История развития менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.

Задачи:
Выявить основные стадии развития менеджмента в России;
Изучить отечественный опыт управления предприятиями;
Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………….………….
Отечественный опыт управления предприятием………………………
Дореволюционный опыт Российского предпринимательства и управления………………………………………………
Особенности управления предприятием в условиях командно-административной системы……………………………………………
Становление и развитие менеджмента в России………………………
Основные черты экономической реформы конца 80-х – начала 90-х годов в СССР……………………………………………………………
Изменение внешней и внутренней среды организаций в процессе реформирования экономики. Проблемы управления……………….
Необходимость переподготовки руководителей и специалистов для работы в новых условиях хозяйствования……………………………
Опыт менеджмента на современных предприятиях России………….

Заключение………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………….. 3

4

4

5

10

10

12

14

16

28

30

Работа содержит 1 файл

Курсовой История.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

СЛ: Войдя  в состав РУСЭЛа, мы решили важную задачу: быть маленьким, чтобы оставаться адаптивным, и одновременно быть большим, чтобы тебя заметили ведущие игроки на рынке. В этом смысле укрупнение бизнесов становится рыночной тенденцией, а значит, насущной необходимостью. Ведущие мировые компании сосредотачиваются на предложении клиентам комплексных, "под ключ", решений. Чтобы сохранить конкурентоспособность, мы должны делать то же самое. Добиться этого можно только за счет концентрации разнопрофильных бизнесов, интеграции управленческих, технических и финансовых ресурсов. Благодаря участию в холдинге ЗЭиМ получил доступ к ряду крупных проектов федерального и международного уровня. Например, к проектам серии "Сахалин" по освоению нефтегазовых месторождений шельфа острова и к комплексной программе развития энергосистемы Сахалинской области.        

Осваиваются и совершенно новые направления - сейчас холдинг активно занимается гостиничным бизнесом. Мы ведем проект по разработке и строительству островного гостиничного комплекса "Югра" на Черном море (в мире сегодня такихвсего восемь), участвуем в строительстве гостиницы и коттеджей для первых лиц в государственном комплексе "Дворец конгрессов" под Петербургом.       

    СФ: Каким образом выстраиваются  взаимоотношения внутри холдинга?

      СЛ: Основной принцип холдинга - максимальная свобода в бизнесе, вся "оперативка" полностью на руководстве конкретной компании. Такой подход позволяет наиболее эффективно контролировать развитиекаждого бизнеса, а управляющая компания определяет общую стратегию развития. 
          СФ: Кто, кроме ЗЭиМа, входит в РУСЭЛ?

      СЛ: Холдинг объединяет сегодня более 20 заводов и компаний электротехнического сектора, приборостроения и технологически связанных с ними отраслей, где работают в общей сложности около 7 тыс. человек. Суммарный годовой оборот РУСЭЛа превышает $120 млн. 
       СФ: И какое место отводится ЗЭиМу в этом холдинге?СЛ: Завод занимает в РУСЭЛе лидирующие позиции, а наш опыт используется для совершенствования бизнес-процессов и повышения качества менеджмента его участников. 
       СФ: Иностранных инвесторов привлекать не планируете для дальнейшего развития? 
       СЛ: Желание такое было и есть до сих пор, но реализовать его очень непросто. Электротехника и приборостроение - это не та сфера, куда западный капитал хочет вкладываться. Я уже пережил эпоху романтизма, когда договор о создании СП заключали после 15-минутных переговоров, чтобы затем оказаться в положении хрюшки из анекдота. Ей курица предложила создать СП. Договорились, ударили по рукам. А потом свинья спрашивает: "Что делать-то будем?" Курица отвечает: "Яичницу. Я буду яйца нести, а на твоем сале будем жарить". Так что сейчас мы очень тщательно просчитываем различные варианты.

      Электротехников потеснили. Рынок электротехники и  приборостроения в России на сегодня  оценивается в $4-5 млрд в год. На протяжении 90-х годов объемы российской электротехнической промышленности стремительно сокращались. Так, в 1998 году по сравнению с 1990-м выпуск продукции в данной отрасли уменьшился в шесть раз. Однако уже в 2000 году объемы электротехнического производства составили 130% от уровня 1999 года. Правда, в следующем году рост несколько замедлился, составив 112,6% от уровня 2000-го. Объемы производства в приборостроении в 2000 году увеличились более чем на 18% по сравнению с 1999-м, однако уже в 2001-м снизились на 2%.

      Несмотря  на растущую емкость рынка, обусловленную высокой потребностью российских предприятий в обновлении обветшавших фондов, до сих пор мощности многих отечественных предприятий, работающих в данной отрасли, загружены не более чем на 50%. По данным ЗЭиМа, объем производства отечественной электротехники по итогам прошлого года снизился на 6,2%, приборостроительная отрасль "упала" на 9,1%. Это связано прежде всего с расширением присутствия на рынке западных компаний, таких как Siemens, ABB (оборот концерна в России, объединяющего здесь восемь предприятий, в прошлом году составил $126 млн), Alstom, Schneider Electric, Omron и т. д.

      Среди российских компаний лидируют в отрасли  концерн "Силовые машины" (принадлежит "Интерросу", включает в себя петербургские  предприятия "Электросила", Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток и Калужский турбинный завод), ЗЭиМ, Самараэлектрощит", Чебоксарский электроаппаратный завод, "Тулаэлектропривод", "Метран", Московский завод тепловой автоматики, "Мовен", "Элара", "Взлет", МЕРА и "Старорусприбор". 
       Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. 
       1. Управление (руководство) предприятием включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций. 
       2. Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия. Основой эффективной деятельности предприятия является его материальная база и персонал, а ключевым фактором — мотивация персонала.

      3. Первый принцип эффективности  управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы и на формирование квалифицированного и заинтересованного персонала, причем в первую очередь оно должно быть направлено на мотивацию персонала. 
       4. Второй принцип эффективности управления состоит в организации работ, при которой структура соответствует внешней среде, технологии, стратегии и размеру предприятия, а система управления позволяет оперативно и гибко реагировать на складывающуюся ситуацию.

    1. Третий принцип эффективного управления заключается в выполнении

управленческих  функций с применением известных  в менеджменте и подходящих к  данной ситуации школ и методов управления в процессе текущего управления предприятием. При этом особое внимание необходимо уделить системному и ситуационному подходам.         
 
 

Заключение 

 
       Специфической чертой российского  менеджмента должна стать опора  на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти  заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. 
       Российский менеджмент должен учитывать христианские традиции. Бердяев отмечал, что «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию. Религиозная формация выработала некоторые устойчивые свойства, догматизм, аскетизм, способность нести страдание и жертвование во имя веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому миру». Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества и является определяющим стимулом деятельности. Христианство в своей сущности нежелательно относится к жадности, власти «желтого дьявола». Отсюда еще одна черта русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи. Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому развитию и в наши дни. 
       Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности. 
       Целесообразно вспомнить слова Тейлора: «Искусство научного управления это эволюция, а не изобретение». Однако и эволюция предполагает сознательный отбор. Поэтому мы можем добавить к высказыванию Тейлора следующее: «...искусство научного управления это эволюция и отбор оптимальных форм и методов менеджмента, отражающего в себе важнейшие специфические особенности национального менталитета».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. www.cfin.ru/press/sf//Журнал«Секрет фирмы», 2003 -№10.
  2. Бобрышев Д.Н. Основные категории теории управления. М., 1986
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, 1996
  4. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДИНИ, 2005. – 511 с.
  6. Технология управления персоналом в России. Опыт профессионалов. – HRC. Кадровый клуб. – 2001
  7. Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.
  8. Менеджмент: Учебное пособие для учреждений высш. и средн. проф. образования/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993
  10. Менеджмент: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М:. ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 359 с.
  11. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов/ под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
  12. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 656 с.
  13. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.
  14. Управление персоналом малого предприятия (предупреждение проблем). Волгин В.В.: Практическое пособие. – М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  15. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996.

Информация о работе История развития менеджмента в России