История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Последние десятилетия XIX века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в американской индустрии. Широкое использование электрической энергии на предприятиях и механизация ручного труда привели к потенциально высокой продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветило главное препятствие на пути к более высокой производительности, которым являлись незрелые формы управления.

Работа содержит 1 файл

история менеджмента.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     Порядок, десятый принцип, обеспечивал определенное место для всякой вещи и всякую вещь на своем месте. Это применялось  к материалам, чистоте магазина и  к персоналу. Для людей, это было следующим образом: каждый работник по месту и каждое место было по работнику, то есть, каждый человек на своем месте.

     Справедливость  следовала из доброты и правосудия и обеспечила принцип для отношений  между служащими.

     Двенадцатый принцип, постоянство состава персонала, был призван обеспечивать планирование персонала и условия для замены человеческих ресурсов. Инициатива, как принцип, призывала индивидуумов показывать рвение и энергию во всех усилиях. Наконец, единение персонала, подчеркнул создание гармонии и единство в пределах фирмы. Разделение вражеских сил, чтобы ослабить их – дело искусное, но разделение своих собственных сил – серьезный грех против дела.

     Файоль  не использовал термин процесс, чтобы  описать функции менеджера, но выбрал вместо него – элементы управления: планирование, организацию, руководство и контроль.

       Первым элементом, и один он  подчеркнул это, является планирование. Для Файоля управлять – это значит предвидеть, и предвидение является необходимым элементом управления.

     Организация (второй принцип) включала в себя условия  для структурирования действий и отношений, а также набор, оценку и обучение персонала.

     Руководство, третья функции Файоля, имело своей  целью вовлечение, насколько это  возможно, подчиненных служащих в  круг интересов предприятия. Руководство  – это искусство, которое базировалось на определенных личностных качествах и знании общих принципов управления.

     Контроль  состоял из проверки – все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам.

 

      Виды и формы  организаций. Основные цели и задачи организации 

     Принципы  самоопределения и самоорганизации  являются первыми, с которых начинается всякая человеческая деятельность: индивидуальная и групповая; экономическая и  социальная; культурная и хозяйственная  и т.д.

     Прежде  чем приступить к организации  какого-либо дела, процесса или деятельности, человек или группа людей должны сначала самоопределиться и в том, чего они хотят, и в том, чего они могут (каковы их возможности); сопоставить все это и сделать выбор целей, которые должны быть ясные и выполнимые. В зависимости от ориентации организации цели можно классифицировать следующим образом (см. табл. 2.1): 

     Таблица 2.1 Ценностные ориентации организации и типы целей

Ориентации  Категория ценностей  Типы  предпочтительных целей 
Теоретические (просвещенческие) Истина, рациональное мышление, знание Непрерывные исследования и разработки
Экономические Накопление, богатство, полезность, практичность Результаты. Рост. Прибыльность. Процветание.
Политические  Власть. Признание. Стабильность. Общий объем капитала и продаж. Количество работников.
Социальные  Человеческие  отношения Приверженность. Отсутствие конфликта. Развитие личности. Социальная ответственность, относительно прибыльности. Косвенная конкуренция. Климат организации.
Культурные (эстетические) Художественная  гармония Привлекательность. Качество, состав, форма и симметрия. Дизайн.
Религиозные (связывающие) Нравственность. Согласие со Вселенной. Этика, мораль.
 

     Таким образом, организацию характеризуют  следующие признаки:

     1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением.

     2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

     3. Объединение людей, совместно  реализующих программу или цель  и действующих на основе определенных правил и процедур

     Организация как система или, другими словами, организационная система имеет состав элементов и структуру. Состав элементов определяет функции системы и их количественные параметры: производительные или продуктивные. Структура системы определяет качество ее деятельности. Качество – это всегда влияние структуры. Изменение структуры всегда влечет за собой изменение качества результата деятельности продукта, информации, действия (услуги) и т.д.

     Вопрос  или разговор о структуре возникает  только тогда, когда появляется необходимость (проблема, цель) изменения качества: цели, стратегии, тактики, продукта, услуги, политики, информации и вообще какого-либо результата. Но обязательно – смены качества, поскольку структура предполагает изменение состава элементов (как разнотипных по своим функциям): введение нового элемента или, наоборот, упразднение какого-либо из существующих как неудовлетворительного, нежелательного, бесполезного, лишнего, вредного и т.д.

     В зависимости от содержания (набора элементов) и связей (функций) можно  выделить шесть основных типов организационных  систем:

     территориальные;

     отраслевые;

       функциональные (комитет по труду и социальным вопросам, федеральная служба безопасности и др.);

       целевые (консорциумы по созданию  трансматериковых нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей, морских  и речных каналов, космических станций и т.д.);

     корпоративные (акционерные общества);

     интегративные (живые организмы, экономика, мировые рынки).

     В основе приведенной классификации  лежат разные признаки: хозяйственные  пространства; виды, объекты и цели деятельности; характер связей и материальное качество систем.

     Согласно  концепции Г. Эмерсона (1912 г.)1 человеческая цивилизация знает только два типа систем: пирамидальные и горизонтальные. Первый тип организаций он назвал военными, поскольку они создавались для нападения и обороны, а второй тип он назвал рыночными. Соответственно первый тип организаций он считал разрушающими, а второй – созидающими. Однако считается, что Ф. Тейлор первый увидел недостатки чисто линейного, «военного» принципа управления и предложил более прогрессивный функциональный принцип.

     В России начало системных идей связано  с именем А.А. Богданова. В годы Первой мировой войны он написал книгу «Всеобщая организационная наука (тектология)», в которой он представил общую теорию строения систем и обосновал общие закономерности развития организаций. Это была первая попытка разработать общую теорию систем, общее учение о типах организаций, закономерности их возникновения и функционирования. Он ввел понятия: управляющая и управляемая системы, обратная связь, эмерджентность (качества и свойства, присущие целой системе, отсутствующие у ее элементов и не вытекающие из их свойств), т.е. понятия целостности системы как новообразования, качественно отличного от ее элементов. А.А. Богдановым в этой работе была предпринята попытка моделирования социальных процессов, чем он предвосхитил многие работы Л. Берталанфи, Н. Винера, У. Эшби и др., разработавших общую теорию систем в 50-60 гг. XX столетия.

     В пирамидальной системе руководство  осуществляется на основе должностных  полномочий и личной власти. Отношения  регулируются административным правом, их основной формой является подчинение.

     Пирамидальную систему характеризуют следующие  признаки:

  • Выполнение приказов сверху.
  • Руководство подчиненными в соответствии с указаниями сверху.
  • В основе системы лежит принуждение (угнетение).
  • Если указания выполняются, жалование выплачивается независимо от результата.
  • Не интересуют понятия: конкурент-покупатель, потребитель, прибыль.
  • Оценка достижения целей. Субъективное мнение начальника.
  • Результат зависит от стиля руководства начальника и его личной харизмы.
  • Строгое соблюдение правил, инструкций, приказов.
  • Исполнение обязанностей не связано с личностью, идеалами, предвидениями. Стратегическое мышление не оценивается.

     В горизонтальной системе отношения  внутри организации регулируются хозяйственным  правом. Их основу составляет стимулирование работающих в данной организации.

     Горизонтальная система отвечает следующим критериям:

  • Реализация собственных идей, замыслов. Чувство ответственности.
  • Делегирование полномочий подчиненным, возможность получить и реализовать свободные идеи.
  • Базируется на интересе и свободе выбора эффективного решения.
  • Зарплату необходимо заработать.
  • Цели: найти и заполучить покупателя, победить конкурента, увеличить прибыль.
  • Объективная оценка от соотношения средств, вложенных на входе, и полученной отдачи.
  • Лидерство основано на воспитании лидеров и доверия к ним.
  • Ежедневно обновляемая активность.
  • Необходимы воображение, предвидение, ответственность за принятое решение.
  • Стратегическое мышление рождает новые идеи управления.

 

      ЛИТЕРАТУРА 

  1. Богданов  А.А. Тектология: всеобщая организационная  наука. – М.: 1989, в 2-х томах.
  2. Вершигора В.Н. Менеджмент. Ростов-на-Дону, 1997.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: 1994.
  4. Управление организацией. Учебник под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.: 1999.
  5. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1992.

Информация о работе История менеджмента