность и значение
микроэкономического
описать методы государственного регулирования рыночной экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;
проанализировать проблемы
микроэкономического
1.1Экономические функции государства
Характеристика роли государства в современной, смешанной экономике рассмотрим в данной работе.
Государство всегда, в любые
исторические периоды, выполняло определенные
экономические функции (защита частной
собственности, сбор налогов и таможенных
пошлин, организация денежного
Современная рыночная экономика
- это экономика, в которой наряду
с частным предпринимательством
имеется государственный сектор
и государственное
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Напомним, что к "провалам" рынка относят:
монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);
неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
нерациональное распределение ресурсов общества;
отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;
отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;
неравномерность в распределении доходов;
нестабильность
"Провалы" рынка,
а также ряд внешних факторов
(соревнование с
Сглаживание, предотвращение
негативных последствий действия рыночных
регуляторов и решение острых
социально-экономических
1.2"Фиаско" рынка
Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рыночный механизм представляет собой процесс распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Наиболее значимым его преимуществом является то, что он с высокой степенью эффективности решает вопрос производства необходимых обществу благ и услуг. Приспособление объема и структуры производства к соответствующим потребностям людей, распределение ресурсов производства непосредственно между различными отраслями происходит путем формирования спроса. В рыночной экономике нет таких явлений, как дефицит, очереди, карточная система.
Экономические функции государства
(формы экономической
Обеспечение правовой базы
функционирования рыночной системы (определение
"правил игры" для экономических
субъектов). Принятие государством законов,
защищающих права собственности, регулирующих
отношения между
Защита конкурентной среды.
Ограничение конкуренции, монополизация
рынков снижают эффективность
Поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.
Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.
Финансирование
Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.
Корректировки рыночного
распределения ресурсов с учетом
возникающих в экономике
К недостаткам рыночной экономики,
которые вынуждено
Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.
Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.
Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.
Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.
Важная функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Напомним, что особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.