Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:30, контрольная работа

Описание работы

Для удовлетворения потребностей клиентов социальной работы оптимальным образом необходимым является грамотный анализ осуществленных действий с учетом потраченных на это ресурсов. Выполнение данных операций обуславливает оценку эффективности деятельности социальных служб.
Для более полного понимания сущности понятия «эффективность деятельности» рассмотрим работы ученых, характеризующие его.

Содержание

1. Эффективность деятельности: понятие, сущность. Эффективность социальной работы.
2. Методы оценки эффективности деятельности: сущность, классификация. Методы оценки эффективности социальной работы.
3. Критерии оценки эффективности: сущность, классификация. Критерии оценки эффективности социальной работы.
4. Показатели оценки эффективности: сущность, классификация. Показатели оценки эффективности социальной работы.

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная работа Эффективность деятельности.doc

— 118.00 Кб (Скачать)


12

 

Индивидуальная работа

 

Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки

 

1.      Эффективность деятельности: понятие, сущность. Эффективность социальной работы.

2.      Методы оценки эффективности деятельности: сущность, классификация. Методы оценки эффективности социальной работы.

3.      Критерии оценки эффективности: сущность, классификация. Критерии оценки эффективности социальной работы.

4.      Показатели оценки эффективности: сущность, классификация. Показатели оценки эффективности социальной работы.

 

Основные понятия

 

Эффективность; деятельность; эффективная деятельность; цель эффективной деятельности; эффективность социальной работы; этапы оценки эффективности; требования, предъявляемые к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания; методы оценки эффективности социальной работы; параметрический метод; метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента; метод оценки эффективности/неэффективности; метод оценки затрат; метод оценки результативности, оптимальности; требования, предъявляемые к критериям оценки эффективности; критерии оценки эффективности; критерии оценки эффективности социальной работы; показатель; классификация показателей эффективности социальной работы.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1.                  Дайте определение понятия «эффективность».

2.                  Раскройте сущность понятия «эффективная деятельность».

3.                  Перечислите этапы оценки эффективности.

4.                  Выделите требования, предъявляемые к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания.

5.                  Назовите методы оценки эффективности.

6.                  Перечислите критерии оценки эффективности социальной работы.

7.                  Расскажите о классификациях показателей эффективности социальной работы.

 

 

Библиографический список

 

1.                  Беляков, Г.С. Как оценивать экономическую эффективность инвестиционных проектов / Г.С. Беляков // ЭКО. – 2010. – № 6. – С. 121 – 129.

2.                  Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2008. – 504 с.

3.                  Заяц, О.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / О.В. Заяц. – Владивосток, ДГУ, 2004. – 144 с.

4.                  Комаров, Е.И. Менеджмент социальной работы / Е.И. Комаров. – М.: Владос, 2007. –  288 с.

5.                  Максимова, М.Н. Экономический механизм ресурсообеспечения системы социального обслуживания / М.Н. Максимова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2006. – 308 с.

6.                  Новикова К.Н. Управление системой социального обслуживания населения / К.Н. Новикова. – ТИСБИ, 2005. – 143 с.

7.                  Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 395 с.

8.                  Пантелеева, Т.С., Червякова, Г.А. Экономические основы социальной работы / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. – М.: «Академия», 2007. – С. 159.

9.                  Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.

10.             Романов, П.В. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / П.В. Романов. – М.: Московский общественный научный фонд, 2007. – 234 с.

11.             Холостова, Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 2004. – 334 с.

12.             Wysocki, R.K. Effective Project Management: Traditional, Agile, Extreme / Robert K. Wysocki. – London: Wiley, 2009. – 792 p.

13.             Kehoe, D. Managment in Action-Effective Communication / Daniel Kehoe. – Newcastle: SOS Free Stock, 2007. – 321 p.

14.             Taylor, B.W. Introduction to Management Science / Bernard W. Taylor. –London: Prentice Hall, 2009. – 840 p.

15.             Winston, W.L. Practical Management Science / Wayne L. Winston. – Manchester: South-Western College Pub, 2011. – 936 p.

16.             Powell, S.G. Management Science: The Art of Modeling with Spreadsheets / Stephen G. Powell. – London: Wiley, 2010. – 528 p.

17.             Stewart, M. The Management Myth: Debunking Modern Business Philosophy / Matthew Stewart. – London: W.W. Norton & Company, 2010. – 343 p.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки.

Для удовлетворения потребностей клиентов социальной работы оптимальным образом необходимым является грамотный анализ осуществленных действий с учетом потраченных на это ресурсов. Выполнение данных операций обуславливает оценку эффективности деятельности социальных служб.

Для более полного понимания сущности понятия «эффективность деятельности» рассмотрим работы ученых, характеризующие его. 

Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение; результативность использования средств для достижения целей, получения максимума возможных благ от имеющихся (ограниченных) ресурсов[1].

Эффективность – обобщенный интегральный показатель качества системы. Он определяется как внутренними свойствами системы, так и условиями, в которых система функционирует[2].

Эффективность – это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы[3].

Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира[4].

В соответствии с вышеуказанными определениями, можно сделать вывод, что под понятием эффективность деятельности подразумевается относительный эффект, результативность специфической для человека формы активности, направленной на достижение цели, определяемая как отношение результата к расходам, обеспечившим его получение. Целью же любой эффективной деятельности можно считать достижение максимальных целей при минимальных затратах.

Эффективная деятельность – та деятельность, которая полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов[5].

Особое значение для нас, как для представителей социальной сферы, занимает изучение эффективности социальной работы. Эффективность социальной работы – характеристика результативности работы, осуществляемой социальными службами, специалистами, работающими в них, общественными организациями по взаимодействию с клиентами, выражающая степень достижения намеченных целей, а именно – максимального удовлетворения социальных потребностей, полного разрешения социальных проблем[6].

Эффективность социальной работы – максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах[7].

Важной категорией данного вопроса является также оценка эффективности, представляющая собой процесс измерения на основе определенных показателей и критериев результатов деятельности с использованием оптимальных методов.

Этапы оценки эффективности[8]:

1.      подготовительный;

а.                определение системы критериев и показателей эффективности с учетом ресурсных, социальных параметров;

б.                определение демографических характеристик населения и показателей, отражающих социально-экономическую ситуацию в районе;

в.                подбор нормативно-правовой базы, включающей нормативные акты, социальные стандарты.

2.      процесс оценивания;

3.      обработка результатов.

Требования, предъявляемые к системе оценки эффективности учреждений социального обслуживания[9]:

                  комплексное отражение непосредственных результатов деятельности службы как в количественных, так и в качественных характеристиках;

                  отображение результативности деятельности каждого отделения в структуре центра;

                  соответствие показателей целям деятельности учреждения (показатели должны отображать степень достижения цели);

                  полнота показателей, позволяющая наиболее адекватно отразить результаты деятельности социальной службы, включенность показателей, характеризующих использование всех видов ресурсов.

Процесс оценки эффективности основывается на определенных методах, т.е. способах достижения цели. К методам оценки эффективности социальной работы относятся[10]:

                  Параметрический метод.

Находится в основе так называемых «параметрических методик». Он предполагает сопоставление двух ключевых параметров:

1) состояние пациента (клиента) до воздействия социальных служб;

2) состояние пациента (клиента) после воздействия социальных служб.

                  Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента (клиентов).

Данный метод имеет следующие разновидности:

1) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов;

2) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания;

3) сочетание первого и второго методов.

                  Метод оценки эффективности/неэффективности.

Позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде, например, с помощью соответствующей таблицы. Преимуществом данного метода является направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень факторов неэффективности путем разработки и выполнения программ (планов) по совершенствованию деятельности соответствующего учреждения социального обслуживания.

                  Метод оценки затрат[11].

Представляет собой стоимостную оценку социального обслуживания как по стоимости услуг для одного клиента, так и всего контингента обслуживаемых. Соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

                  Метод оценки результативности, оптимальности[12].

Расчет способности производить намеченный результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное соотношение) фактически произведенного результата к нормативному/запланированному. Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижение желаемого эффекта

Эффективность деятельности определяется с помощью конкретных критериев. Поскольку социальное обслуживание – явление многоуровневое, невозможно определить его эффективность с помощью лишь одного критерия.

Критерии оценки эффективности – это признак, отображающий меру, степень эффективности деятельности[13].

Критерий – признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности[14].

Требования, предъявляемые к критериям оценки эффективности:

                  объективность;

                  отражение существенных и повторяющихся признаков;

                  необходимость;

                  достаточность;

                  содержание качественно-количественной информации о функционировании системы;

                  должны служить мерилом для оценки результатов деятельности.

Критерии оценки эффективности[15]:

                  Производство.

Отражает способность организации оказывать определенное количество услуг определенного качества исходя из потребностей клиентов.

                  Производительность.

Определяется отношением выпуска услуг (продукции) к использованным ресурсам.

                  Удовлетворение.

Определяется выгодой, получаемой как сотрудниками службы, так и клиентами.

                  Адаптивность.

Можно представить как уровень, при котором организация реагирует на изменения внешней и внутренней среды.

                  Развитие.

Отображает способность организации работать в течение длительного периода времени.

Критерии оценки эффективности социальной работы[16]:

                  чувство удовлетворения или неудовлетворения клиента;

                  степень обращаемости в органы социальной защиты;

                  рост (убывание) интереса к деятельности органов социальной защиты;

                  рост информированности клиентов о результатах борьбы за права и интересы различных категорий населения;

Информация о работе Эффективность деятельности: понятие, методы, показатели, критерии оценки