История возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 История возникновения менеджмента ………………………………………………..4
2 Эволюция социально-экономических условий развития мирового сообщества…..9
3 Этапы развития менеджмента………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

История возникновения менеджмента.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 История возникновения менеджмента ………………………………………………..4

2 Эволюция социально-экономических условий развития мирового сообщества…..9

3 Этапы развития менеджмента………………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы…………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Выполнение  управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

     Труд  управленческий и труд непосредственно  производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости. 
 
 
 
 
 
 
 

     1 История возникновения менеджмента

     История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой  истории) зарождения менеджмента как  особого научного знания и вида деятельности.

     Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

     - развития реального общественного  и затем промышленного производства;

     - появления новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

     - развития внутренней (собственной)  логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);

     Управление  зародилось примерно семь тысяч лет  назад, но только с конца XIX века и  особенно в ХХ-м, с развитием социального  рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент – это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны – это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций – финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно – региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому мы, если особо не оговаривается, будем пользоваться термином управление – менеджмент как синонимичными (сближающимися понятиями) и не становиться на позицию ортодоксальности (существует, де мол, только классика – менеджмент предприятия – организации).

     Первая  управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

     Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

     На  управленцев тех далеких веков  возлагалась необходимость координации  действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком  стояло военное искусство управления.

     Жрецы вскоре стали богатым и влиятельным  сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли  делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.

     Древние греки большое внимание, помимо общегражданских  функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

     В те времена родились такие термины, относящиеся к искусству управления, как «демагогия» (демос – народ, аго – веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» – прежде всего власть господина над рабами, стремление к неограниченному господству (корень «дес» означает «сковывать»).

     Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями  было со временем децентрализовано, что  улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts – предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio – приобретать, присваивать (капитал), то есть предприниматель – это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

     Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», то есть начавшую опережать остальные континенты в своем развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными.

     Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник  постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности.

     Если  «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900 гг.) состоял в поисках управления фабриками и людьми на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то 1-й этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием Американского общества инженеров – механиков в 1886 г. На нем Генри Тауном был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации была высказана мысль, чтобы инженеров должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов и прибылей. На презентации присутствовал тот, чьи идеи заложили принципы и направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.), «отец научного менеджмента».

     Капитализм  «на стыке веков» вступал в  свою новую монополистическую стадию, полным ходом шла техническая революция, принесшая миру электричество в быту и электричество в производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленеческих «дедовских» методов.

     Широкая известность пришла к Тейлору  после его выступления на слушаниях  в Конгрессе США по изучению цехового управления. Впервые менеджменту  была придана смысловая определенность – он определен Тейлором как «организация производства». Основные теоретические  концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах «Управление  фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед  специальной комиссией Конгресса» (1912 г.). С 1885 г. Тейлор– член Американского Общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные методы управления производством в США.

     До  Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленению физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

     Основным  положением, по Тейлору, является научно- обоснованные задание рабочему и методов его выполнения, что должно повышать производительность труда. Большое значение Тейлор придавал также стимулирующим системам оплаты труда и нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, тарой и т.п.). Большое внимание уделялось лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рациональности распространялось также на планировку предприятий и цехов.

     Фактически  тейлоризм продолжался около 30 лет, распространяясь на все новые сферы производства.

     Кроме Ф.У. Тейлора, к «научному менеджменту» принадлежали Генри Грант и супруги  Лилиан и Фрэнк Гилберты. Широкую известность получил график Гранта, отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства.

     Ф. Гилберт (1868-1924 гг.) уделял особое внимание рационализации труда, в частности  таких профессий, как каменщик и  хирург. Л. Гилберт, пережившая мужа на 38 лет и воспитавшая без него их 12 детей, сосредоточила свои интересы на пионерских разработках в сфере организационной психологии и управления персоналом.

     У классического научного менеджмента  были такие недостатки, как непризнание различия между индивидами, неучет возрастающих потребностей рабочих, игнорирование предложений рабочих. Это приводило к усилению конфликтов, способствовало более интенсивной эксплуатации рабочих. Тейлор смотрел на управление как на нечто машинное, и преподнесение менеджмента шло в виде промышленного менеджмента. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Харрингтон Эмерсон (1853-1931 гг.), который исследовал принципы трудовой деятельности независимо от типа производства. Широко известна его работа: «Двенадцать принципов производительности». Кроме того, большое внимание Эмерсон уделял исследованию штабного принципа в управлении, подобно тому, как Тейлор внедрил функциональный принцип, дополнивший существовавший еще из «донаучного» менеджмента принцип линейности.

     Генри Форд (1863-1947 гг.) продолжил дело Тейлора  в области организации производства. Форд применил конвейерную систему  работы, максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие как комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производство от его обслуживания. Первый конвейер был запущен в 1913 году и превзошел все ожидания. Модель «Т» фордовского автомобиля были выпущены с 1908 по 1927 гг. в количестве 15 млн. автомобилей. Генри Форд является автором книги «Моя жизнь, мои достижения» (1923 г.). [1] 
 
 

     2 Эволюция социально-экономических условий развития мирового сообщества

       Историю менеджмента нельзя рассматривать  без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

     1. Промышленный переворот – (с 20-30-х по 80-90-е гг. XIX в.): техническая база:

     - паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;

     - инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

     - формирование общенационального рынка;

Информация о работе История возникновения менеджмента