История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Последние десятилетия XIX века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в американской индустрии. Широкое использование электрической энергии на предприятиях и механизация ручного труда привели к потенциально высокой продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветило главное препятствие на пути к более высокой производительности, которым являлись незрелые формы управления.

Работа содержит 1 файл

история менеджмента.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА Экономики, предпринимательства и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «История менеджмента»  
 

ТЕМА: История менеджмента 
 

                                      студента 4 курса

                                      специальности (направление) 

                                      заочная форма обучения,

                                      группа  М-41(Б)

                                      Пинигина И.Ю.

                                      Проверил:  
 
 
 
 
 

Нижневартовск, 2011  

Регистрационный номер         Дата

__________________         _______________201_ 

Регистрационный номер (кафедра)        Дата

__________________         _______________201_ 

     История возникновения науки  управления 

     Последние десятилетия XIX века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в американской индустрии. Широкое использование электрической энергии на предприятиях и механизация ручного труда привели к потенциально высокой продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветило главное препятствие на пути к более высокой производительности, которым являлись незрелые формы управления. И нигде это так не наблюдалось так очевидно как на самом предприятии. Труд был сильно специализирован и требовал поддержки и координации, интеграции и систематизации работы. Была необходима наука управления.

     У истоков возникновения научного менеджмента стояли Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон. Система управления Тейлора  включал три части: изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм или стандартов, дифференциальная оплата сдельной работы, плата человеку, а не занимаемой должности. Задачей менеджмента было нахождение работы, для которой данный рабочий подходил лучше всего, содействие ему в становлении первоклассным рабочим и обеспечение его стимулами для наивысшей производительности.

     Понимая, что его система работы зависит  от тщательного планирования, он основал  концепцию управлениями заданиями, которая впоследствии стала называться научным менеджментом. Менеджмент по заданиям состоял из 2 частей: (1) каждый день рабочий получал определенное задание с детально описанными инструкциями и точными указанием времени для каждого этапа работы и (2) рабочий, выполнивший задание в определенное время получал более высокую зарплату в то время как те, кто затратил больше времени, получали обычный заработок. Задание было основано на детальном изучении времени, методов, приборов и материалов. Будучи однажды определенными и порученными первоклассным (образцовым) работникам эти задания в будущем не требовали затрат времени и энергии менеджера, который мог сосредоточиться на организации общей системы работы.

     Для того, чтобы справиться с возрастающей сложностью управления Тейлор создал уникальную форму руководства, названную им «функциональный руководитель». Тейлор определил 9 признаков, определяющих хорошего руководителя низшего звена – мастера: ум, образование, специальные или технические знания, ловкость руководителя или сила, такт, энергичность, выдержка, честность, собственное мнение и здравый смысл, хорошее здоровье.

     Фредерик  Тейлор и его соратники представляют собой первую волну синтеза в  научном менеджменте. Научный менеджмент характеризуется как процесс соединения физических ресурсов или технических элементов организации с человеческими ресурсами для достижения целей организации. С технологической стороны научный подход Тейлора был направлен на анализ существующей практики в целях стандартизации и рационализации использования ресурсов. Со стороны человеческих ресурсов он искал наиболее высокую степень индивидуального развития и вознаграждения путем уменьшения усталости, научного отбора, соответствия способностей работника выполняемым им работам, а также путем стимулирования работника. Он не игнорировал человеческий элемент, как это нередко отмечается, но подчеркивал индивидуальную, а не социальную, групповую сторону человека.

     Большой вклад в развитие и популяризацию  научного менеджмента внесла супружеская  чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Ранняя деятельность Ф. Гилбрета была похожа на то, что делал Тейлор. Позднее он организовал свою собственную консультативную компанию и присоединился к движению научного менеджмента. В начале своей деятельности он создал систему управления строительством, состоявшую из трех частей:

     1.Система  занятий была системой бухгалтерского  учета, которая была разработана  в помощь подрядчику в подсчете  различных затрат за неделю  работы.

     2. Конкретная система содержала подробные советы конкретным подрядчикам. Гилберт писал о контролировании рабочих, включая необходимость ведения спортивных соревнований между группами рабочих, для быстрейшего завершения работы. Вся работа была поделена для групп рабочих, кто соревновались в том, чтобы быстрее выполнить конкретное задание.

     3. Система каменщика была технической. Он предложил систему лучшего способа кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он не только обучал рабочих, как обращаться с кирпичами, но и объяснял, почему этот способ был лучший. Он делал упор на экономии усилий, а не скорости их выполнения. Также как и Тейлор, он вел поиск повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Результатом его поиска стало увеличение рабочим дневной нормы кладки кирпичей с 1 000 до 2700 штук без больших усилий.

     Согласно  Эмерсону, одной из самых больших  проблем были недостатки организации. Решению этих проблем должны были содействовать определенные им двенадцать принципов эффективности, ставшие  новым ориентиром в истории развития управления.

     Принципами управления, сформулированными Эмерсоном, являются следующие:

     1. Точно поставленные идеалы или  цели.

     2. Здравый смысл

     3. Компетентная консультация.

     4. Дисциплина

     5. Справедливое отношение к персоналу

     6. Быстрый, надежный, полный, точный  и постоянный учет

     7. Диспетчирование

     8. Нормы и расписания

     9. Нормализация условий

     10. Нормирование операций

     11. Письменные стандартные инструкции

     12. Вознаграждение за производительность  

     А. Файоль и его научное  управление 

     Если  школа научного менеджмента была создана в Новом Свете, то административная теория в Европе. Анри Файоль – французский инженер, стал отцом, основателем первой теории управления благодаря изучению процесса управления.

     Принципы  Файоля были получены из тех, которые  он использовал наиболее часто в собственном опыте. Они не были непреложными и неизменными, но служили как «маяки», чтобы указать путь теории. Известными четырнадцатью принципами Файоля были следующие:

     1.Разделение  труда.

     2. Власть.

     3. Дисциплина.

     4. Единство распорядительства (командования).

     5. Единство руководства.

     6. Подчинение частных интересов  общим.

     7. Вознаграждение.

     8. Централизация.

     9. Иерархия.

     10. Порядок.

     11. Справедливость.

     12. Постоянство состава персонала.

     13. Инициатива.

     14. Единение персонала.

     Разделение  труда было отражением классической идеи, касающейся специализации рабочей силы и преимуществ, которые накапливались в сокращении затрат, увеличении выпуска продукции и упрощении задачи обучения работников. Подобно Тейлору Файоль полагал, что разделение труда не должно ограничиваться технической работой, но могло бы применяться также к специализации функций и разделении полномочий, то есть и к организаторским действиям.

     Власть  определялась, как право отдавать распоряжения и сила, принуждающая их подчиняться. Файоль понимал отличия между формальной властью и полномочиями, наделяемыми менеджера вследствие его должности, и персональной властью и авторитетом, которые базировались на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах. В хорошем менеджере, считал Файоль, личный авторитет дополняет его официальную власть и полномочия. Власть была неразрывно связана с ответственностью, так как всюду, где власть осуществлялась, возникла и ответственность.

     Дисциплина  в своей сущности, основана на повиновении  и уважении между фирмой и служащими, что является необходимым для успеха и основывается скорее на уважении чем на страхе. Плохая дисциплина была неизбежным результатом плохого руководства, а хорошая дисциплина исходила от хороших лидеров, ясных соглашений относительно правил между управлением и работниками, и разумного использования санкций (штрафов).

     Единство  распорядительства, четвертый принцип  Файоля, поставило его в положение  оппонента Тейлора с его функциональными  диспетчерами. Принцип состоит в  том, что распоряжения служащему должен отдавать только один начальник. И этот принцип был фундаментален для концепции организации Файоля. Также, как никакой человек не может служить двум хозяевам, дуализм распорядительства является угрозой власти, дисциплине, и стабильности.

     Единство  руководства означает одного руководителя одну программу группы действий, имеющих  ту же самую цель. Единство руководства  исходит от действенной организационной  структуры является необходимым для единства действия, координации сил и сложения усилий.

     Подчинение  частных интересов общим – этот принцип был призывом к ликвидации невежества, честолюбия, эгоизма, лени, слабости и других человеческих страстей, которые создают конфликты, когда индивидуум или группа пытается преобладать господствовать в организации.

     Принцип вознаграждения персонала был файолевской  версией экономического человека. После  обсуждения вопросов поурочной, поденной и поштучной заработной платы, премий, и разделения прибыли, он заключил, что способ оплаты зависит от многих факторов и что цель состоит в том, чтобы сделать персонал более полезным. и вдохновлять увлеченность. Его анализ не содержал ясной концепции оценки персонала и ясного понятия мотивации.

     Принцип централизации был более ясным  и показал исключительное понимание и проникновение в сущность организации: Централизация – не система управления, хорошая или плохая сама по себе, она не может быть принята или отвергнута в зависимости от прихоти менеджеров или обстоятельств; она всегда присутствует в большей или меньшей степени. Вопрос централизации или децентрализации является простым вопросом пропорции и меры, это – вопрос обнаружения оптимальной степени для специфического предприятия.

     Иерархия (скалярная цепь) – есть цепь руководящих должностей начиная с высших и кончая самыми низшими. Она показывает направление линии власти и каналов передачи коммуникаций. Чтобы противостоять возможным задержкам связи, вызванным единством принципа команды, Файоль развил свой мостик, который разрешил коммуникациям пересекать линии власти, но только тогда, когда это было согласовано всеми сторонами и сохранялось информирование начальства во всех случаях.

Информация о работе История менеджмента