История развития корпораций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

История российских корпораций, хотя и не представляет такого же интереса, как история этого института на Западе, является весьма поучительной и дает возможность сделать выводы общетеоретического и даже социологического характера.

Сама идея корпораций была экспортирована к нам из западноевропейских стран, и, несомненно, дальнейший процесс ее усвоения и практического осуществления происходил под влиянием западноевропейского законодательства и деловой практики.

Работа содержит 1 файл

История развития корпораций в России.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

Дальнейшее свертывание  товарно-денежных отношений и усиление планово-регулирующих начал в обществе окончательно превратило синдикаты (де-факто  и де-юре) в министерства, которым  подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, впоследствии ставшие все как один государственными. В 1920 г. было покончено с прежними корпорациями, которых Советская власть просто панически боялась, считая, что использование их уставов и положений в качестве источников права позволит пустить все в области хозяйства на самотек.

Вместе с тем было покончено  с корпоративным правом, основанным на известной свободе и самостоятельности  предприятий в решении внутренних дел.

В пору расцвета бюрократического социализма (сталинская эпоха) корпоративное  регулирование практически отсутствовало. Народное хозяйство работало как  одна корпорация или фабрика со множеством цехов (предприятий). Решения принимались практически по всем сколько-нибудь важным вопросам наверху (правительством, министерствами), а предприятия имели право и обязанность только их выполнять. Возможность предприятий принимать самостоятельные решения и оформлять их своими корпоративными нормативными актами определялась каждый раз вышестоящим государственным органом индивидуально в отношении конкретного предприятия. Немногие удостаивались «чести» урегулировать тот или иной вопрос самостоятельно. Коллективные договоры были, пожалуй, единственным актом корпоративного регулирования в тот период. Но с 1936 г. и они стали исчезать, поскольку все, касающееся трудовых отношений, определялось в централизованном порядке. Творчество масс не требовалось.

Начавшаяся Великая Отечественная  война послужила объективной  причиной усиления централизации. Однако укоренившиеся на практике и в  сознании людей административно-командные  методы управления продолжали использоваться и после войны.

Период, когда страной  руководил Н. С. Хрущев, характеризовался откровенным правовым нигилизмом. По этой причине децентрализация управления, начавшаяся в те годы, не нашла отражения  в нормативных актах.

Жизнь показала, что списывать  право в архив преждевременно. Со второй половины 60-х гг. правовая форма стала использоваться интенсивнее. Это поставило в число актуальных проблему повышения самостоятельности  предприятий.

Экономическая реформа 1965 г., краеугольным камнем которой как  раз и было развитие инициативы и  самостоятельности предприятий, открыла  дорогу использованию корпоративных  норм. Возможность их применения стала  фиксироваться уже в законодательных  актах, но пока только в форме предварительного санкционирования или делегирования  государством предприятиям некоторых  правотворческих полномочий. Сначала  правомочия носили очень конкретный характер. Предприятиям разрешалось разрабатывались должностные инструкции, решать другие непринципиальные в их жизни вопросы. Затем правомочия стали приобретать общий характер, например, предприятия могли сами регулировать вопросы премирования, устанавливать условия соревнования. Реформа 1965 г. не носила глубокого характера, но вскоре и она пошла на попятную. Руководство страны готово было расширить самостоятельность в экономической области, оставив все неизменным в политической жизни. Но экономика и политика взаимосвязаны. Поэтому на практике ничего не получилось и с экономической самостоятельностью. По-прежнему все до мелочей регулировалось в централизованном нормативном порядке. Все более разрастаясь, законодательство превратилось в громоздкую, негибкую систему (особенно это касается ведомственного правотворчества) и в результате стало тормозом на пути социального развития.

Перестройка общественного  организма, объявленная в стране в 1985 г., в качестве приоритетной выдвинула  задачу расширения инициативы и самостоятельности  предприятий. Наиболее эффективное  использование правовой формы связывалось  с увеличением доли корпоративных (или, как их еще тогда чаще называли, локальных) норм. Однако очередному лозунгу  «о творчестве масс» не суждено было реализоваться. Законодательный бум (Закон о государственном предприятии, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.} не мог иметь под собой отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств. Таким образом, период перестройки закончился, не принеся никаких результатов в области корпоративного права.

И только переход общества к рыночным отношениям открыл путь развитию корпоративного права. Сейчас в законодательстве закреплена презумпция компетентности организаций на издание  ими нормативных актов, регулирующих их внутренние вопросы. Устанавливаются  всего лишь пределы для корпоративного регулирования, например, недопустимость ухудшения корпоративными нормами  правового положения работников по сравнению с нормами законодательными, непротиворечивость корпоративных норм законодательным нормам, установление в корпоративных нормах прав и преимуществ членам коллектива организации только за счет собственных средств и др.

Корпорации как коллективные объединения лиц и капиталов, признанные юридическими лицами и осуществляющие какую-либо социально полезную деятельность, бывают самыми разнообразными. Для  классификации корпораций могут  быть использованы самые различные  критерии, отражающие их правовое положение. Воспользуемся новым ГК РФ (часть  первая), который дает классификацию  юридических лиц по двум критериям.

В пункте 2 ст. 48 ГК РФ указывается, что в связи с участием в  образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут  иметь обязательственные права  в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Группу юридических лиц, в отношении которых их участники  имеют обязательственные права, составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские  кооперативы. Именно общества, товарищества и кооперативы являются субъектами имущественных отношений. В форме  таковых в основном и могут  существовать различного рода предприятия.

Вообще следует иметь  в виду, что значение термина предприятие, широко используемого в нашем  лексиконе, в последнее время  существенно изменилось. Если раньше считали, что предприятие – это  разновидность юридического лица наряду с учреждением, то сейчас под этим термином понимают какую-либо первичную  ячейку, обособленную часть хозяйственной  системы, отличающуюся экономическим  единством, в которой материализуются, соединяются человеческие и материальные факторы хозяйственного дела. Имущественный комплекс предприятия составляют различные материальные и нематериальные элементы: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, топливо, кассовая наличность, права и обязанности на изобретения, фирменное наименование, товарные знаки, промышленные образцы, знаки обслуживания ноу-хау, авторские права, требования к лицам, связанным с деятельностью предприятия, его репутация, шансы на рынке, бухгалтерская отчетность и т. п.[1] Получается, что предприятие – это экономическая категория, и означает она производственно-технический механизм, предназначенный для производственной, а не для коммерческой деятельности. Категория же юридического лица используется по отношению к организациям, участвующим в имущественном (коммерческом) обороте. Следовательно, предприятие как имущественный комплекс – это не субъект, а объект права.

Субъектами же права являются различные коммерческие структуры, и в частности хозяйственные  общества и товарищества как владельцы  такого рода предприятий. Особенностью прав собственника на свою долю имущества  является то, что они могут быть реализованы в большинстве случаев  не в форме собственных действий, а в виде права требования, обращенного  к другим лицам, которому соответствует  обязанность этих лиц совершать  что-либо, например отдать соответствующую часть дохода или часть имущества в случае ликвидации юридического лица (либо выхода из него). Помимо указанных прав (прав, которым корреспондирует обязанность других лиц и которые в силу этого условно, хотя и не совсем точно, называются обязательственными правами) учредители (члены, участники) товариществ, обществ, кооперативов имеют иные права на имущество, такие, как право на управление имуществом, право контроля за коммерческой деятельностью организации и др.

 

Вторую группу составляют юридические лица, учредители которых  имеют на имущество данного юридического лица право собственности или  иное вещное право. Это право реализуется  в основном посредством собственных  действий и не требует от кого-либо обязанности совершить определенное действие помимо воздержания от посягательства на объект собственности. К юридическим лицам данной группы относятся унитарные предприятия, которые непременно являются или государственными, или муниципальными. Причем они могут использовать имущество, относящееся к разряду государственной или муниципальной собственности, либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. Кроме них сюда входят и учреждения, финансируемые собственником полностью или частично и выполняющие управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера. Собственником имущества данных юридических лиц остается его учредитель (чаще всего государство) или учредители. Они и определяют характер его имущественной обособленности, полностью сохраняя контроль за его хозяйственной деятельностью. Эта группа юридических лиц к корпорациям не относится, поскольку своим собственником имеет одно лицо – государство.

Третью группу по характеру  прав на имущество составляют юридические  лица, участники (учредители) которых  не имеют имущественных прав в  отношении данных юридических лиц. К их числу, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.[3], относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения  юридических лиц.

Общественные и религиозные  организации – это добровольные объединения граждан на началах  членства для выполнения различных  общественно полезных (нехозяйственных) задач (политические партии, профессиональные союзы, творческие союзы, спортивные общества, благотворительные организации  и пр.). Они вправе осуществлять лишь такие виды хозяйственной деятельности, которые необходимы для выполнения их уставных задач. Но в рамках этих задач они иногда создают коммерческие предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Общественные и  религиозные организации могут  использовать имущество созданных ими предприятий, так же как имущество других субъектов права (граждан, организаций), которые в отношении всего имущества названных организаций не имеют ни права собственности, ни какого-либо обязательственного права (права требования).

Юридические лица, преследующие в своей деятельности цель извлечения прибыли, называются коммерческими. Не стоит рассматривать данную цель упрощенно (как обогащение). Под извлечением  прибыли понимается не намерение  разделить ее между участниками, а скорее забота о том, чтобы избежать убытков (программа минимум), а также  эффективно (рентабельно) и небезвозмездно осуществлять экономическую деятельность (программа максимум). Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий (государственных или муниципальных, см.: п. 2 ст. 50 ГК РФ). Эти организации финансируются в основном за счет полученной прибыли, хотя могут привлекаться и другие источники, например добровольные взносы, пожертвования, инвестиции и т. д.

Если организации не преследуют в качестве основной цели деятельности получение прибыли, а сосредоточивают  свое внимание на удовлетворении тех  или иных нематериальных потребностей (организационно-управленческих, социально-культурных, социально-бытовых, потребности в  получении образования и т. п.), они называются некоммерческими. Обычно деятельность данных организаций финансируется  за счет госбюджета (государственные  учреждения) или бюджетов общественных организаций, либо за счет добровольных взносов и пожертвований. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных Законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. Закон разрешает некоммерческим организациям заниматься и предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Например, садоводческий кооператив может сдать часть принадлежащей ему земли в аренду с тем, чтобы полученные средства направить на содержание сторожа. Вуз вправе принимать студентов за плату с тем, чтобы полученную прибыль использовать на повышение качества образования (приобретение литературы, приборов, оплату труда преподавателей, ремонт, переоборудование помещений и т. п.). Здесь важно соблюдать определенную меру для того, чтобы не перейти ту грань, за которой главными оказываются уже иные приоритеты, цели коммерческого характера. И не всегда индикатором в этом отношении является соотношение долей финансирования и полученной прибыли.


Информация о работе История развития корпораций в России