Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:19, курсовая работа
История российских корпораций, хотя и не представляет такого же интереса, как история этого института на Западе, является весьма поучительной и дает возможность сделать выводы общетеоретического и даже социологического характера.
Сама идея корпораций была экспортирована к нам из западноевропейских стран, и, несомненно, дальнейший процесс ее усвоения и практического осуществления происходил под влиянием западноевропейского законодательства и деловой практики.
Дальнейшее свертывание товарно-денежных отношений и усиление планово-регулирующих начал в обществе окончательно превратило синдикаты (де-факто и де-юре) в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, впоследствии ставшие все как один государственными. В 1920 г. было покончено с прежними корпорациями, которых Советская власть просто панически боялась, считая, что использование их уставов и положений в качестве источников права позволит пустить все в области хозяйства на самотек.
Вместе с тем было покончено
с корпоративным правом, основанным
на известной свободе и
В пору расцвета бюрократического
социализма (сталинская эпоха) корпоративное
регулирование практически
Начавшаяся Великая
Период, когда страной
руководил Н. С. Хрущев, характеризовался
откровенным правовым нигилизмом. По
этой причине децентрализация
Жизнь показала, что списывать
право в архив преждевременно.
Со второй половины 60-х гг. правовая
форма стала использоваться интенсивнее.
Это поставило в число
Экономическая реформа 1965 г.,
краеугольным камнем которой как
раз и было развитие инициативы и
самостоятельности предприятий, открыла
дорогу использованию корпоративных
норм. Возможность их применения стала
фиксироваться уже в
Перестройка общественного организма, объявленная в стране в 1985 г., в качестве приоритетной выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности предприятий. Наиболее эффективное использование правовой формы связывалось с увеличением доли корпоративных (или, как их еще тогда чаще называли, локальных) норм. Однако очередному лозунгу «о творчестве масс» не суждено было реализоваться. Законодательный бум (Закон о государственном предприятии, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.} не мог иметь под собой отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств. Таким образом, период перестройки закончился, не принеся никаких результатов в области корпоративного права.
И только переход общества
к рыночным отношениям открыл путь
развитию корпоративного права. Сейчас
в законодательстве закреплена презумпция
компетентности организаций на издание
ими нормативных актов, регулирующих
их внутренние вопросы. Устанавливаются
всего лишь пределы для корпоративного
регулирования, например, недопустимость
ухудшения корпоративными нормами
правового положения работников
по сравнению с нормами
Корпорации как коллективные объединения лиц и капиталов, признанные юридическими лицами и осуществляющие какую-либо социально полезную деятельность, бывают самыми разнообразными. Для классификации корпораций могут быть использованы самые различные критерии, отражающие их правовое положение. Воспользуемся новым ГК РФ (часть первая), который дает классификацию юридических лиц по двум критериям.
В пункте 2 ст. 48 ГК РФ указывается,
что в связи с участием в
образовании имущества
Группу юридических лиц, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Именно общества, товарищества и кооперативы являются субъектами имущественных отношений. В форме таковых в основном и могут существовать различного рода предприятия.
Вообще следует иметь в виду, что значение термина предприятие, широко используемого в нашем лексиконе, в последнее время существенно изменилось. Если раньше считали, что предприятие – это разновидность юридического лица наряду с учреждением, то сейчас под этим термином понимают какую-либо первичную ячейку, обособленную часть хозяйственной системы, отличающуюся экономическим единством, в которой материализуются, соединяются человеческие и материальные факторы хозяйственного дела. Имущественный комплекс предприятия составляют различные материальные и нематериальные элементы: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, топливо, кассовая наличность, права и обязанности на изобретения, фирменное наименование, товарные знаки, промышленные образцы, знаки обслуживания ноу-хау, авторские права, требования к лицам, связанным с деятельностью предприятия, его репутация, шансы на рынке, бухгалтерская отчетность и т. п.[1] Получается, что предприятие – это экономическая категория, и означает она производственно-технический механизм, предназначенный для производственной, а не для коммерческой деятельности. Категория же юридического лица используется по отношению к организациям, участвующим в имущественном (коммерческом) обороте. Следовательно, предприятие как имущественный комплекс – это не субъект, а объект права.
Субъектами же права являются
различные коммерческие структуры,
и в частности хозяйственные
общества и товарищества как владельцы
такого рода предприятий. Особенностью
прав собственника на свою долю имущества
является то, что они могут быть
реализованы в большинстве
Вторую группу составляют
юридические лица, учредители которых
имеют на имущество данного юридического
лица право собственности или
иное вещное право. Это право реализуется
в основном посредством собственных
действий и не требует от кого-либо
обязанности совершить
Третью группу по характеру прав на имущество составляют юридические лица, участники (учредители) которых не имеют имущественных прав в отношении данных юридических лиц. К их числу, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.[3], относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц.
Общественные и религиозные организации – это добровольные объединения граждан на началах членства для выполнения различных общественно полезных (нехозяйственных) задач (политические партии, профессиональные союзы, творческие союзы, спортивные общества, благотворительные организации и пр.). Они вправе осуществлять лишь такие виды хозяйственной деятельности, которые необходимы для выполнения их уставных задач. Но в рамках этих задач они иногда создают коммерческие предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Общественные и религиозные организации могут использовать имущество созданных ими предприятий, так же как имущество других субъектов права (граждан, организаций), которые в отношении всего имущества названных организаций не имеют ни права собственности, ни какого-либо обязательственного права (права требования).
Юридические лица, преследующие в своей деятельности цель извлечения прибыли, называются коммерческими. Не стоит рассматривать данную цель упрощенно (как обогащение). Под извлечением прибыли понимается не намерение разделить ее между участниками, а скорее забота о том, чтобы избежать убытков (программа минимум), а также эффективно (рентабельно) и небезвозмездно осуществлять экономическую деятельность (программа максимум). Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий (государственных или муниципальных, см.: п. 2 ст. 50 ГК РФ). Эти организации финансируются в основном за счет полученной прибыли, хотя могут привлекаться и другие источники, например добровольные взносы, пожертвования, инвестиции и т. д.
Если организации не преследуют
в качестве основной цели деятельности
получение прибыли, а сосредоточивают
свое внимание на удовлетворении тех
или иных нематериальных потребностей
(организационно-