Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:30, контрольная работа
Для удовлетворения потребностей клиентов социальной работы оптимальным образом необходимым является грамотный анализ осуществленных действий с учетом потраченных на это ресурсов. Выполнение данных операций обуславливает оценку эффективности деятельности социальных служб.
Для более полного понимания сущности понятия «эффективность деятельности» рассмотрим работы ученых, характеризующие его.
1. Эффективность деятельности: понятие, сущность. Эффективность социальной работы.
2. Методы оценки эффективности деятельности: сущность, классификация. Методы оценки эффективности социальной работы.
3. Критерии оценки эффективности: сущность, классификация. Критерии оценки эффективности социальной работы.
4. Показатели оценки эффективности: сущность, классификация. Показатели оценки эффективности социальной работы.
формирование ценностных ориентаций на трудовую активность;
организацию самопомощи и взаимопомощи;
степень адаптированности к новым социально-экономическим условиям;
компенсаторная способность клиента.
Для получения количественной и качественной оценки эффективности деятельности необходимым является выбор показателей эффективности.
Показатель – признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи[17].
Существует несколько классификаций показателей эффективности
М.Н. Максимова выделяет две группы показателей[18]:
Оценочные.
Характеризуют достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности.
Затратные.
Отражают уровни затрат по осуществлению различных видов деятельности.
Т.С. Пантелеева в своих работах разделила показатели эффективности на объективные и субъективные:
К объективным (экономическим) показателям относятся[19]:
Результативность.
По этому показателю оценивается, достигнуты ли организацией поставленные цели.
Производительность.
Этот показатель выявляет, достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат.
Продуктивность.
По этому показателю оценивается количество и качество продукции.
Рентабельность.
Это показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до продажи произведенного товара.
Экологичность.
К современному производству предъявляется требование применения экологически чистых технологий. Загрязнение окружающей среды является одним из важных показателей неэффективности промышленного предприятия.
Энергоемкость.
Любое производство приближается к идеальному, если потребляется минимум энергии. Поэтому показатель энергозатрат, израсходованных в технологическом процессе, говорит об эффективности всего производства в целом.
К субъективным (психологическим, физиологическим, социально-психологическим) показателям эффективности относятся[20]:
Трудовая, духовная и общественная активность сотрудников.
Трудовая активность отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т.д. Активность людей в духовной сфере определяется не только уровнем их профессионального мастерства, а прежде всего творческим отношением к делу, участием в рационализаторской деятельности. Общественная активность проявляется в участии в общественно-политической жизни страны, социальных движениях, освоении новых экономических условий.
Удовлетворенность трудовой деятельностью.
Это показатель личностного отношения человека к своему труду и членам группы.
Относительная стабильность организации.
В каждой группе образуется ядро кадровых работников, вокруг которого концентрируется остальной кадровый состав. Показатель стабильности связан с показателем текучести кадров. Определенный уровень текучести кадров – это нормальное явление для каждой организации. Если группа на протяжении долгого времени абсолютно стабильна, законсервирована, то это негативно сказывается на ее развитии, на взаимоотношениях людей, выработке новых идей и пр.
Сработанность организации.
Этот показатель характеризует устойчивость и прочность межличностных взаимодействий. С его помощью оценивается психологическое состояние системы функционального взаимодействия сотрудников.
Применительно к социальной работе показатели можно объединить в следующие группы: потребность в услугах, доступность услуг, коммуникативная эффективность социального учреждения[21].
Первая группа «Потребность в услугах» имеют следующие количественные показатели:
демографические показатели (например, доля несовершеннолетних среди населения данного района, статистика прироста населения);
медицинские и экологические показатели (например, экологическая ситуация по данной территории; процентное соотношение жителей, страдающих различными заболеваниями);
семейно-социальные показатели (например, количество одиноких матерей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, и др.).
При рассмотрении группы «Доступность услуг» необходимо учитывать следующие показатели:
количество действующих на данной территории отделений социальной помощи на дому, детских отделений, отделений срочной социальной помощи и др.;
загруженность учреждения;
месторасположение (доступность);
оснащенность учреждения социального обслуживания;
организационная доступность;
информационная доступность (реклама, информация в СМИ и др.).
Третья группа «Коммуникативная эффективность социального учреждения» оценивается сложнее, т.к. показатели этой группы связаны и с субъективным восприятием. К ним можно, в том числе, отнести следующие показатели:
квалификация персонала;
организация приема клиентов;
организация обслуживания на дому, работа отделений дневного пребывания, помощи семье и детям и др.
Выберите один верный ответ:
1. Результативность использования средств для достижения целей, получения максимума возможных благ от имеющихся (ограниченных) ресурсов – это[22]:
а) эффективность;
б) деятельность;
в) качество;
г) производительность;
д) экономичность.
2. Специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира – это[23]:
а) управление;
б) деятельность;
в) менеджмент;
г) производство;
д) нет верного ответа.
3. К этапам оценки эффективности относятся[24]:
а) подготовительный;
б) процесс оценивания;
в) обработка результатов;
г) верно а, б, в;
д) нет верного ответа.
4. К требованиям, предъявляемым к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания относятся[25]:
а) комплексное отражение непосредственных результатов деятельности службы как в количественных, так и в качественных характеристиках;
б) соответствие показателей целям деятельности учреждения (показатели должны отображать степень достижения цели);
в) отображение результативности деятельности каждого отделения в структуре центра;
г) верно а, б, в;
д) нет верного ответа.
5. Метод оценки эффективности деятельности, предполагающий сопоставление параметров состояния пациента (клиента) до и после воздействия социальных служб называется[26]:
а) параметрическим методом;
б) методом оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента (клиентов);
в) методом оценки эффективности/неэффективности;
г) методом оценки затрат;
д) методом оценки результативности, оптимальности.
6. Метод, при котором периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов называется[27]:
а) параметрическим методом;
б) прямым оценочным методом;
в) методом оценки эффективности/неэффективности;
г) методом оценки затрат;
д) методом оценки результативности, оптимальности.
7. Метод, позволяющий систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде называется[28]:
а) параметрическим методом;
б) прямым оценочным методом;
в) методом оценки эффективности/неэффективности;
г) методом оценки затрат;
д) методом оценки результативности, оптимальности.
8. Метод, представляющий собой стоимостную оценку социального обслуживания по стоимости услуг называется[29]:
а) параметрическим методом;
б) прямым оценочным методом;
в) методом оценки эффективности/неэффективности;
г) методом оценки затрат;
д) методом оценки результативности, оптимальности.
9. Метод расчета способности производить намеченный результат в желаемом объеме называется[30]:
а) параметрическим методом;
б) прямым оценочным методом;
в) методом оценки эффективности/неэффективности;
г) методом оценки затрат;
д) методом оценки результативности, оптимальности.
10. Признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности – это[31]:
а) показатель;
б) критерий;
в) индикатор;
г) метод;
д) нет верного ответа.
11. К требованиям, предъявляемым к критериям оценки эффективности относятся [32]:
а) объективность;
б) отражение существенных и повторяющихся признаков;
в) необходимость;
г) достаточность;
д) верно все.
12. К критериям оценки эффективности относятся[33]:
а) производство;
б) производительность;
в) удовлетворение;
г) адаптивность;
д) верно все.
13. К критериям оценки эффективности социальной работы относятся[34]:
а) чувство удовлетворения или неудовлетворения клиента;
б) степень обращаемости в органы социальной защиты;
в) рост (убывание) интереса к деятельности органов социальной защиты;
г) рост информированности клиентов о результатах борьбы за права и интересы различных категорий населения;
д) верно все.
14. Демографические, медицинские, экологические и семейно-социальные показатели эффективности социальной работы относятся к следующей группе показателей[35]:
а) потребность в услугах;
б) доступность услуг;
в) коммуникативная эффективность социального учреждения;
г) верно а, б, в;
д) нет верного ответа.
15. К группе показателей эффективности социальной работы «Коммуникативная эффективность социального учреждения» относятся следующие показатели [36]:
а) квалификация персонала;
Информация о работе Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки