Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:41, дипломная работа
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть роль кризисов в экономической жизни предприятия;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт применения методов управления предприятиями в предкризисном и кризисном состоянии;
- рассмотреть теоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления;
- разработать комплекс мероприятий по стабилизации и выводу предприятия из кризисного состояния.
В качестве объекта исследования выступило открытое акционерное общество «Снежка», занимающееся производством и реализацией технологического оборудования.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
8
1.1 Роль кризисов в экономической жизни предприятия
8
1.2. Сущность, задачи и принципы антикризисного управления
предприятием
14
Выводы
26
2. ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СНЕЖКА»
29
2.1. Оценка имущественного состояния предприятия
29
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
33
2.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.4. Оценка риска банкротства ОАО «Снежка»
2.5. Расчет рейтинговой оценки финансового положения предприятия
41
51
55
Выводы
61
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ
ОАО «СНЕЖКА»
64
3.1. Обоснование вывода предприятия из кризиса
64
3.2. Инвестиционная программа ОАО «Снежка»
3.3. Стратегия реструктуризации ОАО «Снежка»
69
72
Выводы
77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В зависимости от значения балла финансового состояния предприятию присваивается одно из 10 значений финансового рейтинга.
Таблица 8
Определение рейтинга предприятия
Балл |
Условное обозначение |
Качественная характеристика финансового состояния | |
от |
до | ||
2 |
1,6 |
AAA |
Отличное |
1,6 |
1,2 |
AA |
Очень хорошее |
1,2 |
0,8 |
A |
Хорошее |
0,8 |
0,4 |
BBB |
Положительное |
0,4 |
0 |
BB |
Нормальное |
0 |
-0,4 |
B |
Удовлетворительное |
-0,4 |
-0,8 |
CCC |
Неудовлетворительное |
-0,8 |
-1,2 |
CC |
Плохое |
-1,2 |
-1,6 |
C |
Очень плохое |
-1,6 |
2 |
D |
Критическое |
.
Рейтинг «AAA» - «AA» свидетельствует об отличном (очень хорошем) финансовом состоянии предприятия, его способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной (исходя из принципа осмотрительно), и, возможно, долгосрочной перспективе. Такие предприятия относятся к категории надежных заемщиков, обладая высокой степенью кредитоспособности.
Рейтинг «A» - «BBB» свидетельствует о хорошем (положительном) финансовом состоянии предприятия, его способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе. Имеющие данный рейтинг предприятия относятся к категории заемщиков, для которых вероятность получения кредитных ресурсов высока (хорошая кредитоспособность).
Рейтинг «BB», «B» отражает нормальное финансовое состояние предприятия, при котором основная масса показателей укладывается в нормативные значения. Имеющие данный рейтинг предприятия могут рассматриваться в качестве контрагентов, во взаимоотношении с которыми необходим осмотрительный подход к управлению рисками. Предприятие может претендовать на получение кредитных ресурсов, но решение во многом зависит от анализа дополнительных факторов (нейтральная кредитоспособность).
Рейтинг «ССС» - «СС» свидетельствует о плохом неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия, при котором финансовые показатели, как правило, не укладываются в норму. Причины такого состояния могут быть как объективные (мобилизации ресурсов на реализацию масштабных проектов, крупные сделки, общий спад или кризис в экономике страны или отрасли), так и явиться следствием неэффективного управления. На получение кредитных ресурсов такие предприятия могут претендовать лишь при надежных гарантиях возврата денежных средств, не зависящих от финансового состояния и результатов деятельности предприятия в будущем (неудовлетворительная кредитоспособность).
Рейтинг «С» - «D» соответствует очень плохому или критическому состоянию предприятия. Большинство финансовых показателей значительно хуже нормативных. При рейтинге «D» существует большая вероятность прекращения деятельности предприятия уже в краткосрочной перспективе (вероятность дефолта).23
Во втором случае
на основе отобранных для рейтинга
показателей формируется
S = 0,6 × S1 + 0,25 × Sp + 0,15 × Sf , (20)
где S1 – качественная оценка показателя по состоянию на конец периода;
Sp – качественная оценка предшествующих значений показателя;
Sf – качественная оценка прогнозируемого через год состояния показателя.
Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной.
По итогам проведенного анализа финансовое положение ОАО «Снежка» оценено по бальной системе в -1,05, что соответствует рейтингу CC (плохое положение). Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период оценены в -1,12, что также соответствует рейтингу CC (плохие результаты).
Тогда итоговый балл финансового состояния предприятия, сочетающий в себе анализ финансового положения и результаты деятельности предприятия, составит (-1,05 × 0,6) + (-1,12 × 0,4) = -1,08 – по шкале рейтинга это плохое состояние (CC).
Таблица 9
Рейтинговая оценка финансового состояния ОАО «Снежка»
Показатель |
Вес показателя |
Оценка |
Средняя оценка |
Оценка с учетом веса | ||
прошлое |
настоящее |
будущее | ||||
1. Показатели финансового положения организации | ||||||
коэффициент автономии |
0,25 |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
-0,25 |
соотношение чистых активов и уставного капитала |
0,1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0,2 |
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,15 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-0,3 |
коэффициент текущей ликвидности |
0,15 |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
-0,15 |
коэффициент быстрой ликвидности |
0,2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-0,4 |
коэффициент абсолютной ликвидности |
0,15 |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
-0,15 |
Итого |
1 |
Итоговая оценка (итого гр.7 : гр.2): |
-1,05 | |||
2. Показатели эффективности (финансовые результаты) деятельности организации | ||||||
рентабельность собственного капитала |
0,3 |
-1 |
-2 |
2 |
-1,15 |
-0,345 |
рентабельность активов |
0,2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-0,4 |
рентабельность продаж |
0,2 |
-2 |
-1 |
-2 |
-1,4 |
-0,28 |
динамика выручки |
0,1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,1 |
оборачиваемость оборотных средств |
0,1 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-0,2 |
соотношение прибыли от прочих операций и выручки от основной деятельности |
0,1 |
2 |
-1 |
1 |
0,05 |
0,005 |
Итого |
1 |
Итоговая оценка |
-1,12 |
Рейтинг «СС» свидетельствует о плохом финансовом состоянии предприятия, при котором финансовые показатели, как правило, не укладываются в норму. Причины такого состояния могут быть как объективные (мобилизации ресурсов на реализацию масштабных проектов, крупные сделки, общий спад или кризис в экономике страны или отрасли и т.п.), так и явиться следствием неэффективного управления. На получение кредитных ресурсов ОАО «Снежка» может претендовать лишь при надежных гарантиях возврата денежных средств, не зависящих от ее финансового состояния и результатов деятельности в будущем (плохая кредитоспособность).
Выводы
Анализируя финансового
- преобладающее место
в структуре имущества
- наблюдается нарушение финансовой дисциплины в части финансирования оборотных средств, поскольку как на начало, так и на конец анализируемого периода собственные источники на финансирование оборотных средств не направлялись. В результате этого образовались значительные размеры иммобилизации оборотных средств, то есть собственные средства, предназначенные на финансирование оборотных средств, были вложены во внеоборотные активы;
- отмечается рост
дебиторской и кредиторской
- баланс предприятия имеет неудовлетворительную структуру. Наиболее срочные обязательства предприятия превышают в несколько раз наиболее ликвидные активы. Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняется только одно. Это говорит о том, что у предприятия недостаточно денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения наиболее срочных обязательств;
- показатели ликвидности,
намного ниже нормативных
- на протяжении всего анализируемого периода финансовое состояние предприятия было финансово неустойчивым. Для финансирования текущей деятельности предприятия в основном были привлечены заемные средства. Так, излишек общей величины источников формирования запасов и затрат к концу 2012 г. возрос в основном за счет долгосрочных и краткосрочных пассивов.
Неустойчивость финансового
положения предприятия
- динамика основных коэффициентов финансовой устойчивости также свидетельствует о сложном финансовом положении предприятия и говорит о том, что ОАО «Снежка» нуждается в незамедлительных комплексных мероприятиях по восстановлению платежеспособности и ликвидности;
- на предприятии сложилась сложная кризисная ситуация, существует очень высокая вероятность скорого банкротства. Тревожным моментом является снижение на 0,23 в 2012 г. коэффициента восстановления платежеспособности. Это означает, что в конце исследуемого периода значительно возрос риск утраты предприятием возможности восстановить равновесие платежных средств и платежных обязательств;
- по итогам рейтинговой оценки финансовое состояния предприятие отнесено к группе СС. Рейтинг «СС» свидетельствует о плохом финансовом состоянии предприятия, при котором финансовые показатели, как правило, не укладываются в норму. Причины такого состояния могут быть как объективные (мобилизации ресурсов на реализацию масштабных проектов, крупные сделки, общий спад или кризис в экономике страны или отрасли), так и явиться следствием неэффективного управления. На получение кредитных ресурсов ОАО «Снежка» может претендовать лишь при надежных гарантиях возврата денежных средств, не зависящих от ее финансового состояния и результатов деятельности в будущем (плохая кредитоспособность).
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СНЕЖКА»
3.1. Обоснование вывода предприятия из кризиса
Прогнозирование путей оздоровления предприятия – это комплексное исследование, которое проводится с целью анализа основных вариантов вывода предприятия из кризиса. Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для предприятия, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Результаты такого анализа позволяют судить о возможном состоянии предприятия в будущем, отсечь контрольные точки для определения эффективности. Таким образом, точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия - первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.24
При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:
- анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
- анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев.
Сценарии - это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем.25 Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию, часть из них будет находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). При существовании факторов, неподвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.
Наряду с анализом
внешней среды предприятия
- эффективности текущей стратегии. Сначала нужно попытаться определить место предприятия среди конкурентов, затем границы конкуренции (размер рынка) и группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; наконец, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей даст более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем оценка проводится на базе количественных показателей. К ним относятся доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом);
- сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия. Сила - это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). Слабость - это отсутствие чего-то важного в функционировании предприятия, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации.