Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:30, контрольная работа
Для удовлетворения потребностей клиентов социальной работы оптимальным образом необходимым является грамотный анализ осуществленных действий с учетом потраченных на это ресурсов. Выполнение данных операций обуславливает оценку эффективности деятельности социальных служб.
Для более полного понимания сущности понятия «эффективность деятельности» рассмотрим работы ученых, характеризующие его.
1. Эффективность деятельности: понятие, сущность. Эффективность социальной работы.
2. Методы оценки эффективности деятельности: сущность, классификация. Методы оценки эффективности социальной работы.
3. Критерии оценки эффективности: сущность, классификация. Критерии оценки эффективности социальной работы.
4. Показатели оценки эффективности: сущность, классификация. Показатели оценки эффективности социальной работы.
12
Индивидуальная работа
Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки
1. Эффективность деятельности: понятие, сущность. Эффективность социальной работы.
2. Методы оценки эффективности деятельности: сущность, классификация. Методы оценки эффективности социальной работы.
3. Критерии оценки эффективности: сущность, классификация. Критерии оценки эффективности социальной работы.
4. Показатели оценки эффективности: сущность, классификация. Показатели оценки эффективности социальной работы.
Основные понятия
Эффективность; деятельность; эффективная деятельность; цель эффективной деятельности; эффективность социальной работы; этапы оценки эффективности; требования, предъявляемые к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания; методы оценки эффективности социальной работы; параметрический метод; метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента; метод оценки эффективности/неэффективности; метод оценки затрат; метод оценки результативности, оптимальности; требования, предъявляемые к критериям оценки эффективности; критерии оценки эффективности; критерии оценки эффективности социальной работы; показатель; классификация показателей эффективности социальной работы.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Дайте определение понятия «эффективность».
2. Раскройте сущность понятия «эффективная деятельность».
3. Перечислите этапы оценки эффективности.
4. Выделите требования, предъявляемые к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания.
5. Назовите методы оценки эффективности.
6. Перечислите критерии оценки эффективности социальной работы.
7. Расскажите о классификациях показателей эффективности социальной работы.
Библиографический список
1. Беляков, Г.С. Как оценивать экономическую эффективность инвестиционных проектов / Г.С. Беляков // ЭКО. – 2010. – № 6. – С. 121 – 129.
2. Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2008. – 504 с.
3. Заяц, О.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / О.В. Заяц. – Владивосток, ДГУ, 2004. – 144 с.
4. Комаров, Е.И. Менеджмент социальной работы / Е.И. Комаров. – М.: Владос, 2007. – 288 с.
5. Максимова, М.Н. Экономический механизм ресурсообеспечения системы социального обслуживания / М.Н. Максимова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2006. – 308 с.
6. Новикова К.Н. Управление системой социального обслуживания населения / К.Н. Новикова. – ТИСБИ, 2005. – 143 с.
7. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 395 с.
8. Пантелеева, Т.С., Червякова, Г.А. Экономические основы социальной работы / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. – М.: «Академия», 2007. – С. 159.
9. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.
10. Романов, П.В. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / П.В. Романов. – М.: Московский общественный научный фонд, 2007. – 234 с.
11. Холостова, Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 2004. – 334 с.
12. Wysocki, R.K. Effective Project Management: Traditional, Agile, Extreme / Robert K. Wysocki. – London: Wiley, 2009. – 792 p.
13. Kehoe, D. Managment in Action-Effective Communication / Daniel Kehoe. – Newcastle: SOS Free Stock, 2007. – 321 p.
14. Taylor, B.W. Introduction to Management Science / Bernard W. Taylor. –London: Prentice Hall, 2009. – 840 p.
15. Winston, W.L. Practical Management Science / Wayne L. Winston. – Manchester: South-Western College Pub, 2011. – 936 p.
16. Powell, S.G. Management Science: The Art of Modeling with Spreadsheets / Stephen G. Powell. – London: Wiley, 2010. – 528 p.
17. Stewart, M. The Management Myth: Debunking Modern Business Philosophy / Matthew Stewart. – London: W.W. Norton & Company, 2010. – 343 p.
Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки.
Для удовлетворения потребностей клиентов социальной работы оптимальным образом необходимым является грамотный анализ осуществленных действий с учетом потраченных на это ресурсов. Выполнение данных операций обуславливает оценку эффективности деятельности социальных служб.
Для более полного понимания сущности понятия «эффективность деятельности» рассмотрим работы ученых, характеризующие его.
Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение; результативность использования средств для достижения целей, получения максимума возможных благ от имеющихся (ограниченных) ресурсов[1].
Эффективность – обобщенный интегральный показатель качества системы. Он определяется как внутренними свойствами системы, так и условиями, в которых система функционирует[2].
Эффективность – это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы[3].
Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира[4].
В соответствии с вышеуказанными определениями, можно сделать вывод, что под понятием эффективность деятельности подразумевается относительный эффект, результативность специфической для человека формы активности, направленной на достижение цели, определяемая как отношение результата к расходам, обеспечившим его получение. Целью же любой эффективной деятельности можно считать достижение максимальных целей при минимальных затратах.
Эффективная деятельность – та деятельность, которая полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов[5].
Особое значение для нас, как для представителей социальной сферы, занимает изучение эффективности социальной работы. Эффективность социальной работы – характеристика результативности работы, осуществляемой социальными службами, специалистами, работающими в них, общественными организациями по взаимодействию с клиентами, выражающая степень достижения намеченных целей, а именно – максимального удовлетворения социальных потребностей, полного разрешения социальных проблем[6].
Эффективность социальной работы – максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах[7].
Важной категорией данного вопроса является также оценка эффективности, представляющая собой процесс измерения на основе определенных показателей и критериев результатов деятельности с использованием оптимальных методов.
Этапы оценки эффективности[8]:
1. подготовительный;
а. определение системы критериев и показателей эффективности с учетом ресурсных, социальных параметров;
б. определение демографических характеристик населения и показателей, отражающих социально-экономическую ситуацию в районе;
в. подбор нормативно-правовой базы, включающей нормативные акты, социальные стандарты.
2. процесс оценивания;
3. обработка результатов.
Требования, предъявляемые к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания[9]:
комплексное отражение непосредственных результатов деятельности службы как в количественных, так и в качественных характеристиках;
отображение результативности деятельности каждого отделения в структуре центра;
соответствие показателей целям деятельности учреждения (показатели должны отображать степень достижения цели);
полнота показателей, позволяющая наиболее адекватно отразить результаты деятельности социальной службы, включенность показателей, характеризующих использование всех видов ресурсов.
Процесс оценки эффективности основывается на определенных методах, т.е. способах достижения цели. К методам оценки эффективности социальной работы относятся[10]:
Параметрический метод.
Находится в основе так называемых «параметрических методик». Он предполагает сопоставление двух ключевых параметров:
1) состояние пациента (клиента) до воздействия социальных служб;
2) состояние пациента (клиента) после воздействия социальных служб.
Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента (клиентов).
Данный метод имеет следующие разновидности:
1) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов;
2) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания;
3) сочетание первого и второго методов.
Метод оценки эффективности/неэффективности.
Позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде, например, с помощью соответствующей таблицы. Преимуществом данного метода является направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень факторов неэффективности путем разработки и выполнения программ (планов) по совершенствованию деятельности соответствующего учреждения социального обслуживания.
Метод оценки затрат[11].
Представляет собой стоимостную оценку социального обслуживания как по стоимости услуг для одного клиента, так и всего контингента обслуживаемых. Соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
Метод оценки результативности, оптимальности[12].
Расчет способности производить намеченный результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное соотношение) фактически произведенного результата к нормативному/запланированному. Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижение желаемого эффекта
Эффективность деятельности определяется с помощью конкретных критериев. Поскольку социальное обслуживание – явление многоуровневое, невозможно определить его эффективность с помощью лишь одного критерия.
Критерии оценки эффективности – это признак, отображающий меру, степень эффективности деятельности[13].
Критерий – признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности[14].
Требования, предъявляемые к критериям оценки эффективности:
объективность;
отражение существенных и повторяющихся признаков;
необходимость;
достаточность;
содержание качественно-количественной информации о функционировании системы;
должны служить мерилом для оценки результатов деятельности.
Критерии оценки эффективности[15]:
Производство.
Отражает способность организации оказывать определенное количество услуг определенного качества исходя из потребностей клиентов.
Производительность.
Определяется отношением выпуска услуг (продукции) к использованным ресурсам.
Удовлетворение.
Определяется выгодой, получаемой как сотрудниками службы, так и клиентами.
Адаптивность.
Можно представить как уровень, при котором организация реагирует на изменения внешней и внутренней среды.
Развитие.
Отображает способность организации работать в течение длительного периода времени.
Критерии оценки эффективности социальной работы[16]:
чувство удовлетворения или неудовлетворения клиента;
степень обращаемости в органы социальной защиты;
рост (убывание) интереса к деятельности органов социальной защиты;
рост информированности клиентов о результатах борьбы за права и интересы различных категорий населения;
Информация о работе Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки