Исследование в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Цель – это желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Исследования систем управления организациями направлены на усовершенствование организационных систем. Они создают условия для:
повышения эффективности организаций;
обеспечения их выживаемости в сложных условиях окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Шихарева курсовая .docx

— 32.04 Кб (Скачать)

1 Исследования и  их роль в управлении  организацией. Функциональная  роль исследований  в развитии систем управления 

     Человек с самых первых дней своей жизни  исследует окружающий мир. В младенчестве – на уровне подсознания. В старшем  возрасте уже более осознанно. Всю  свою жизнь мы изучаем окружающие нас предметы, с целью определения закономерностей их возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. Изучаем самих себя в этом мире. Именно с помощью исследования нам удается раскрыть многие загадки природы, добиться осуществления своих желаний и целей. По существу, это один из основных видов познания. Все это является «видом познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека ( менеджмента, экономики, производства, искусства, образования  и т.п.)».

      Исследование  обладает основополагающими характеристиками. Они определяют его направленность и результаты. К ним относятся:

    1. Потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач): его цель, объект и предмет, методология, вид исследования, ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей);
    2. Результаты исследования (как конечный итог  и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом  целей). 

      При проведении исследований очень важно  правильно определить цель, объект и предмет исследования. Важное значение имеет сам процесс исследования. Он представляет собой совокупность последовательно выполняемых операций.

      «Любое  исследование  эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные  цели исследовательских работ при  соблюдении  других условий (сроков и затрат)». Именно поэтому самое  важное значение имеет понятие «цель».

      Цель  – это желаемый  новый исследовательский результат состояния предмета  определенного объекта исследования, выраженный качественно и  (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

     Исследования  систем управления организациями направлены на усовершенствование организационных  систем. Они создают условия для:

  1. повышения эффективности организаций;
  2. обеспечения их выживаемости в сложных условиях окружающей среды.

     Для того чтобы решить эти задачи, необходимо быть очень точным и объективным. А также должна «обеспечиваться  доказательность исследований».

     В современном мире производство постоянно  развивается и модернизируется.  Совершенствование  управления организацией – это ключ к непрерывному развитию производства. Но его развитие невозможно без:

  1. Исследования путей;
  2. Возможностей развития этих путей;
  3. Выбора альтернативных направлений.

     Для успешной работы исследование управления должно осуществляться ежедневно. Его  исследуют в работе менеджеров организации, его персонала, в работе «специализированных  аналитических групп, лабораторий, отделов».

     Очень большое количество проблем, которые  накапливаются вокруг современных  организаций и предприятий, обозначило необходимость в исследовании систем управления. Ведь именно от правильного  решения этих проблем зависит  успешное  развитие этих организаций. 

     Исследования  проводят не только в тяжелые для  организации моменты или в  моменты кризиса. Но и в самые  успешные и благоприятные для  них времена, когда их доход стабилен и достигает желаемых результатов. Ведь исследования могут не только удержать уровень развития на определенной высоте, но и выяснить, что именно мешает им подняться на новый уровень, открыть новые возможности, стимулировать работу в коллективе, открыть новые возможности, поставить новые цели. А это особенно важно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

     «Исследование – это вид деятельности человека, заключающийся в:

  1. Распознавании проблем и ситуаций;
  2. Определении их происхождения;
  3. Выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  4. Установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  5. Нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.»

     «Исследование систем управления – дисциплина, предметом  которой являются процессы управления, то есть процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом».

     Исследование  – это познание предмета для того, чтобы получить новые знания об этом предмете. А также понять, откуда он возник, как функционирует, развивается. И как в последствие использовать эти знания в теории и практике.

      Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

   «При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодействующих. Но, несмотря на то, что элементы являются обособленными, изменение одного элемента ведет к изменению в других элементах и подсистемах. При этом необходимо изучать функционирование системы в динамике».

   Особенности системного подхода:

    1. во время исследования объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом;
    2. в любом системном исследовании возникает проблема управления;
    3. исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;
    4. для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот;
    5. в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесообразность поведения не всегда соответствует причинно-следственным схемам);
    6. источник преобразования системы или функций находится обычно в самой системе;
    7. самоорганизация систем связана с целесообразным поведением, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

    Основные  черты системного подхода:

  1. Системный подход - одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем и относится только к системам.
  2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.
  3. Изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого.
  4. нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.
 
 
 
 
 
 
 
 

   Достоинства системного подхода:

   - расширение путей для познания  объекта исследования, в том числе  его синергетических свойств;

   - возможность декомпозировать любой  изучаемый объект с необходимой  глубиной для достижения цели  исследования, что обеспечивает  выявление всего необходимого  для изучения любого относительно  неделимого элемента;

   - создание более глубокой схемы  обоснования и выявления характера  и достоверности связей и отношений  в исследуемом объекте, и при  этом формируются предпосылки  для поиска новых механизмов  эффективного функционирования  объекта;

   - тесная связь с другими методологическими  направлениями науки, а при  необходимости имеется возможность  совместного интегративного применения  других методологических подходов, что повышает результативность  исследования.

   Сущность  системного подхода

   На  практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть  выполнение следующей последовательности действий:

   1. Формулирование задачи исследования;

   2. Выявление объекта исследования  как системы из окружающей  среды;

   3. Установление внутренней структуры  системы и выявление внешних  связей;

   4. Определение (или постановка) целей  перед элементами исходя из  проявляющегося (или ожидаемого) результата  всей системы в целом;

   5. Разработка модели системы и  проведение на ней исследований.

   В настоящее время много работ  посвящено системным исследованиям. Общее у них то, что все они  посвящены решению системных  задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

   Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.

   Задача  анализа предполагает определение  свойств системы по известной  ей структуре, а задача синтеза –  определение структуры системы  по ее свойствам.

   Задача  синтеза — создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми  свойствами; задача анализа — изучение свойств уже существующего образования.

   Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.

   Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности  она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации  труда, которые применялись ранее.

   Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях  работ по созданию конкретной системы  управления. Это обусловлено следующими причинами:

   • продолжительностью и трудоемкостью  работ, связанных с предпроектным  обследованием;

   • подбором материалов для проведения исследования;

   • выбор метода исследования;

   • обоснованием экономической, технической  и организационной целесообразности;

   • разработкой компьютерных программ.

   Конечной  целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

   В соответствии с главной целью  необходимо выполнить следующие исследования системного характера:

   1) выявить общие тенденции развития  данного предприятия и его  место и роль в современной  рыночной экономике;

   2) установить особенности функционирования  предприятия и его отдельных  подразделений;

   3) выявить условия, обеспечивающие  достижение поставленных целей;

   4) определить условия, препятствующие  достижению целей;

   5) осуществить сбор необходимых  данных для проведения анализа  и разработки мероприятий по  совершенствованию действующей  системы управления;

   6) использовать передовой опыт  других предприятий;

   7) изучить необходимые сведения  для адаптации выбранной (синтезированной)  эталонной модели к условиям  рассматриваемого предприятия.

   В процессе системного анализа находятся  следующие характеристики:

   1) роль и место данного предприятия  в отрасли;

Информация о работе Исследование в управлении организацией