История развития теории и практики менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
Проследить эволюцию управленческой мысли
Выявить основные стадии развития менеджмента в России и изучить отечественный опыт управления предприятиями
Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

  Чтобы формировать новую, рыночную культуру управления, организации производства, труда и социальных взаимодействий на предприятии, менеджеры сами должны быть носителями и продуцентами этой культуры. Поскольку история развития российской экономики в текущем веке не способствовала производству инновационных менеджеров, решить подобный класс задач и осуществить “культурную революцию” в отечественном производстве поможет только образование. (См. приложение, таблица №412)

  Поскольку формирование нового потенциала квалифицированных  управленческих кадров становится одним  из решающих факторов преодоления кризиса  в экономике России, необходимо организовать “эффективную систему подготовки, переподготовки и последипломного обучения менеджеров как для государственных предприятий, так и для коммерческих структур и предпринимательского сектора экономики.”13 В настоящее время эта модель “непрерывного образования” управленцев только начинает зарождаться.

  В ситуации высокой степени непредсказуемости, которая характерна для современного российского развития, функция управленца-инноватора становится все более социально  значимой. Мы переживаем сложный период, когда общество вынуждено атомизируется, разрушаются солидарности, идентификации, статусы, берет верх индивидуализм, и на этом фоне функция современного менеджмента: подготовить людей к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости14 - становится чрезвычайно актуальной.

  По  моему мнению, обучение российских менеджеров должно распространиться на опытные профессиональные кадры, поскольку их прикладная квалификация является тем фактором, который позволяет реально повернуть ситуацию в сторону обеспечения стабильного динамичного развития. Система обучения и переобучения должна быть связана с определенной системой аттестации и профессиональных конкурсов, чтобы способствовать “разрыхлению почвы” и созданию более конкурентной среды в ныне достаточно замкнутой корпорации. Оценка действенности социокультурных факторов становления новой системы управления производством в России позволяет также сделать вывод о необходимости изучения “специфики” рынка в обучении менеджеров

 

   Заключение

  Менеджмент  Российской Федерации пока далек  от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы  до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки  формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная - залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

  Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих для  всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно решить.

 

   Список использованной литературы

 
  1. Акопов  В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//журнал «Менеджмент в России и за рубежом.» – 1999. – №3.
  2. Белый Е.М., Кузнецов А.В.// Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2004 - №3
  3. ДолгопятоваТ., Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований поведения российских промышленных предприятий (1991—1995 гг.) // «Вопросы экономики.» — 1996. — № 11. — С. 119—130
  4. Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2002.
  5. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А., Стратегическое поведение: от разработки до реализации//Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2002 - №3
  6. Менджмент: Теория и практика в России: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.:ИДФБК – ПРЕСС, 2003.
  7. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Республика, 1992, с.5.
  8. Брагинский Л. По Югу СССР//Организация труда. 1924. № 5
  9. Ф.Тейлор "Основы научного менеджмента",  "Прогресс", Москва, 1992
  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента — М.: Дело, 2002.
  11. www.cfin.ru/press/sf//Журнал «Секрет фирмы», 2003 - №10.
  12. Библиотека РГИУ «Маркетинговое управление: проблемы становления в России»
  13.  
  14. Приложение

  Таблица №1. Характер управленческих решений  российских директоров в условиях макроэкономической нестабильности.

  % ответов  (в % к ответившим)
    Состояние предприятия
Вариант ответа Всего Выживание Переход Развитие
Удается упреждать изменения “правил  игры” и благодаря этому практически  не нести потерь 15 - 29 31
Как только парламент, правительство и другие властные органы принимают решения, существенно изменяющие условия  хозяйствования, мы сразу же перестраиваем  свою экономическую политику 42 30 43 62
Изменения в “правилах игры” происходят столь неожиданно и часто, что предприятие постоянно несет от них потери 40 55 29 24
В том  числе: существенные 35 55 29 8
несущественные 5 - - 16
Другой  вариант ответа 5 - - 16
Количество  ответивших, чел. 40 20 7 13
 
 

 

   Таблица №2. Инновационные приоритеты директоров современных российских предприятий.

  % ответов  (в % к ответившим)
Приоритетные  сферы   Состояние предприятия
внедрения инноваций  
Всего
выживание переход развитие
Инновационная деятельность 42 44 23 53
Управление  финансами 33 33 46 23
Маркетинг и сбыт 16 15 23 12
Освоение  новой продукции и техперевооружение  предприят. 9 8 8 12
 

 

   Таблица №3. Модель государственной  политики обеспечения инновационного экономического роста.

  Направления политики
Инновационные системы структурная динамика потенциальная динамика Стабилизация  ожиданий
Инноватор фундамен-тальные  исследования знания Представление о перспективах
Организация исследования  и технологии Человеческий  капитал финансирование
Окружающая  среда конкуренция инфраструктура стабилизация
 

 

   Таблица №4. Мнение российских директоров предприятий о том, где лучше учиться инновационной деятельности.

Вариант ответа % ответов*
На  опыте иностранных фирм 47
На  опыте наших предприятий 59
Ни  у кого не учиться: каждый решает эту проблему по-своему 31
Другой  вариант ответа 19

  * Сумма по столбцу больше 100%, так  как респонденты указывали одновременно  несколько вариантов ответа.

 

   Таблица №5. Способы информационного  обеспечения управленческой деятельности директоров российских предприятий.

Вариант ответа % ответов
Создали на предприятии подразделение, которое  делает прогнозы 38
То  же - совместно с другими предприятиями 19
Заказываем прогнозы аналитическому центру 9
Сам изучаю информацию из различных источников и дела практические выводы 75
Опираюсь  на собственный опыт и интуицию 62
Другой  вариант ответа 22

Информация о работе История развития теории и практики менеджмента в России