Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:19, курсовая работа
История российских корпораций, хотя и не представляет такого же интереса, как история этого института на Западе, является весьма поучительной и дает возможность сделать выводы общетеоретического и даже социологического характера.
Сама идея корпораций была экспортирована к нам из западноевропейских стран, и, несомненно, дальнейший процесс ее усвоения и практического осуществления происходил под влиянием западноевропейского законодательства и деловой практики.
Анализ корпоративного права
того периода позволяет обнаружить
сходство с ситуацией, наблюдаемой
в России сегодня. Использование
акционерной формы после
Видя сложившуюся ситуацию
и понимая, что она является неприемлемой,
правительство предприняло
Именно поэтому Россию не обошла болезнь под названием «надувательство». Сильные приступы этой болезни имели место в 1856 и 1864 гг. и сопровождались банкротствами, ажиотажем, паникой, спекуляциями, самоубийствами. Но все же предпринимательство тогда устояло.
Механизм надувательства довольно прост и до боли знаком нашим соотечественникам: учреждалось АО, собиралась часть уставного капитала, выпускались акции, затем в прессе и околобиржевых кругах муссировались слухи о невероятной доходности новой компании, которая собирается дать очень большой процент (допустим, 100%) при существующих в государственном банке по вкладам 5–6% в год. Публика устремлялась на покупку акций, и на волне ажиотажа они сбывались по очень высокой цене. Учредители АО зарабатывали баснословные суммы. Но проходило время, и выяснялось, что приобретатели акций потеряли все или почти все.
И тем не менее число пострадавших в России в период утверждения капитализма по сравнению, допустим, с Англией было относительно невелико.
Во-первых, определенным барьером
служили уголовно-правовые нормы. Не
вернуть кредит, не оплатить вексель,
продать недоброкачественный
Bo-вторых, небольшое число
махинаций в общей массе
В-третьих, в России номиналы
ценных бумаг всегда были высокими.
Самая распространенная ценная бумага
представляла собой акцию 250-рублевого
достоинства, и эта сумма была
сопоставима с годовой
Осознавая, что Закон 1836 г.
страдает явными недостатками, правительство
приступило к разработке нового проекта,
завершенного в 1861 г. Однако он провалился.
И тогда в 1869 г. был подготовлен
еще один проект, в котором учитывалась
критика предыдущего. Его постигла
та же участь. В 1872 г. последовал новый
проект. И ему тоже не суждено
было превратиться в закон. Таким
образом, неоднократные и настойчивые
попытки правительства
Справедливости ради надо
признать, что проекты были далеко
не идеальными. Они довольно бессистемно
определяли правовое положение корпораций.
Различия между ними не имели правового
характера. Порой очевиден был несправедливый
подход в регулировании отдельных
сторон корпораций: очень сильно расширялись
права учредителей и
Законодательный массив, упорядочивавший деятельность корпораций, все же изменялся и увеличивался. Были приняты такие нормативные акты, как Торговый устав (1903 г.), Свод законов гражданских (1910 г.), Устав промышленности (1913 г.), Устав кредитный (1914 г.), Устав железных дорог и др. Все они содержались в Своде законов, который затем дополнялся и пополнялся новыми нормативными актами, в частности Сводным уставом акционерного общества.
Итак, до революции 1917 г. законов, касающихся корпораций, было принято довольно много. Корпоративное же право шло своим, самобытным путем, развивалось, а точнее, «разливалось», подобно реке в период паводка. Такова особенность российского корпоративного права.
После 1917 г. хозяйственные
отношения в России существенно
изменились и стали основываться
на таких категориях, как план, государственное
регулирование, целесообразность и
др. Имущественный оборот в структурном
отношении как бы распался на две
части: государственный оборот, основанный
на методах централизованного
Все организации, обладающие
правом юридического лица, делились на
корпорации и учреждения. По соображениям
хозяйственной целесообразности закон
признавал юридическими лицами самые
различные формирования, но не предоставлял
прав юридического лица тем объединениям,
которые существовали «вне его прямых
велений и определенного им объема
правоспособности». Все юридические
лица делились на: 1) преследующие цели
чисто хозяйственные и 2) преследующие
цели публично-правовые, культурные, социальные.
Хозяйственные организации
Одной из организационно-правовых форм в области хозяйствования были тресты. Если в 1921–1922 гг. на первый план выступала их хозяйственная и правовая самостоятельность, то с 1927 г. тресты признавались прежде всего органами государства, выполняющими задания. Причиной тому были изменения в экономической политике государства, связанные с усилением плановых и регулирующих начал. Да, юридическая сущность треста изменилась, но это рассматривалось как тактическое «приспособление» старых форм к новым хозяйственным условиям. В отличие от акционерных обществ трест не строился по принципу корпоративности. В нем аккумулировалось имущество, ставшее государственным, которым управляли доверенные органы. Поэтому все особенности государственных предприятий переносятся в область внутренней организации трестов.
Тресты были увязаны между собой и имели свой организационный центр, вокруг которого концентрировались и государственные предприятия. Эти центры, или «супертресты», охватывавшие целые отрасли промышленности, подчинялись ВСНХ. Такую структуру можно было рассматривать как гигантское акционерное общество, где государство было как бы коллективным пайщиком, выступающим в обороте в лице созданных им для этого специальных юридических лиц – трестов.
Декрет о трестах 1923 г. делил все имущество треста на основной и оборотный капитал. Формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался так называемый государственный оборот, т. е. возможность вышестоящих органов перераспределять основной капитал между государственными предприятиями. В дальнейшем правовое положение трестов изменилось в сторону наполнения их «государственной волей», понижения степени их автономности.
Попытки сочетать на первых порах централизованные и децентрализованные начала в народном хозяйстве вели к поиску иных, промежуточных форм организации предприятий. Вспомнили и о формах, использовавшихся до революции, в частности о товариществах и акционерных обществах.
Особенностью акционерных обществ является складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в данную форму хозяйствования. Об этом говорят следующие факты: издание привилегированных акций, обеспечение определенного числа мест в правлении за государственными органами, введение режима «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества и пр. Кроме того, умудрились наполнить эту форму хозяйствования «государственным» содержанием: пайщиками АО стали выступать предприятия «дочернего», вторичного типа.
Возник вопрос о юридической природе акционерных обществ: носят ли они частноправовой или публично-правовой характер. Пока ученые обдумывали этот вопрос, на акционерные общества распространили все нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий.
В то время использовались и такие юридические формы, как государственные товарищества. Они образовывались по аналогии с акционерными обществами, но имели существенные особенности: в них отсутствовал какой бы то ни было минимум учредителей, не было общих собраний, а также членов правлений, и вообще порядок управления отличался простотой. Оставалось неясным, чем эти государственные товарищества отличаются от трестов.
Законодательство, существовавшее в первые годы после революции, различало два типа товарищеских объединений: 1) товарищество лиц (полное товарищество) и 2) товарищество капиталов (акционерные общества). О том, как был извращен юридический смысл второго типа товариществ (акционерных обществ), уже говорилось выше. Но Советская власть «добралась» и до простых товариществ лиц. Постановлением СТО от 19 февраля 1926 г. государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». Тенденция, ведущая к расширению участия государства в товарообороте и в хозяйственной жизни вообще, просматривалась весьма отчетливо. Обосновывали это задачей государства охранять публичный интерес.
В 1927 году было принято Положение
об акционерных обществах, которое
окончательно разрешило вопрос о
юридической природе
Автономия акционерных обществ, выработка их стратегии с помощью собрания акционеров могли негативно отразиться на обязательном выполнении плана. Теперь же акционерные общества смешанного типа или общества, основанные на частном капитале, допускались далеко не во всех отраслях хозяйства. Их стали считать своего рода пережитками прошлого. Акционерная форма оказалась неприемлемой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества.
На начальных этапах хозяйственной
жизни в Советской России использовалась
и такая организационно-
Несмотря на то, что в основе создания синдикатов лежали соглашения трестов, направленные на облегчение их коммерческой деятельности, синдикаты являлись монопольными организациями в определенных отраслях. Их подчиненность правительству говорит о том, что главным монополистом во всех сферах жизни стало государство.
Юридическая природа синдикатов
оказалась неясной, но очевидно было
одно: под действие Гражданского кодекса
они не подпадали (в синдикате
не было договорной автономии, интересы
трестов, объединившихся в синдикат,
не были противоположными, применялся
особый порядок возмещения одной
стороной убытков другой и т. п.).
Наличие у синдикатов уставов
могло ввести в заблуждение относительно
их юридической природы, но такие
их черты, как плановость, служебность,
взаимность, публичность, не оставляли
сомнений в том, что данный институт
носит не частноправовой, а публично-правовой
характер. Основу синдиката составляли
все же не договорные, а властные
отношения. На синдикаты возлагались
следующие задачи: обслуживание производственных
и торговых нужд своих членов, устранение
конкуренции и установление общей
плановой организации путем