Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
Согласно этому Закону, экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности. Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы.
Глава 1. Рассмотрение и разъяснение статей Закона РФ об охране
окружающей и природоохранной среды………………………… 3
статья 33 об «Экологической экспертизе»…………………… 3
статья 42 «Требование в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения»…………………………………………………….. 5
статья 81 о «Принципах международного сотрудничества в области охраны окружающей среды»………………………… 7
Глава 2. Органы экологической сертификации.
Структура. Задачи. Принципы. …………………………………. .10
Глава 3.
3.1. Рыночные методы оценки природных ресурсов………………. 14
3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых
ресурсов России………………………………………………… 16
3.2.1. ресурсный потенциал…………………………………………… 16
3.2.2. природопользование в условиях перехода к
устойчивому развитию………………………………………... 18
3.2.3. программа действий на национальном уровне………………… 18
Список литературы ……………………………………………………………. 22
- участие в проведении экосертификации отдельных групп объектов;
- участие
в рассмотрение материалов
Научно-методический центр системы экологической сертификации отвечает за:
-11-
- подготовку
предложений по
- разработку проектов правил и процедур в системе экосертификации;
- аккредитацию
органов по экосертификации (
- аккредитацию
испытательно-аналитических
- подготовку и заключение (по поручению федерального органа) лицензионных соглашений с аккредитованными органами по экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями (центрами);
- выполнение иных функций.
Непосредственную деятельность по сертификации ведут органы по экологической сертификации. Они осуществляют в частности, следующие функции:
- формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативных документов;
- разрабатывают
организационно-методическую
- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;
- готовят
решения по ним и
- определяют
в каждом конкретном случае
испытательно-аналитическую
- сертифицируют объекты в закрепленной за органами по экосертификации сфере деятельности, выдают экосертификаты;
- приостанавливают
либо отменяют действие
- предоставляют заявителю (по его требованию) необходимую информацию в пределах своей компетенции;
- ведут
перечень сертифицированных
- осуществляют инспекционный контроль за экосертифицированными объектами;
- участвуют
в аттестации экоаудиторов и
осуществляют инспекционный
Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы и испытания и результаты оформляют протоколом.
Работа
по экологической сертификации организуется
путем создания систем сертификации
однородной продукции, в которых
устанавливаются правила
-12-
экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
Деятельность
органов по экологической сертификации
и испытательно-аналитических
Органами
по экосертификации и
-13-
Глава 3
3.1. Рыночные методы оценки природных ресурсов
В рыночной экономике цена всегда используется как индикатор полезности того или иного товара. Однако с подобным подходом возникают сложности, если рынок товара с учетом всех имеющихся полезных свойств отсутствует. Кроме того, цены на товары могут быть искажены посредством государственного регулирования цен или субсидирования производства товаров и услуг. Следовательно, для того чтобы оценить природные ресурсы, мы должны скорректировать существующие цены на природные ресурсы для более точного отражения социальных ценностей, а также оценить неоцененные потребительные свойства природных ресурсов.
Подобный
подход позволяет оценить так
называемую общую экономическую
стоимость природного ресурса, которая
оказывается значительно больше, чем прямая
рентная оценка природного ресурса, даже
скорректированная с учетом несовершенства
рынка. На рис.1 приведена классификация
потребительных стоимостей природного
ресурса, которые включаются в его общую
экономическую стоимость. Данная схема
демонстрирует, что общая ценность природного
ресурса существует как ценность для каждого
конкретного потребителя и как потребительская
стоимость, когда индивиды не получают
прямой выгоды от использования ресурса,
но ценят его с точки зрения важности для
будущих поколений или из моральных убеждений,
что без этого ресурса жизнь на Земле станет
беднее. Частные ценности делятся на прямые
(от непосредственного производственного
или непроизводственного потребления
ресурсов) и косвенные (выполнение природным
ресурсом средозащитных функций). Отдельно
существует ценность отложенной альтернативы,
когда потребитель ценит возможность
использования ресурсов в будущем. Важно
учитывать, что частные потребительные
стоимости ресурсов оцениваются прежде
всего на основе оценивания ценности их
использования Непотребительные стоимости
оцениваются как аппроксимация желания
потребителя платить за консервацию природных
ресурсов для себя или для будущих поколений.
Двигаясь слева направо вдоль схемы, потребитель
утрачивает ощущение стоимости ресурса,
ресурс дематериализуется. Это и определяет
подходы к методам оценки природных ресурсов.
Прямые потребительные стоимости могут
оцениваться с помощью любых методов,
включая методы рентной оценки. Однако
наличие неучтенных компонентов общей
экономической ценности ресурса обуславливает
заниженные цифры рентной оценки. Косвенные
потребительные стоимости тоже могут
оцениваться с помощью методов рентной
оценки, а также посредством опросов населения
с целью определения готовности платить.
Стоимость отложенной альтернативы, стоимость
наследия и стоимость существования могут
быть оценены только на основе опросов
населения с целью выявления их готовности
платить за эти ценности. Стоимостные
оценки природных ресурсов бывают двух
видов:
-14-
затратные
и ценовые. При освоении
и оценивают
суммарные и удельные затраты
на его освоение и добычу. Стоимостные
оценки могут быть фактические и
прогнозные, рассчитанные для предполагаемых
к освоению природных ресурсов. Например,
всегда рассчитываются капитальные затраты
на строительство отдельного рудника,
шахты, нефтедобывающей установки и т.д.,
и текущие затраты на их функционирование,
например на один год. Общие приведенные
затраты, отнесенные к одному году и суммарной
добыче ресурсов за этот период, а также
удельные затраты на добычу единицы ресурса
являются важнейшим показателем экономической
эффективности добычи природных ресурсов.
Природные ресурсы могут оцениваться
по рыночным ценам – внутренним или мировым
– на конкретные виды ресурсов и сырья,
например лес, рыбу, металлы, нефть, газ.
В качестве стоимостных используются
рентные оценки природных ресурсов, например
в виде дифференциального дополнительного
рентного дохода на единицу природного
ресурса, когда, имеется несколько месторождений
одного ресурса, но эти месторождения
находятся в разных условиях освоения.
При этом за счет одного и того же объема
затрат могут быть получены разные объемы
природных ресурсов. Следовательно, при
единой рыночной цене извлекается дифференциальный
доход, т.е. рента. Рентные оценки необходимы
при расчете ренты для однородных природных
ресурсов страны, например угля, нефти
и т.п.
3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых ресурсов в России
3.2.1. Ресурсный потенциал
В последние
десятилетия загрязнение
-16-
сырьевых ресурсов России. Минерально-сырьевые ресурсы – полезные ископаемые, доступные для промышленного использования. Они относятся к невозобновимым природным ресурсам и служат фундаментом материального производства и благополучия страны. Это основная статья российского экспорта – 67-70% валютных поступлений (половина – нефть и газ). В стране разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых (разрабатываются 37%). Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи. В России свыше 10% мировых запасов нефти, треть – газа, 11% - угля, 26% - полиметаллических руд. По разведанным запасам золота, платины и платиновых металлов мы вторые в мире, алмазов и серебра – первые. В стране много апатитов, калийных солей, плавикового
шпата и других неметаллических полезных ископаемых. В России есть практически все полезные ископаемые в количестве, достаточным для экономической независимости. Особенно велики запасы полезных ископаемых для получения тепла, энергии и конструкционных материалов. По многим полезным ископаемым Россия богаче любого континента или части света. Запасы на душу населения у нас выше среднемировых по нефти – в 5,5 раз, газу – в 13,5, углю – в 4,6, железной руде – 10,7. Богата страна также золотом, алмазами, цветными и редкими металлами.
В то же время в минерально-сырьевой базе страны накопилось немало проблем:
- качество
добываемого сырья падает из-
- эти
условия ухудшаются в связи
с выработкой лучших
- слабо освоены шельф, дно океана, а также коренные месторождения золота;
- разведочный задел прошлых лет исчерпан, и запасы уменьшаются;
- мало
примеров комплексного
- нет
стимулов к рациональному
- намечается дефицит отдельных минералов (марганец, хром, титан, цирконий, самородная сера);
- в ряде промышленных районов ощущается нехватка местного сырья (скажем, для металлургии на Южном Урале);
- мощности
горных предприятий снижаются,
а многие из них нерентабельны.
Решать эти проблемы начали с пересмотра выданных лицензий. В результате выяснилось: все сколько-нибудь значимые запасы уже поделены, причем у ряда компаний запасы избыточны. Это ведет к появлению «неестественных» монополий в основных нефтегазодобывающих и рудных районах на базе гигантских площадей, розданных по лицензиям в 1990-х годах. Чтобы изменить ситуацию, надо управлять ресурсами страны по единой государственной программе, руководствуясь единой государственной политикой.
-17-
3.2.2. Природопользование в условиях перехода к устойчивому развитию
При переходе к устойчивому развитию стратегия природопользования должна быть направлена на:
- снижение загрязнения окружающей среды;
- сокращение
потребления природных
- неистощительное
использование возобновляемых
- формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
- эффективное использование первичного природного сырья;
- создание
экономических условий для