Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
Проследить эволюцию управленческой мысли
Выявить основные стадии развития менеджмента в России и изучить отечественный опыт управления предприятиями
Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.
Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако,
несмотря на принятые меры, не удалось
приостановить развала
сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
В России, в отличие от многих стран, осуществляющих успешную модернизацию, сложились особые условия для внедрения технологий современного менеджмента. Здесь речь идет не только об антикризисном, стратегическом и социотехническом типе управления, но и о его принципиально рыночном характере. Ведь между административным руководством и социальным менеджментом в производстве есть колоссальная разница. Преодолеть барьер антирыночных установок и приемов управления, бюрократического по сути и патерналистского по форме мышления руководителей нам еще только предстоит. Новый стиль руководства должен быть маркетинговым по своему содержанию и демократическим по способам осуществления - только в этом случае можно говорить о его соответствии стандартам рыночных преобразований в национальной экономике.
Становление
маркетинговой системы
Фактор переменчивой “внешней среды” беспокоит современных директоров российских предприятий в наибольшей степени, поскольку именно он задает общие и ситуативные условия, и практически неподконтролен воздействию управленцев этого звена. Директорский корпус озабочен в этой связи проблемой “выживания”, а отнюдь не развития своих производств, и, судя по результатам прикладных социологических исследований, определяет эту цель как:
Развитие производства они, в свою очередь, связывают с ростом продаж, техническими инновациями, повышением квалификации всего персонала (от работников до бизнесменов).
Интересно, что половина российских директоров считают, что их предприятия работают в режиме выживания, чуть более тридцати процентов определяют динамику своих производств как позитивное развитие, а менее двадцати процентов оценивают состояние предприятий как переходное.
Однако подавляющее число директоров (3/4 опрошенных) даже не задумываются об эффективности внедрения организационных и социально-управленческих инноваций, и в своей профессиональной самоуверенности полагаются в первую очередь на собственную информацию, собственный опыт и свою же интуицию (2/3 респондентов).
В то же время мировая практика показывает, что и отдельный менеджер, и государство в целом должны уделять самое серьезное внимание организации нововведений, обеспечению всего комплекса экономических, социальных и политических факторов их поддержки. (См. приложение. Таблицы №11, 22, 33)
Отношение производителей и потребителей в современной экономике становятся особыми, и российские производственники вскоре будут должны это учитывать.
Во-первых, современная конкуренция на рынке изменила акценты с количественных на качественные, и ценовая конкуренция сменилась стратегией распознавания желаний клиента, а идеология продажи “товара” сменилась идеологией продажи “комплекса услуг” (качественного сервиса, послепродажной опеки, учета особых пожеланий клиента, поддержание широкого ассортимента и высокая готовность к поставкам, гарантии качества своей продукции).
Во-вторых,
клиентальная модель взаимодействия производителей
с потребителями, то есть производственной
организации со своей внешней
средой, стала все более
“Управление
социальной системой представляет собой
сложнейший, многомерный, разноуровневый
социальный процесс. От того, насколько...
оперативно, качественно и комплексно
вырабатываются стратегии управления...,
принимаются и исполняются
Качество рабочей силы и эффективность социальных технологий управления на современном этапе развития производства превращаются в основной фактор экономического развития. Традиционная ставка на “технику” при этом не срабатывает. Мало того, что технический базис российской промышленности далек от уровня мировых стандартов, и большинство отраслей уже стали импортозависимыми (от поставок станков и оборудования) еще в доперестроечные времена, нельзя полагать, что обновление основных фондов производства позволит предприятиям “выбраться” из кризиса и стать конкурентоспособными. “Внедрение средств автоматизации без предварительной организационной подготовки оборачивается сплошными убытками, бесполезной тратой сил и ресурсов”5, - отмечают аналитики, проводящие сравнительный анализ различных национальных культур управления производством.
Вместе с тем, что особенно актуально для российских производственных коллективов, “чисто управленческими средствами можно добиться впечатляющих успехов и на старом оборудовании”6, примером чему может служить развитие “Тойоты”, обогнавшей американские автомобильные гиганты по качеству, дизайну и производительности: на безнадежно отсталом оборудовании 1960-х годов ее первый небольшой завод производил в 4,5 раза больше двигателей в час, чем современные предприятия “Форда” или “Крайслера”.
Однако отечественная управленческая мысль, а, главное, практика не обращается к эффективному опыту социального управления в производстве, а предпочитает искать выход для реализации нововведений в изменении налоговой, амортизационной и инвестиционной политики, которая большей частью от предприятий не зависит. “Инновации... включают значительное количество нововведений, обеспечивающих эффективное принятие управленческих решений для целого круга проблем. Но несмотря на это, роль инноваций в деятельности отечественных предприятий в настоящее время еще недостаточно велика, что объясняется, главным образом, отсутствием необходимых инвестиций.”7 Подобная позиция позволяет сделать нелицеприятный, но соответствующий реалиям вывод о том, что либо российские менеджеры недостаточно профессиональны (то есть не знают и не умеют пользоваться современными социальными технологиями), либо они недостаточно мотивированы на включение в действие тех “организационных” ресурсов, которые им подвластны и должны быть полновесно использованы именно в кризисных условиях экономического развития.
Кроме того сегодня возникает вопрос об особых приемах разрушения отлаженной, согласованной в своих структурных деталях системы, само организационное строение которой подавляет самостоятельность, творчество, продуктивность и рыночную “живучесть”, способность меняться в соответствии с запросами своих потребителей современных предприятий. Специалисты в области организации производства считают, что “переход к социально ориентированному рынку требует срочных мер по демонополизации экономических структур и демократизации самого процесса приватизации”.8 То есть необходимо “разъедать” сложившуюся хозяйственную машину не только “по краям”, путем развития мелкого предпринимательства, но и в самом центре, разрушая те формы собственности и производственной организации, которые объективно препятствуют внедрению каких бы то ни было революционных новшеств.
Другими словами можно сказать и так: демократическая система власти должна развиваться не только в политической, но также и в экономической сфере, возрождая подлинные процессы саморегулирования и самоуправления, согласуя интересы производителей с интересами общества в целом. При этом сила исполнительной власти, которая должна обеспечить стабилизационное управление в переходный период, как подчеркивал Я.Корнаи, проявляется не в методах принуждения, а в поддержке народа, в том мандате доверия, который она получает путем свободных выборов.9
Изменение социальной организации современных российских предприятий связано и с таким процессом, как развитие и рост управленческого персонала. Появляются новые управленческие “этажи” и службы. Достигается ли при этом стратегически новое качество, нам еще предстоит рассмотреть.
Менеджеры в современной России должны выполнить почти миссионерскую функцию - внести, распространить и организационно адаптировать новую культуру производства и обеспечить солидарность труда. Эта миссия выше, чем просто экономическая задача, поскольку она тесно связана с решением социальных проблем занятости, классового сотрудничества, достижения социального благополучия и повышения человеческого достоинства работающих.
Сегодня, к сожалению, нельзя сказать, что текущая российская политика включает какие-то стратегические приоритеты развития инновационного управления, из чего следует неутешительный вывод о том, что осознанная и целенаправленная программа выведения общества из кризиса еще не определена. Правительство ищет инвестиционные ресурсы, устанавливает налоговый пресс, сокращает расходную часть государственного бюджета - то есть продолжает последовательно подтверждать вывод специалистов, что “в области экономической науки и практики управления мы отстаем от Запада куда серьезнее, чем, скажем, в сфере научно-технического прогресса или в аспекте обобщающих показателей экономического развития”.10
В российском производстве в целом, на каждом предприятии, в каждом хозяйственном звене должны быть по крайней мере созданы предпосылки для развития социальной и технической инноватики - в противном случае нам не стоит ожидать хороших результатов в развитии национальной экономики. И эти предпосылки организационного, политического и чисто финансового характера, как показывает передовая мировая практика, не могут не опираться на культурные нормы, сложившиеся внутри производственной организации.
Так, американские ученые считают культуру фирмы самостоятельной переменной ее экономического, организационного и социального развития.
Отражая философию кампании, ее “видение вещей”, эта культура несет субъективный отпечаток менталитета своих создателей и носителей. Хотя ее “творцом” чаще выступает высший, иногда средний менеджмент, а носителем - наемный персонал, растущее влияние последнего на культуру компаний стирает различие этих функций, включая прежних носителей в круг создателей, поэтому изначальное стремление менеджмента сориентировать работников на ценности компании и формы “желательного поведения” все чаще сталкивается с проблемой приемлемости и разделяемости их персоналом, учета индивидуальных и групповых интересов, а также использования достижений социальных наук11.
Информация о работе История развития теории и практики менеджмента в России