История развития менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.

Задачи:
Выявить основные стадии развития менеджмента в России;
Изучить отечественный опыт управления предприятиями;
Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………….………….
Отечественный опыт управления предприятием………………………
Дореволюционный опыт Российского предпринимательства и управления………………………………………………
Особенности управления предприятием в условиях командно-административной системы……………………………………………
Становление и развитие менеджмента в России………………………
Основные черты экономической реформы конца 80-х – начала 90-х годов в СССР……………………………………………………………
Изменение внешней и внутренней среды организаций в процессе реформирования экономики. Проблемы управления……………….
Необходимость переподготовки руководителей и специалистов для работы в новых условиях хозяйствования……………………………
Опыт менеджмента на современных предприятиях России………….

Заключение………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………….. 3

4

4

5

10

10

12

14

16

28

30

Работа содержит 1 файл

Курсовой История.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение………………………………………………………….………….
  1. Отечественный опыт управления предприятием………………………
    1. Дореволюционный опыт Российского предпринимательства и управления………………………………………………………………
    2. Особенности управления предприятием в условиях командно-административной системы……………………………………………
  2. Становление и развитие менеджмента в России………………………
    1. Основные  черты экономической реформы конца 80-х – начала 90-х годов в СССР……………………………………………………………
    2. Изменение внешней и внутренней среды организаций в процессе реформирования экономики. Проблемы управления……………….
    3. Необходимость переподготовки руководителей и специалистов для работы в новых условиях хозяйствования……………………………
  3. Опыт менеджмента на современных предприятиях России………….

Заключение………………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………..

3

4 

4 

5

10 

10 

12 

14

16

28

30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любая наука базируется на использовании  исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

            Наука управления в этом отношении  мало отличается от других  наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого  позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

• всегда интересно и нужно;

• позволяет  восполнить недостаток собственных  мыслей и объем своих знаний;

• дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

• позволяет  извлечь соответствующие уроки  из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

   Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

   Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.

      Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее  время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.

      Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление  зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

Цель  работы: рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления  менеджмента в России.

Задачи:

  • Выявить основные стадии развития менеджмента в России;
  • Изучить отечественный опыт управления предприятиями;
  • Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
 
    1. Дореволюционный опыт российского  предпринимательства  и управления
 

       Россия имеет  свою тысячелетнюю историю предпринимательства  и «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель. 
       В России идеи правового государства разрабатывали М. Сперанский, И. Платонов, И. Рождественский. В основном труде Сперанского («Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.) дано научное толкование целей, принципов, функций и структуры органов управления в применении к организации системы управления правительственных учреждений и производственных подразделений (фабрик, заводов и т.п.).       

В конце XIX и начале XX веков в ряде университетов  разрабатывались методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М. Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степанов); Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н. Бунге). Исследования касались места и роли управления экономикой в системе государственного и общественного устройства, предмета и методов науки об управлении, методологии западных ученых.       

Особенностью  теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода  является использование методов  научного познания для наблюдения и  анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий. 
       Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями «культурного государства» подтолкнуло исследование национальной культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация, управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев). 
        
        1.2 Особенности управления предприятиями в условиях командно-административной системы      
 

Развитие  промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение рыночных условий, поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале XX века способствовали формированию управленческих концепций, школ научной организации и управления в Европе и США. 
       Административная концепция управления А. Файоля легла в основу формирования классической, или административной, школы управления («Общее промышленное управление», 1916 г.). Цель административной школы — разработка универсальных принципов управления организацией для достижения наилучших и эффективных результатов. Разработанные Файолем 14 принципов управления организацией касаются деятельности высшего звена управления. Сама управленческая деятельность представлена как административный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов, т.е. основных функций управления.       

Многие  принципы Файоля (разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие (в принятии решений); единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух) актуальны и в настоящее время. 
       Идеологи этой школы уделяли большое внимание системе знаний, необходимых для эффективного выполнения административной деятельности, поэтому выступали с предложениями о включении административных, финансовых, коммерческих и финансовых дисциплин в программы высших инженерных школ.       

После революции 1917 г. управленческая мысль  в России основывалась на идеологических постулатах экономической теории К. Маркса, в трудовой теории стоимости которого роль человека в производстве рассматривалась лишь сквозь призму его функции — конкретного труда, измеряемого затратами рабочего времени. Главной задачей управления считалось достижение экономии общественного труда.        

Социально-труловая концепция управления Н. Витке («Организация управления и индустриальное развитие», 1925 г.) включает следующие принципиальные положения:       

·управление — способ реализации творческого  потенциала работников; 
       ·крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих; 
       ·для обеспечения коллективно-трудового сотрудничества необходимо внедрять новые методы управления, минимизирующие последствия авторитаризма; 
       ·организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально освобождая их от надзора и опеки сверху;        

·аппарат  управления может работать эффективно только как единая команда. 
       В результате формулирования этой концепции были введены в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера», «социальная организация предприятия». Социально-трудовые отношения получили дальнейшее развитие в трудах академика С. Струмилина, исследовавшего проблемы демографии, статистики, экономики и организации труда. 
       Значительный вклад в теорию организации внес А. Богданов («Всеобщая организационная наука», 1925 г.), который рассматривал ее как систематизацию организационного опыта человечества для формулирования организационных законов. Он выделил самостоятельную организационную науку со своими принципами и законами для органического и неорганического мира, положения которой в дальнейшем использовались в теориях систем, организации и кибернетики.       

В период индустриализации СССР ключевые проблемы организации управления народным хозяйством решались с участием крупных организаторов  промышленного строительства —  С. Орджоникидзе и В. Куйбышева. Существенный вклад в развитие централизованного управления народным хозяйством и теории хозяйственного расчета внес Н. Вознесенский. Даже во время Великой Отечественной войны российские организаторы промышленности разрабатывали удивительные по смелости и срокам проекты в сфере военного производства, предусматривавшие перевод предприятий на новые территории и освоение новых видов продукции. 
       Представителями школы по использованию экономикоматематических методов в экономике и управлении (за рубежом аналогичное направление получило название новой школы) в России во второй половине XX века были академики: Л. Канторович (линейное программирование, оптимизация размещения сырьевых ресурсов, математические методы организации и планирования производства); В. Новожилов (методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов); Н. Федоренко (оптимизация народного хозяйства, применение математических методов и компьютерных вычислений); А. Анчишкин (исследования в области расширенного производства и макромоделирования); В. Глушков (школа кибернетики и автоматизированного проектирования).       

Развитие  кибернетики, математической логики и  статистики, системотехники способствовало формированию теории управленческих решений  в качестве нового раздела управленческой науки и использованию новых методов в исследовании процессов управления: экспертного прогнозирования, сетевых методов и моделей (метод критического пути PERT), теории массового обслуживания, разработки алгоритмов и методов социологических исследований.        

Информация о работе История развития менеджмента в России