История возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 История возникновения менеджмента ………………………………………………..4
2 Эволюция социально-экономических условий развития мирового сообщества…..9
3 Этапы развития менеджмента………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

История возникновения менеджмента.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

     - возникновение предприятий – действенной формы социальной организации работников;

     - у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

     2. Эпоха массового  производства – (первые три десятилетия XX в.):

     - внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

     - малонасыщенный рынок;

     - конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

     - четкая дифференциация отраслей;

     - хорошие перспективы экономического роста для компаний;

     - слабое вмешательство государства в бизнес.

     3. Эпоха массового  сбыта – (30-50-е гг. XX в.):

     - насыщение спроса на товары и услуги;

     - переход от стандартной продукции к дифференцированной;

     - смена производственной ориентации на рыночную;

     - усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;

     - государственное регулирование экономики.

     4. Постиндустриальное  общество – (60-90-е гг. XX в.):

     - новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

     - новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

     - растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

     - смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

     5. Постэкономическая эпоха – (с начала XXI в.):

     - переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

     - глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

     - изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

     - ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

     В истории менеджмента принято  различать четыре основных подхода:

     - с позиций различных научных школ (конец XIX в. – по настоящее время);

     - процессный (20-е гг. XX в. – по настоящее время);

     - системный (50-60 гг. XX в. – по настоящее время);

     - ситуационный (60-е гг. XX в. – по настоящее время). [3]

     3 Этапы развития менеджмента

     С некоторой условностью можно  выделить 8 этапов в развитии менеджмента.

     Первый  этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

     Именно  под воздействием учения Тейлора  чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

     Второй  этап развития менеджмента связан с  новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

     Третий  этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», зарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна. На этом этапе формируется социологическая концепция групповых решений.

     Четвертый этап развития менеджмента относится  к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором Школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором (1906-1964 гг). В 1960 г. он опубликовал свою работу «Человеческая сторона предприятия», которая вскоре получила широкую известность. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях. Значительное внимание он уделял формированию менеджеров, отмечая, что зачастую практическая отдача даже от хорошо поставленных менеджеров невелика. [5]

     Пятый этап развития управленческой мысли  отличается от всех предыдущих тем, что  происходит становление современных  количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Годы развития этой концепции – 1960-1970 гг.

     Шестой  этап развития менеджмента можно  отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И. Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.

     Седьмой этап относится к 80-м гг., которые  ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

     Восьмой этап развития менеджмента относится  к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

     - возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства;

     - создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

     - усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой  истории) зарождения менеджмента как  особого научного знания и вида деятельности, а как наука менеджмент появилась 100 лет назад, где в начале ХХ века Ф. Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления.

     Значительное  влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

     Подготовка  современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился  в самостоятельную отрасль знания, науку.

     В заключение надо отметить, что  менеджмент является одним из главных составляющих нашей жизни. Так как без управления, то есть менеджмента невозможно  ни одно предприятие, фирма или  просто отношения между людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

     1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Изд. ТРТУ, 2003. – 230с.

     2. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.- Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

     3. Семенов А.К. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – 553с.

     4. Драчева Е.Л. Менеджмент. – Изд.: Мастерство, 2002. – 288с.

     5. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 199 с. 


Информация о работе История возникновения менеджмента