Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение необходимость микроэкономического регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
рассмотреть сущность и значение микроэкономического регулирования рыночной экономики;
описать методы государственного регулирования рыночной экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;
проанализировать проблемы микроэкономического регулирования в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….….4
1.1Экономические функции государства…………………………………….6
1.2. "Фиаско" рынка………………………….……….……………….…..…..6
1.3"Фиаско" Государства……………………………………………………..
1.4Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………27

Работа содержит 1 файл

реферат микроэкономика.docx

— 48.14 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….….4

1.1Экономические функции  государства…………………………………….6

1.2. "Фиаско" рынка………………………….……….……………….…..…..6

1.3"Фиаско" Государства……………………………………………………..

1.4Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8

2 Микроэкономическое регулирование.  ………………………………...…..12

    2.1. Сущность микроэкономического  регулирования. ……………….……12

    2.2. Государственное  микроэкономическое регулирование…………….…14

    3 Микроэкономическое  регулирование в экономике

Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20

    Заключение. ………………….…………………………………………..……26

    Список литературы.………………….…….…………………….……………27

 

Введение

В данной работе будет рассмотрен такой важный вопрос в национальной экономической политике, как регулирование  экономики государством на микроуровне.

В работе будут рассмотрены  важность государственного регулирования  экономики на современном этапе  развития; будет дано определение  сущности государственного регулирования  экономики и форм, которые оно  принимает на микроуровне. Особое внимание  будет уделено механизмам,  с  помощью которых государство  может регулировать экономические  процессы.

Экономика большинства современных  государств - это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, "невидимая рука" рынка дополняется "видимой рукой" государства.

При этом под государством понимается "набор институтов, располагающих  средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином "общество".

Начиная с 30-х годов ХХ века, когда началось активное вмешательство  государства в экономику, вопросы  целесообразности такого вмешательства, границы участия государства  в экономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия на экономику становятся центральными проблемами, занимающими экономистов-теоретиков. В ХХ веке были созданы многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.

Государственное регулирование  экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие  государственных органов на экономические  процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно  не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Экономическая реальность такова, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже  в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство  вынуждено брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и  т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемы связанные с воспроизводством всех ресурсов. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это свидетельствует о необходимости государственного регулирования экономики.

Государство всегда, во все  времена и во всех странах оказывало  ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.  Государственное  регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Объектом исследования в  данной работе выступает регулирование  экономических процессов государством. Предметом данной работы являются способы государственного регулирования экономики на микроуровне.

Целью данной работы является рассмотрение необходимость микроэкономического  регулирования экономики. Для выполнения данной цели  в работе будут поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие «фиаско  рынка»;

рассмотреть сущность и значение микроэкономического регулирования  рыночной экономики;

описать методы государственного регулирования рыночной   экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;

проанализировать проблемы микроэкономического регулирования  в экономике Республики Беларусь.

 

1.1Экономические функции государства

Характеристика роли государства  в современной, смешанной экономике  рассмотрим в данной работе.

Государство всегда, в любые  исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной  собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения  и т.п.). Однако в ХХ веке роль и  функции государства существенно  изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального  продукта, контролирует перераспределение  доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.

Усиление экономической  роли государства в рыночной экономике  связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным  и не обеспечивает эффективное распределение  ограниченных ресурсов общества. Напомним, что к "провалам" рынка относят:

монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);

неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;

нерациональное распределение  ресурсов общества;

отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;

отсутствие механизмов, учитывающих  внешние эффекты;

неравномерность в распределении  доходов;

нестабильность макроэкономического  развития и др.

"Провалы" рынка,  а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей  в недалеком прошлом социалистической  системой, распад мировой колониальной  системы, усиление конкуренции  на мировых рынках) и обусловили  активизацию участия государства  в экономической жизни общества.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем  общества - основная цель экономической  деятельности государства. Стремясь к  достижению этой цели, государство  внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного  и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

 

1.2"Фиаско" рынка

Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рыночный механизм представляет собой процесс распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Наиболее значимым его преимуществом является то, что он с высокой степенью эффективности решает вопрос производства необходимых обществу благ и услуг. Приспособление объема и структуры производства к соответствующим потребностям людей, распределение ресурсов производства непосредственно между различными отраслями происходит путем формирования спроса. В рыночной экономике нет таких явлений, как дефицит, очереди, карточная система.

Экономические функции государства (формы экономической деятельности государственных органов) весьма многообразны. Среди них можно выделить:

Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение "правил игры" для экономических  субъектов). Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями  и наемными работниками, предпринимателями  и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом  нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим  субъектам осуществлять свободный  выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство  способствует минимизации транзакционных издержек, что ведет к более  рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с  его потребностями;

Защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация  рынков снижают эффективность распределения  ресурсов, ведут к чистым потерям  общества. Именно в силу антиобщественного  характера деятельности монополий  государство проводит антимонопольную  политику, направленную на недопущение  возникновения монополий или  на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулированием деятельности естественных монополий.

Поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.

Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые  заинтересовывали бы производителей в  охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с  необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической  защиты среды обитания человека берет  на себя государство.

Финансирование фундаментальной  науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной  НТР, когда наука превратилась в  непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования. Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство.

Стабилизация экономики  и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного  экономического роста) с помощью  только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.

Корректировки рыночного  распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных  и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или  непосредственное производство общественных благ.

К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное  распределение ресурсов в связи  с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Именно в целях обеспечения  эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.

Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя  внешние эффекты, не находящие отражения  в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя  специальные налоги, государство  принуждает предпринимателей ставить  очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки  и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее  отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами  государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос  на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.

Важная функция государства  в рыночной экономике - производство общественных благ. Напомним, что особенность  общественных благ заключается в  том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив  другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение  и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет  их производство на себя.

Информация о работе Экономические функции государства