Исследование внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе исследования внешней и внутренней среды ООО «Мечел-Сервис» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.
Объект исследования - ООО «Мечел-Сервис».

Содержание

Введение
Глава 1 Основы внешней и внутренней среды организации
Организация как открытая система
Анализ внешней и внутренней среды организации
Методы анализа внешней и внутренней среды организации
Глава 2 Исследование внешней и внутренней среды ООО «Мечел – Сервис»
2.1. Характеристика организации ООО «Мечел - Сервис»
2.2. Анализ и оценка внешней среды ООО «Мечел - Сервис»
2.3. Анализ и оценка внутренней среды ООО «Мечел - Сервис»
Глава 3 Направления совершенствования деятельности ООО «Мечел - Сервис» с учетом факторов внешней и внутренней среды
3.1. Рекомендации по выбору стратегии развития ООО «Мечел - Сервис»
3.2. Экономическое обоснование стратегических решений
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать)

С 2007 года Компания вышла  также и на международные рынки. В настоящее время открыты  дочерние предприятия в Казахстане и Румынии.

Как было отмечено выше, макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность предприятия  на определенном сегменте рынка: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные. В микросреде действуют внешние силы, представленные поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами и общественностью.

Среда косвенного воздействия (макросреда) состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны. Руководство ООО «Мечел-Сервис», особенно при выходе на международный  рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Положительное влияние оказывают снижение таможенных пошлин и возможность снижения ставок по кредитам.

б) Научно-технический прогресс. Технические  новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, снижению себестоимости  продукции.

в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность ООО «Мечел-Сервис». При этом значительная социальная напряженность в обществе может оказать существенное отрицательное влияние на деятельность организации.

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система  налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.

д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной  общиной является очень важным для  учета и планирования в любой  организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями.

Таблица 3 - Анализ угроз и возможностей макросреды ООО «Мечел-Сервис»

Факторы макросреды

Характер влияния

Возможная реакция предприятия

  1. Значительный уровень инфляции

отрицательное

предусматривать в договорах  индексацию платежей в случае их просрочки

  1. Сложность привлечения достаточного объема инвестиций

отрицательное

проведение маркетинговых  исследований, поиск новых рынков

  1. Недостаток квалифицированного персонала

отрицательное

обучение; привлечение  специалистов за более высокую зарплату

  1. Выход на внешний рынок

положительное

организация дилерских  центров за рубежом

  1. Использование НОУ-ХАУ

положительное

монополия на производство

  1. Получение льгот, снижение налоговых ставок, таможенных пошлин

положительное

уменьшение необходимой  величины инвестиций, сокращение сроков окупаемости


 

Таким образом, основными  факторами макросреды, оказывающими влияние на ООО «Мечел-Сервис» являются экономические, правовые, научно-технические и социальные.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Давление со стороны  поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль.

ООО «Мечел-Сервис» является дочерним предприятием Группы Компаний «Мечел» (ГК «Мечел») и реализует  металлургическую продукцию предприятий  группы. «Мечел-Сервис» предлагает рынку не только продукцию ГК «Мечел», но изделия других металлургических компаний. С его складов реализуется арматура, катанка, качественный прокат, фасонный прокат, рядовой лист, нержавеющий сортовой и листовой прокат, трубная продукция. Это позволяет компании расширять присутствие на рынке конечного потребителя.

Предложения от поставщиков  прочих материалов в настоящее время  на рынке высокое и устойчивое, качество хорошее.

б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и  оборудование.

Сегодня ООО «Мечел-Сервис» управляется сплоченной командой, объединенной общей задачей по достижению стратегических целей компании. Это команда профессионалов, ведущая бизнес в соответствии с международными стандартами и современными тенденциями рынка металлургической и горнодобывающей промышленности.

в) Законы государства. Организации  обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. Следует отметить, что государственная политика направлена на развитие предпринимательства, политическая обстановка в стране начинает стабилизироваться, улучшаются социальные условия.

г) Потребители. Группы потребителей данной продукции достаточно стабильны. ООО «Мечел-Сервис» имеет широкую сеть подразделений в городах России. «Мечел-Сервис» имеет складские мощности в двух десятках наиболее развитых городах России, в таких как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара. Новые подразделения торговой компании открылись в Сочи, Воронеже.

Клиентами являются свыше 200 ведущих предприятий российского  рынка. ООО «Мечел-Сервис» работает с оптовыми и мелкооптовыми заказами, а также розничными покупателями.

Уровень информированности  покупателя высокий, реклама осуществляется через ряд Нижегородских и центральных телекомпаний, газет, журналов.

д) Конкуренты. Среди крупнейших федеральных игроков, присутствующих сегодня на рынке, можно отметить  «Металл-Сервис», «ЕвразХолдинг» и  Сталепромышленную компанию (СПК). Тон задают крупные производители металлургической продукции. Основные методы укрепления собственных позиций - это сервис и минимальная наценка, что естественно, когда компания работает в едином холдинге с производителем. У ООО «Мечел-Сервис» есть два безусловных преимущества: это наличие аффилированного поставщика и финансовые ресурсы. В то же время риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании ООО «Мечел-Сервис», поскольку на сегодняшний день существует достаточно много независимых металлотрейдеров, которые всегда готовы предложить более широкий ассортимент продукции, в том числе и продукцию конкурентов. Они более гибко подходят к потребностям покупателей.

В настоящий момент главным  преимуществом для ООО «Мечел-Сервис» остается возможность значительного варьирования ценой на грани демпинга.

2.2 Анализ и оценка внешней  среды ООО «Мечел-Сервис»

В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации  ООО «Мечел-Сервис» – таблица 4.

Таблица 4 - Матрица STEP-анализа внешней среды организации

Факторы внешней среды (глобальные проблемы)

Краткая характеристика вариантов  развития экономики

Пессимис-

тичный

Реалис-

тичный

Оптимис-

тичный

1. Социальные:

- рост реальных доходов  населения;

- изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы;

- улучшение демографической  ситуации в регионе;

- изменение потребностей  и вкуса покупателей (потребительских предпочтений).

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

Продолжение табл. 4

2. Технологические:

- появление научно-технических достижений;

- сырьевая ситуация  и ресурсный потенциал региона;

- развитие конкурентных технологий;

- потенциал инноваций.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

3. Экономические:

- улучшение экономической  ситуации в регионе;

- появление новых конкурентов;

- рост активности конкурентов;

-снижение покупательской способности;

- обменные курсы валют;

- сезонность.

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

+

+

 

+

4. Политические:

- ужесточение государственной  политики в области сертификации;

- ужесточение госконтроля за  деятельностью бизнес-субъектов  и штрафные санкции.

 

+

 

+

 

+

 

 

Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует  отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие  социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.

Реалистичный  прогноз предполагает изменения  законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности  населения, рост обменного курса  валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации. При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.

Далее построим матрицу GE, на которой отразим  сильные стороны / конкурентоспособность  организации, размер отрасли и долю организации ООО «Мечел-Сервис»  на рынке – рисунок 3.


 

 

 



                                                       Высокая     Средняя        Низкая


А1

А2

В3

А3

В2

С1

В1

С2

С3




 

10

            Высокая

                                                                                   7

              Средняя


                                                                     4

                                                        Низкая

                                                        1 
                                                                   

                                                                           10                     7                          4                       1

- Высокий приоритет, с точки  зрения инвестирования

- Средний приоритет, с точки  зрения инвестирования

- Низкий приоритет, с точки  зрения инвестирования




 

 

 
 



 

 
       

Рисунок 3 – Матрица GE «Привлекательность отрасли – сильные стороны  предприятия»

Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.

Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.

Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.

Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).

Это такие виды, которые  обладают, по крайней мере, одним  из низших и не обладают ни одним  из высших параметров, откладываемых  на осях Х и У.

Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.

Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.

Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.

Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.

Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.

Бизнес ООО «Мечел-Сервис» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.

Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию  поведения: инвестировать выборочно  и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.

 Установим степень привлекательности  отрасли, для чего построим  таблицу оценок привлекательности  (таблица 5).

Таблица 5  - Оценка привлекательности  отрасли

Параметры отрасли

Относительный вес (ОВ)

 

Оценка привлекательности  (ОП)

Результат = ОВ*ОП

1. Размер и темп  роста рынка 

0,15

4

0,6

2. Острота конкуренции

0,1

4

0,4

3. Концентрация потребителей

0,05

5

0,25

4. Уровень концентрации поставщиков

0,05

2

0,1

5. Зависимость спроса  от цены 

0,07

3

0,21

6. Уровень насыщения  спроса 

0,15

4

0,6

7. Невмешательство государства 

0,05

4

0,2

8. Низкая степень устаревания  продукции

0,03

5

0,15

9. Технологическая стабильность 

0,1

4

0,4

10. Прибыльность 

0,2

5

1,0

11. Барьеры  для входа  и выхода

0,05

2

0,1

Оценка привлекательности  отрасли

1

-

4,01

Информация о работе Исследование внешней и внутренней среды организации