Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:00, реферат
Экологическая сертификация (фр. certification, от лат. cerium - верно, focere - делать) - это разработка, оформление и контроль использования экологических сертификатов.
Экологические сертификаты - документы, выдаваемые государственными органами в соответствии с правилами системы экологической сертификации, удостоверяющие соответствие определенным экологическим стандартам и требованиям готовой продукции, технологии ее производства и жизненного цикла в целом
В российском экологическом праве экологическая сертификация определяется как деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.
Глава 4 Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является обязательной мерой охраны окружающей природной среды (ОПС), которая проводится с целью проверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление которой может оказывать вредное воздействие на ОС.
Помимо государственной, в России существует еще и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело зависит от решения проводящего ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу.
Эти определения,
хотя и введены законодательно, но
не раскрывают всей полноты смысла,
содержащегося в термине «
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это процесс, соответствующей принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Основные принципы проведения ОВОС:
В отличие от административной меры, которой является ГЭЭ, называемая еще «формой предупредительного контроля», ОВОС - это процедура выявления, обоснования и учета природоохранных требований в нынешней и будущей экологической обстановке, т.е. информационная мера научного характера, реализуемая при подготовке оптимального решения на стадии намерений или в ходе проектирования.
ОВОС по сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза последствий для окружающей среды и здоровья населения, который должен завершаться разработкой рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации.
Экологическое обоснование (ЭО) не имеет пока нормативно-правового закрепления. Это понятие определяется как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду».
Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в еще большей степени, чем оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являясь ее составной частью и иногда предшествуя проектированию.
Все три
вышеназванных мероприятия
По логике хозяйственной деятельности все должно начинаться с ОВОС, являющейся частью исследования, касающегося изучения исходной экологической обстановки и составляющей основу предпроектной стадии жизненного цикла объекта.
Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, предваряя проектирование (или являясь его начальной стадией), входя в технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР) проекта. Оба мероприятия совместно должны создавать прогнозные и обосновывающие материалы - основу для государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), завершающей проектную стадию и подготавливающей решение о возможности (или невозможности) реализации" проекта.
Однако на практике ОВОС часто проводится параллельно (совместно) или даже после ЭО (или вообще не проводится), что снижает эффективность обоих мероприятий и удорожает проект (в случае его доработки по требованиям ГЭЭ).
В процессе реализации (строительства, эксплуатации объекта и т.д.) проекта экологическая экспертиза может повторяться в тех же или в несколько других формах, например, в виде экологического аудирования (ЭА) - на «после проектной стадии» или в рамках аналитических мероприятий мониторинга окружающей среды, нормирования, лицензирования, а также экологического контроля и других мер, реализуемых при циклически повторяемых процедурах согласования проектов лимитов на выбросы, сбросы и размещение отходов.
Указанные эколого-экспертные мероприятия на разных стадиях жизненного цикла объекта отличаются также и по субъектам, их проводящим, и по рассматриваемым материалам. Так, по сложившимся в Российской Федерации правилам, ОВОС обычно проводят физические или юридические лица - обычно специализированные организации научного профиля, фирмы. При этом экологическое обоснование чаще всего проводят проектные организации или фирмы -разработчики ОВОС.
Государственную экологическую экспертизу по Закону проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие государственные органы, имеющие на это исключительное право. В состав этих комиссий помимо штатных экспертов - работников системы бывшей Госкомэкологии России должны входить авторитетные специалисты, в т. ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО), но не имеющие прямой заинтересованности в рассматриваемом проекте.
Объекты ГЭЭ подразделяются на объекты федерального и регионального уровня. Список таких объектов определён законом «Об экологической экспертизе» и включает в себя:
Законы
конкретизируют ряд случаев проведения
повторной экологической
Не менее важным для эколого-аналитической практики является определение условий проведения экологической экспертизы. Они закреплены в Законе «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым такими условиями являются:
ГЭЭ проводится при условиях:
Предоставляемые на ГЭЭ материалы ОВОС должны содержать следующую информацию:
Кроме
перечисленных выше ведомственных
подзаконных нормативных и