Использование достижений военного искусства в управлении компаниями

Автор: q**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в сфере управления широкое применение находят методы и принципы, используемые в военном деле, а именно в управлении армией и военными операциями. В настоящее время отмечается повышение интереса к стратегическому управлению, так как грамотное стратегическое управление дает рациональное использование ограниченных ресурсов и времени. Стратегия рассматривается как специфический процесс управления любой организацией. Современный бизнес, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями, требует от менеджеров всех уровней поиска такой стратегии, которая бы гарантировала фирме наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внутренних и внешних кризисов.

Содержание

Введение.
Глава 1: Бизнес - это война.
Глава 2: Связь истории и современного бизнеса в сфере военного искусства.
- Варвары против римлян.
- Восток и Запад.
Глава 3: Российский бизнес и военное дело.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Восток  и Запад.

     Японский  стратегический менеджмент, как известно, взял на вооружение и традиционно  японские принципы военного управления (например, кодекс менеджера довольно близок по духу кодексу самурая) и идеи, изложенные в древнекитайском "Трактате о военном искусстве". Трактат был составлен в V в. до н. э. знаменитым китайским полководцем Сунь-Цзы. Впрочем, конфуцианская философия не возбраняет использовать и чужеродные мысли, если это идет на пользу делу.

     "Все слышали, что в построении современного бизнеса японцы используют принципы своей традиционной культуры, — рассказывает Платов, — однако мало кто помнит, что взлет японского бизнеса в 1950 — 1960-е гг. во многом связан с работой в Японии американских консультантов, Деминга и других". Тем не менее японцы не стали вводить у себя американский стиль менеджмента. Они просто взяли из него все, что представлялось им эффективным, смешали с собственной культурой и нанесли тем же американцам несколько поражений на их же собственных рынках.

     Одно  из ключевых мест в китайском военном  искусстве отводилось вопросам "управления персоналом". Огромное значение уделяется анализу ситуации внутри компании. "Находясь в порядке, ждут беспорядка. Находясь в спокойствии, ждут волнений. Это и есть управление сердцем", — учил Сунь-Цзы. Менеджерам хорошо известно, что особую бдительность следует проявлять в периоды взлета и успешной деятельности компаний.

     А в моменты кризиса, как и в  боевой обстановке, командир должен быть в состоянии принимать решения и брать на себя ответственность за все последствия собственных действий и действий своих подчиненных. Чтобы обеспечить исполнение задач, он должен уметь их четко формулировать. Сунь-Цзы сказал: "Когда полководец слаб и не строг, когда обучение солдат отличается неопределенностью… это значит, что в войске беспорядок". Неизвестно, был ли знаком с этим постулатом легендарный менеджер ХХ столетия Ли Якокка, однако, возглавив в 1979 г. находившуюся на грани банкротства корпорацию Chrysler, он повел себя в точном соответствии с заветом великого китайского полководца. Якокка поставил четкую цель перед руководством и сотрудниками компании, сосредоточил всю власть в своих руках, провел тщательное изучение рынка, сократил операционные расходы, преподнес несколько неприятных сюрпризов конкурентам и в результате менее чем за три года вывел компанию из кризиса.

     Но  важно не доводить идею до абсурда. Ричард  Л. Дафт в своем учебнике менеджмента приводит следующий пример: некоторое время пост президента американской компании Tenneco занимал бывший профессор военной академии в Вест-Пойнте Дэн Мид. Одним из принципов, которым руководствовался Мид в своей работе, был девиз знаменитого американского генерала Джорджа Паттона "Планировать не спеша, исполнять молниеносно". Долгое время в кабинете Мида висела веревка. "Первый же руководитель отдела, который доложит о невыполнении показателей, — говаривал президент Tenneco, — примерит эту веревку на своей шее". Ему явно не хватало гибкости. Веревка исчезла из кабинета только после протестов оскорбленных сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3: Российский бизнес и военное дело. 

     Наша  страна располагается на огромной территории, исторически так сложилось, что  на становление нашей экономики оказывала большое влияние, как культура запада так и востока. Менеджмент- не исключение."В России принципы военной стратегии стали осознанно использоваться в бизнесе только в 90-х. Как только люди начинают изучать науку менеджмента по книгам, они сталкиваются с сугубо военными принципами, нарушение которых чревато для компании крупными проблемами, — рассказывает президент консалтинговой компании BKG, бывший военный Марк Федин. — Соблюдение дисциплины, принципов единоначалия и иерархии, минимум начальников на каждом уровне, стабильность состава — все это идеи военного управления".

     В Америке практически любой полковник  Вооруженных сил США, уйдя в отставку, почти гарантированно устраивается на высокий пост в корпорации, рассказывает Андрей Ивлев, председатель совета директоров консалтингового Агентства профессионального сервиса. В России это не так. Стратегия, в которой особенно сильны теоретики и практики войны, пока не до конца оценена и понята нашими бизнесменами. У нас еще не окончательно сложилась культура операционного менеджмента, утверждает Ивлев. Следующая ступень — это менеджмент развития, а стратегический менеджмент — это высшая ступень управленческой квалификации.

     Уточним: стратегический менеджмент — это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Появление стратегического управления связывают с перспективным планированием крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и видов войск, в союзе с армиями других стран. Грамотное стратегическое управление дает рациональное использование ограниченных ресурсов и главным образом времени.

     Национальная  картографическая корпорация, которую возглавляет Александр Шаравин (бывший офицер Генштаба), сумела добиться успеха на рынке во многом благодаря знанию законов ведения войны. "Один из принципов военной стратегии — четкое распределение сил и средств, — рассказывает Шаравин. — Когда мы только начинали работать и на рынке нас никто не знал, мы поставили перед собой стратегическую задачу: стать подрядчиком нашей крупнейшей нефтяной компании "ЛУКОЙЛ". Все имевшиеся у нас ресурсы мы сконцентрировали на направлении главного удара".

     Операцию  компания готовила, планировала и проводила в точном соответствии с законами военного искусства. Для начала тщательно изучили заказчика и выяснили, что не устраивало "ЛУКОЙЛ" в деятельности нынешнего подрядчика. Оказалось, большие сроки, не самый высокий уровень исполнения заказов и большое число исполнителей, которые к тому же предъявляли высокие требования к собственному обеспечению.

     Полученный  от "ЛУКОЙЛа" заказ Национальная картографическая корпорация выполнила в два раза быстрее, чем это делал главный конкурент, небольшим количеством людей и при этом обеспечив высокое качество. У заказчика ничего не просили, но использовали при этом самое современное оборудование. Вместо тягачей и транспорта наняли вертолет. Вместо традиционных теодолитов использовали самую современную спутниковую систему. "Эту операцию мы тщательно подготовили, тщательно спланировали и потом ее организованно провели, — рассказывает Шаравин. — В результате вот уже несколько лет мы являемся подрядчиками "ЛУКОЙЛа".

     В группе компаний "КОНТИ" также активно используют военную науку. "Ну, например, принцип "наступление по нескольким фронтам", — рассказывает директор компании по маркетингу Вячеслав Тимербулатов. — В Центральном федеральном округе 18 губерний. И нашими строительными объектами мы наступаем одновременно по всем этим фронтам. В то же время наши конкуренты идут по отдельным регионам. Сначала один регион, укрепились там, потом в другой и так далее. Таким образом, мы выигрываем время и первыми закрепляемся на рынке".

     Впрочем, многие руководители используют военные принципы управления, даже не подозревая об этом. Скажем, в армии не принято озадачивать высшего командира проблемами, с которыми офицеры сталкиваются при выполнении той или иной задачи. В бизнесе все большее количество руководителей требуют, чтобы подчиненные в сложных ситуациях приходили к ним, вооружившись несколькими вариантами решения проблемы.

     Но  и военные не часто становятся преуспевающими бизнесменами, хотя многие из них, как мы наблюдали, могут быть отменными менеджерами направлений, замечательными организаторами и надежными исполнителями. Качества, которые иногда подводят военных в бизнесе, — это подсознательное ожидание стратегических указаний или правильных приказов сверху, а также привычка к действию в условиях четко очерченных схем. К тому же военные традиционно приучены иметь дело только с одним противником, будь это даже ассоциация союзников, тогда как бизнесмену приходится вести свои бои одновременно со многими совершенно разнородными силами: тенденциями спроса, давлением государственных чиновников, конкурентами, внутренними проблемами развития организации и т. п. Чрезвычайно высокая мера неопределенности ситуации в бизнесе часто делает невозможной построение однозначно правильных схем действий, и в этих условиях качеств образцового военного может оказаться недостаточно для развития эффективного бизнеса. 
 
 
 
 

Заключение 

     Если  использовать достижения военного искусства  в управлении компанией, можно добиться высочайшего успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке, российским компаниям нужно активно реализовывать принципы военного искусства в менеджменте. Это принесет высокие результаты.

     Законы  и принципы военного искусства носят  универсальный характер: они проявляются  не только в военной сфере, но и  в повседневной жизни и тем более - в бизнесе. Даже не осознавая того, самые талантливые и успешные бизнесмены современности используют принципы военного искусства в своей повседневной деятельности. Интуитивно, основываясь на своем опыте и интуиции, они ведут "наступления" и уходят в глухую "оборону", используют "шпионов", "уничтожают" фирмы конкурентов, осаждают "крепости" и берут "пленных". Они создают "резервы" и пробивают брешь в "фаланге" конкурента своими "боевыми слонами".

     Бизнес - это тоже постоянная борьба, столкновение интересов и амбиций, история краха и жизненных трагедий, головокружительных успехов и упоение абсолютной властью. Бизнес - дело серьезное, жесткое и жестокое. Не каждому дано стать "императором" бизнеса или выдающимся "полководцем"-менеджером. Для этого нужно много знать и уметь, обладать талантом и даром предвидения. Нужны навыки нетрадиционного мышления и, конечно, фортуна. Но каждый бизнесмен или руководитель, овладевший данными военными методами, способен достичь в своей сфере больших высот. 
 
 
 
 

Используемая литература: 

    
  1. S.F. Lee, P. Roberts, W.S. Lau, S.K. Bhattacharyya. Sun Tzu's The Art of War as business and management strategies for world class business excellence evaluation under QFD methodology. - Business Process Management Journal. - vol.4 No 2. - 1998.
  2. Майкл Крайтон. Восходящее солнце. - Москва: Вагриус. - 1993. - 479 стр.
  3. Сунь-Цзы. Искусство войны.
  4. Клири Томас. Китайское искусство войны - постижение стратегии. СПб: Евразия. - 2000. - 255 стр.
  5. Клири Томас. Японское искусство войны - постижение стратегии. СПб: Евразия. - 2000. - 255 стр.
  6. Филипс Фредерик. Формула успеха. - Москва: Вагриус. - 2000. - 395 стр.
  7. Aguayo Rafael. Dr. Deming. The American Who Taught the Japanese About Quality. - New York: A Lyle Stuart Book, - 1990, 289 p.
  8. Уитмор Джон. Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом. Практическое пособие: Пер. с англ./Под ред. А.П. Колесника. - Москва: Финансы и статистика, 2000 - 160 стр.

Информация о работе Использование достижений военного искусства в управлении компаниями