Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа
Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы ни-какой критики.
Конфликты, которых следует избегать,— это де¬структивные явления, приводящие к разрушению ресур¬сов вместо вовлечения их в конструктивный процесс оптимального использования.
Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окру¬жающая среда. И ресурс особого рода — это наше время.
Руководитель — это человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение.
Введение
2. Природа конфликта
2.1. Что такое конфликт?
2.2. Типы конфликтов
2.3. Причины конфликтов
2.4. Модель процесса конфликта
2.5. Последствия конфликтов
3. Управление конфликтной ситуацией.
3.1. Противодействие возникновению конфликта
3.2. Как должен реагировать руководитель?
3.3. Структурные методы разрешения конфликта
3.4. Межличностные стили разрешения конфликтов
4. Резюме
5. Список использованной литературы
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако, последующий анализ показывает, что “виноваты” другие факторы.
Конфликт — это столкновение, он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решения затруднено. Конфликты возникают и там, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями.
Чем
больше разброс критериев при
принятии решений и возможных вариантов
этих решений, тем глубже может быть конфликт.
Применим
в исследовании конфликтов подход,
учитывающий эти человеческие потребности.
Всегда ли ваша позиция в конфликте достаточно
защищена? Постоянная «недогрузка» на
производстве и соответственно низкий
социальный статус могут явиться серьезными
«нарушителями спокойствия». Чувство
собственного достоинства — это альфа
и омега, и все, что его ущемляет, пробуждает
огромную энергию, нацеленную на конфликт.
К тому же результату ведет и «перегрузка»,
которая должна получать признание, что
не всегда возможно. В результате «перерабатывающему»
еще и предъявляются претензии, чтобы
обосновать то, что результат его труда
отличается от ожидаемого.
Найдет ли участник конфликта достаточно мужества, чтобы признать, что что-то вызывает у него нарастание негативной эмоциональной волны, что он, например, несмотря на собственное сопротивление, испытывает ревность, что он хочет взять реванш за унижение, испытанное несколько недель назад? Нет! Признает ли управляющий, что увеличение ставок в его подразделении или отделка его кабинета непосредственно связаны с его потребностью подтверждать собственную значимость (т. е. его «детское Я» нуждается в каждодневной подпитке). Разве кто-нибудь позволит себе сказать: «Мне в конечном счете все равно, будете ли Вы заставлять клиентов ждать в коридоре на дешевых креслах или толпиться перед окошечками, которых у наших конкурентов нет уже более пяти лет...» В этом случае совершенно ясно, что в первую очередь его волнуют совсем не клиенты.
Коммуникационный конфликт налицо, когда никто не решается на установление «обратных связей» с руководителем, т. е. никто не обращает внимания шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится неуверенным.
«Что
приходит в голову, когда утром
вы обнаруживаете в своем почтовом ящике
письмо, адресованное вам лично руководством
компании?» Спонтанный ответ участников
семинара: «Или увольнение — или повышение!»
Можно с уверенностью сказать, что отвечающие
работают на предприятии с недостаточно
развитыми коммуникационными связями.
Это — поле для конфликтов. В разряд «коммуникационных
конфликтов» попадают и банальное непонимание,
неверная интерпретация той или иной информации,
но не их мы имеем в виду. Вопрос «Правильно
ли меня поняли?» остается. Но если нет,
то виноват в этом «источник» информации.
Только тот, кто передает информацию, точно
знает, что именно он передает.
Управление предприятием — это тоже политика, определяемая теми, кто принимает решения. Коллективное управление и система участия трудового коллектива в управлении производством кое-что видоизменили. Но принцип остался прежним. На предприятии те, кто не может добиться признания своей позиции, имеют гораздо меньше возможностей для того, чтобы придать вес своей оппозиции.
Тем
не менее существует масса возможностей
— затормозить развитие, ставить
палки в колеса. Конфликт - висит в воздухе.
Чаще всего расплачивается за это производство.
Внутриличностный
конфликт может также возникнуть
в результате того, что производственные
требования не согласуются с личными
потребностями или ценностями. Например
женщина - руководитель давно планировала
в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть
с мужем, так как ее чрезмерное внимание
работе стало плохо сказываться на семейных
отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет
врывается ее непосредственный начальник
с какой-то проблемой и настаивает, чтобы
она занялась ее решением в выходные дни.
Или агент по продаже рассматривает взятку
как крайне неэтичный способ взаимодействия,
но начальство дает ему понять, что продажа
должна состояться во что бы то ни стало.
Многие организации сталкиваются с тем,
что некоторые руководители возражают
против их перевода в другой город, хотя
это сулит им солидное повышение в
должности и жаловании. Это особенно часто
происходит в семьях, где и муж, и жена
занимают руководящую должность или являются
специалистами. Внутриличностный конфликт
может также являться ответом на рабочую
перегрузку или недогрузку. Исследования
показывают, что такой внутриличностный
конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности
работой, малой уверенности в себе
и организации, а также со стрессом.
Межличностный
конфликт может также проявляться и как
столкновение личностей. Люди с различными
чертами характера, взглядами и ценностями
иногда просто не в состоянии ладить друг
с другом. Как правило, взгляды и цели таких
людей отличаются в корне.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный
конфликт может возникнуть на почве
должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать
соответствующую производительность
и соблюдать правила и процедуры организации.
Руководитель может быть вынужден предпринимать
дисциплинарные меры, которые могут оказаться
непопулярными в глазах подчиненных.
Тогда группа может нанести ответный удар
- изменить отношение к руководителю и,
возможно, снизить производительность
труда.
К сожалению частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это - яркие примеры дисфункционального конфликта.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентируется на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так же об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.
У
всех конфликтов есть несколько причин.
Основными причинами конфликта
являются ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость заданий,
различия в целях, различия в представлениях
и ценностях, различия в манере поведения,
в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Информация о работе Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе управления