Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа
Последние десятилетия XIX века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в американской индустрии. Широкое использование электрической энергии на предприятиях и механизация ручного труда привели к потенциально высокой продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветило главное препятствие на пути к более высокой производительности, которым являлись незрелые формы управления.
Порядок, десятый принцип, обеспечивал определенное место для всякой вещи и всякую вещь на своем месте. Это применялось к материалам, чистоте магазина и к персоналу. Для людей, это было следующим образом: каждый работник по месту и каждое место было по работнику, то есть, каждый человек на своем месте.
Справедливость следовала из доброты и правосудия и обеспечила принцип для отношений между служащими.
Двенадцатый принцип, постоянство состава персонала, был призван обеспечивать планирование персонала и условия для замены человеческих ресурсов. Инициатива, как принцип, призывала индивидуумов показывать рвение и энергию во всех усилиях. Наконец, единение персонала, подчеркнул создание гармонии и единство в пределах фирмы. Разделение вражеских сил, чтобы ослабить их – дело искусное, но разделение своих собственных сил – серьезный грех против дела.
Файоль не использовал термин процесс, чтобы описать функции менеджера, но выбрал вместо него – элементы управления: планирование, организацию, руководство и контроль.
Первым элементом, и один он
подчеркнул это, является
Организация (второй принцип) включала в себя условия для структурирования действий и отношений, а также набор, оценку и обучение персонала.
Руководство, третья функции Файоля, имело своей целью вовлечение, насколько это возможно, подчиненных служащих в круг интересов предприятия. Руководство – это искусство, которое базировалось на определенных личностных качествах и знании общих принципов управления.
Контроль состоял из проверки – все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам.
Виды и формы
организаций. Основные
цели и задачи организации
Принципы
самоопределения и
Прежде
чем приступить к организации
какого-либо дела, процесса или деятельности,
человек или группа людей должны сначала
самоопределиться и в том, чего они хотят,
и в том, чего они могут (каковы их возможности);
сопоставить все это и сделать выбор целей,
которые должны быть ясные и выполнимые.
В зависимости от ориентации организации
цели можно классифицировать следующим
образом (см. табл. 2.1):
Таблица 2.1 Ценностные ориентации организации и типы целей
Ориентации | Категория ценностей | Типы предпочтительных целей |
Теоретические (просвещенческие) | Истина, рациональное мышление, знание | Непрерывные исследования и разработки |
Экономические | Накопление, богатство, полезность, практичность | Результаты. Рост. Прибыльность. Процветание. |
Политические | Власть. Признание. | Стабильность. Общий объем капитала и продаж. Количество работников. |
Социальные | Человеческие отношения Приверженность. Отсутствие конфликта. | Развитие личности. Социальная ответственность, относительно прибыльности. Косвенная конкуренция. Климат организации. |
Культурные (эстетические) | Художественная гармония Привлекательность. | Качество, состав, форма и симметрия. Дизайн. |
Религиозные (связывающие) | Нравственность. Согласие со Вселенной. | Этика, мораль. |
Таким образом, организацию характеризуют следующие признаки:
1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением.
2.
Совокупность процессов или
3.
Объединение людей, совместно
реализующих программу или
Организация как система или, другими словами, организационная система имеет состав элементов и структуру. Состав элементов определяет функции системы и их количественные параметры: производительные или продуктивные. Структура системы определяет качество ее деятельности. Качество – это всегда влияние структуры. Изменение структуры всегда влечет за собой изменение качества результата деятельности продукта, информации, действия (услуги) и т.д.
Вопрос или разговор о структуре возникает только тогда, когда появляется необходимость (проблема, цель) изменения качества: цели, стратегии, тактики, продукта, услуги, политики, информации и вообще какого-либо результата. Но обязательно – смены качества, поскольку структура предполагает изменение состава элементов (как разнотипных по своим функциям): введение нового элемента или, наоборот, упразднение какого-либо из существующих как неудовлетворительного, нежелательного, бесполезного, лишнего, вредного и т.д.
В зависимости от содержания (набора элементов) и связей (функций) можно выделить шесть основных типов организационных систем:
территориальные;
отраслевые;
функциональные (комитет по труду и социальным вопросам, федеральная служба безопасности и др.);
целевые (консорциумы по
корпоративные (акционерные общества);
интегративные (живые организмы, экономика, мировые рынки).
В основе приведенной классификации лежат разные признаки: хозяйственные пространства; виды, объекты и цели деятельности; характер связей и материальное качество систем.
Согласно концепции Г. Эмерсона (1912 г.)1 человеческая цивилизация знает только два типа систем: пирамидальные и горизонтальные. Первый тип организаций он назвал военными, поскольку они создавались для нападения и обороны, а второй тип он назвал рыночными. Соответственно первый тип организаций он считал разрушающими, а второй – созидающими. Однако считается, что Ф. Тейлор первый увидел недостатки чисто линейного, «военного» принципа управления и предложил более прогрессивный функциональный принцип.
В России начало системных идей связано с именем А.А. Богданова. В годы Первой мировой войны он написал книгу «Всеобщая организационная наука (тектология)», в которой он представил общую теорию строения систем и обосновал общие закономерности развития организаций. Это была первая попытка разработать общую теорию систем, общее учение о типах организаций, закономерности их возникновения и функционирования. Он ввел понятия: управляющая и управляемая системы, обратная связь, эмерджентность (качества и свойства, присущие целой системе, отсутствующие у ее элементов и не вытекающие из их свойств), т.е. понятия целостности системы как новообразования, качественно отличного от ее элементов. А.А. Богдановым в этой работе была предпринята попытка моделирования социальных процессов, чем он предвосхитил многие работы Л. Берталанфи, Н. Винера, У. Эшби и др., разработавших общую теорию систем в 50-60 гг. XX столетия.
В
пирамидальной системе
Пирамидальную
систему характеризуют
В горизонтальной системе отношения внутри организации регулируются хозяйственным правом. Их основу составляет стимулирование работающих в данной организации.
Горизонтальная система отвечает следующим критериям:
ЛИТЕРАТУРА