Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 22:10, статья
В конце сороковых годов Дик и Мак Макдоналд искали пути усовершенствования своего небольшого ресторана для автомобилистов в Сан Бернардино, в Калифорнии. Вместо того чтобы попытаться просто немного изменить свой бизнес, который и так позволял им зарабатывать приличные суммы – 200 000 долларов в год, они изобрели абсолютно новую концепцию, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме.
Следуя практике,
широко используемой в американских ресторанах,
СП «Москва—Макдоналдс» решило и в Москве
принять в члены команды молодых людей.
Однако, если при найме молодежи в США
в основном исходят из экономической причины,
то в СССР важно было нанять людей, не имевших
опыта работы. Идея заключалась в том,
что легче привить навыки и стандарты
работы, существующие в системе «Макдоналдс»,
тем, кто не знает как работать, чем отучать
от приобретенных ранее неприемлемых
навыков работы.
В основной массе
принятые на работу молодые люди были
в возрасте от 18 до 27 лет. Для большинства
из них это была первая работа. Сначала
40% работников были приняты на полный рабочий
день. К марту 1990 г. менеджеры увеличили
это количество до 80%, так как молодым людям
было трудно совмещать работу и учебу.
В подходе к управлению персоналом СП «Москва—Макдоналдс» использовало ту же философию, какая используется в системе «Макдоналдс» во всем мире. В частности, это принципы: «Макдоналдс» — одна большая семья» и «Макдоналдс» заботится о жизни своих сотрудников во время и вне работы». Молодые люди с удовольствием носили форму «Макдоналдс», они гордились этим. Им нравилось независимо от занимаемой должности называть друг друга по имени, носить на груди табличку с именем, разговаривать с посетителями с улыбкой, как бы играя роль в театре. Ничего подобного в советском менеджменте не существовало. Такая уникальность укрепляла чувство особенности и исключительности, что оказывало положительное воздействие на отношение сотрудников к работе. Большое мотивирующее воздействие на сотрудников оказывали регулярно проводимые программы, связанные с особыми поворотными моментами и достижениями работников, а также проводимые каждые три месяца встречи членов команды и менеджеров.
Существенным мотиватором являлись ежемесячные «социальные» мероприятия, такие как речные прогулки по Москве-реке, спортивные соревнования, посещения зрелищных программ. Немаловажно, что все это оплачивалось совместным предприятием.
Большую роль в мотивировании работников играла система компенсаций. Заработная плата в СП была существенно выше, чем средняя заработная плата в СССР. Когда ресторан впервые открылся, члены команды («крушники») получали 2 руб. в час. Это позволяло молодым людям зарабатывать в два с половиной раза больше, чем средняя заработная плата по стране. Существенно более высокую заработную плату, чем в среднем по стране, получали и администрация, и сотрудники перерабатывающего завода.
Другим важным
моментом системы компенсаций было бесплатное
медицинское обслуживание в качественных
частных больницах и клиниках, бесплатные
путевки в санатории, на море, бесплатная
еда во время работы. «Макдоналдс» также
предоставил работникам (за их счет) возможность
получения гастрономических заказов.
В то же время фирма жестко придерживалась
политики увольнения работников, которые
совершили на работе кражу.
Чтобы побудить сотрудников к хорошей работе, «Макдоналдс» использует конкуренцию и соревнование. Группы соревнуются за призы. Соревнования организуются на уровне ресторана, региона, страны и между странами.
Большое внимание в работе с персоналом уделяется обучению кадров. СП «Москва—Макдоналдс» с самого начала применяло те же методы обучения, которые использует фирма во всем мире. Были отобраны двадцать восемь менеджеров, которые прошли обучение в течение 3—8 месяцев в Торонто. В 1989 г. менеджеры линии по переработке продуктов прошли обучение в Западной Европе (откуда было получено оборудование), чтобы уметь работать с оборудованием. Четыре человека, которые должны были стать управляющими деятельностью «Макдоналдс» в СССР, прошли такое же обучение, как и все менеджеры «Макдоналдс». Они должны были научиться применять такое же управление в Московской системе ресторанов, какое использовалось в 10 500 ресторанах фирмы по всему миру.
Эта программа дала им практический опыт и знание всех тонкостей деятельности ресторанов «Макдоналдс», начиная от приготовления гамбургеров и кончая мотивированием членов команды.
Кроме того,
менеджеры провели
Первое, что
делают на фирме новые работники, это
просматривают видеозапись, объясняющую,
применение каких навыков и какого отношения
к работе ожидает от них компания. Работники
знакомятся с основами внешнего вида персонала.
Они учатся важности дисциплины и ответственности.
При этом их учат тому, что они должны проявлять
инициативу, когда их коллега нуждается
в помощи, они не должны колебаться в ее
оказании, даже если это не их прямая задача.
Члены команды также изучают основы отношений
с клиентом: быть перед кассой до того,
как клиент подойдет к ней, смотреть клиенту
в глаза, приветствовать клиента улыбкой
и предлагать дополнительные предметы
для покупки.
Фундаментальным
аспектом философии управления персоналом
в «Макдоналдс» является привитие работникам
чувства гордости за хорошее выполнение
работы и признание их достижений.
Фирма имеет развитые процедуры для
оценки и награждения членов команды.
В основе политики компании в отношении
дисциплины скорее лежит обучение и исправление,
чем наказание. Работники получают инструкции
по тому, как выполнять задания, которые
они делают не так, как положено. Плохая
работа редко является поводом для увольнения.
Такая мера используется в качестве последнего
средства и приберегается для таких серьезных
нарушений, как грубость по отношению
к клиенту или воровство.
В СП «Москва—Макдоналдс» придерживаются политики продвижения кадров «изнутри». Фирма рассматривает продвижение в карьере как способ мотивации работников. За первый год деятельности больше 30 членов команды были выдвинуты на должность менеджера.
Существует не много компаний, где возможен столь стремительный карьерный рост. В «Макдоналдс» предусмотрена программа, по итогам которой в течение года ее участник может стать помощником директора, если будет обладать нужными для руководителя качествами и успешно сдавать промежуточные тесты.
Отличительные знаки униформы помогают не только сориентироваться в должностях карьерной лестницы, но также устанавливают формальное подчинение низших служащих высшим, ведь каждый из них по одежде видит, какой пост занимает человек, стоящий перед ним. Никто из кассиров, одетых в обычные футболки и кепки, не осмелится обсуждать приказ менеджера, на котором отличительная серая рубашка и галстук, даже если они одного возраста.
Осознавая свою
социальную ответственность и стараясь
способствовать развитию общества, «Макдоналдс»
уделяет огромное внимание вопросам формирования
и поддержания имиджа фирмы.
Личный
опыт
Изучив систему управления в компании Макдоналдс, я решила проверить на личном опыте, соответствуют ли исходные данные практическому применению.
Для этого
мне потребовалось зайти на официальный
сайт Макдоналдса http://www.
Заполнила он-лайн анкету по соответствующим критериям и отослала ее в отдел подбора персонала.
В анкете содержались следующие обязательные поля для заполнения: ФИО, гражданство, регион, адрес, дата рождения, телефон, последнее место работы или настоящая работа и дата, когда вы можете приступить к работе. Такие поля как «образование» обязательному заполнению не подлежат, из чего уже можно сделать вывод, что это не является одним из главных критериев для приема на работу в компанию.
На сайте в разделе о вакансиях также существует информация, по которой можно судить о состоянии управленческой системы организации на настоящее время.
Например: « ЗАРАБАТЫВАЙ!
Макдоналдс платит больше, чем ты думаешь! За месяц работы в Макдоналдс ты спокойно купишь себе ноутбук, плазменную панель, стильные шмотки или что-то еще!»
Отсюда можно понять, что работа в данной компании является лишь дополнительным заработком, а не основной работой, как это было в начале.
«Вместе с возможностью заработать денег мы предоставляем гибкий график, чтобы не приходилось выбирать между работой и учебой, а еще, так как в основном мы работаем с молодежью, тебя ждет множество веселых мероприятий и шансов проявить себя в самых разных областях.»
У компании Макдоналдс есть ряд проблем, известных каждому:
Текучесть кадров
– важный показатель проблем, которые
присутствуют на сегодняшний день в компании
Макдоналдс в России.
На собеседовании менеджер по подбору задавала стандартные вопросы и требовала очень четкого и конкретизированного ответа на каждый из них.
итд.
Пройдя собеседование, стали очевидны несколько вещей:
- у службы по подбору персонала нет личного поиска, всю работу за них выполняет реклама;
- из-за текучести и нехватки кадров, связанной с маленьким окладом, не соответствующего всей трудоемкости работы и условиями труда, служба по подбору принимает на работу каждого, пришедшего на собеседование, а значит как такового подбора в компании Макдоналдс нет;
- работа в Макдоналдс – преимущественно подработка, поэтому отношение к ней соответствующее, что и влечет за собой вышеуказанные проблемы.