Использование достижений военного искусства в управлении компаниями

Автор: q**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в сфере управления широкое применение находят методы и принципы, используемые в военном деле, а именно в управлении армией и военными операциями. В настоящее время отмечается повышение интереса к стратегическому управлению, так как грамотное стратегическое управление дает рациональное использование ограниченных ресурсов и времени. Стратегия рассматривается как специфический процесс управления любой организацией. Современный бизнес, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями, требует от менеджеров всех уровней поиска такой стратегии, которая бы гарантировала фирме наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внутренних и внешних кризисов.

Содержание

Введение.
Глава 1: Бизнес - это война.
Глава 2: Связь истории и современного бизнеса в сфере военного искусства.
- Варвары против римлян.
- Восток и Запад.
Глава 3: Российский бизнес и военное дело.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ". 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса Лукъянцева Е.А.

Руководитель: Савельева М.В., доцент, к.э.н. 
 
 
 
 
 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.

Глава 1: Бизнес - это война.

Глава 2: Связь истории и современного бизнеса в сфере военного искусства.

- Варвары против  римлян.

- Восток и  Запад.

Глава 3: Российский бизнес и военное дело.

Заключение.

Используемая  литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     С каждым годом менеджмент становится все более необходимой  частью любого дела и, чтобы оставаться на высоте, директорам компаний приходится все больше усложнять структуру своего бизнеса, что ведет к усложнению структуры управления. Необходимо находить и использовать новые методы менеджмента. Одним из источников развития менеджмента является военное искусство.

     Актуальность  выбранной темы заключается в том, что в сфере управления широкое применение находят методы и принципы, используемые в военном деле, а именно в  управлении армией и  военными операциями. В настоящее время отмечается повышение интереса к стратегическому управлению, так как грамотное стратегическое управление дает рациональное использование ограниченных ресурсов и времени. Стратегия рассматривается как специфический процесс управления любой организацией. Современный бизнес, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями, требует от менеджеров всех уровней поиска такой стратегии, которая бы гарантировала фирме наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внутренних и внешних кризисов.

       Бизнес - это специфическая сфера  деятельности людей, которая не подчиняется жестким законам и правилам. Нет, и не может быть "золотой формулы" бизнеса, применив которую можно было бы стать миллионером. Бизнес - это еще и искусство! Это зыбкая сфера эмоций, интуиции, везенья, предвидения, риска и обмана. В этом бизнес имеет очень много общего с военным искусством. Не случайно этот подход довольно популярен на Западе, его разделяют авторитетные гуру современного менеджмента Брайан Трейси, Эд Райс, Джек Траут, Марк Макнилли, Криппендорф, Джеральд Михаэльсон. Некоторые из публикаций этих авторов переведены и изданы в России. Так, в 2002 году издательством "Олимп-бизнес" издана книга М. Макнидди "Сунь-цзы и искусство бизнеса. Шесть стратегических принципов менеджмента". Целую серию книг, посвященных применению принципов древнекитайского военного искусства к реалиям современного бизнеса (западного!) написал Гари Галиарди. Кстати, его книги изданы в России в 2002-2004 гг.: "Искусство войны и искусство управления", "Искусство войны и искусство маркетинга", "Искусство войны и искусство продаж".

     Эта тема привлекала внимание и российских специалистов в области менеджмента. Еще в 1998 году в московском издательстве "Армада" вышла книга ученых Е.Н. Емельянова и С.Е. Поварницыной "Психология бизнеса". Рассматривая различные подходы к бизнесу, авторы сравнивают бизнес с военным искусством. К сожалению, развивать эту тему они не стали. Одной из первых серьезных (и одновременно саркастически-шутливых) работ на рассматриваемую тему стала книга Виктора Ярославского "Военные методы в бизнесе. Тактика", вышедшая в 2002 году в серии "VIP-консультирование" питерского издательства "Крылов". Издание "Новые рынки" в 2002 году опубликовало статью Сергея Турко "Бизнес - война, партнерство или...", которую перепечатали разные сайты, в частности "iTeam портал". В мае 2003 года газета "Ведомости" опубликовала материал Екатерины Кудашкиной "Военное искусство бизнеса". Этот материал практически сразу разместили на своих страницах различные сайты, в частности "Технологии разведки и бизнеса". В 2003 году Центр дистанционного образования "Elitarium" (СПб) разместил на своем сайте материал Яо-СуХу и Пьера Бертона "Применение принципов военных стратегий в современном бизнесе". В 2004 году издательство "Крылов" выпустило работу Дмитрия Степанова "Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе". В 2004 году московское издательство "Et Cetera Publishing Group" выпустило книгу Алексея Воеводина "СТРАТАГЕМЫ. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана". 

     Я выбрала именно эту тему, поскольку  мне очень интересно, как такие, на первый взгляд, разные сферы могут взаимодействовать между собой, а именно то, как основы военного искусства успешно используется в управлении людьми, ресурсами, информацией,  деньгами и т.д. Основываясь на приведенной выше литературе, я постараюсь обобщить информацию и представить свое виденье этой темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1: Бизнес - это война. 

     В наше время никто уже не отрицает, что война, военные действия - ужасное испытание для людей, которого необходимо избегать всеми возможными и невозможными способами. Тем не менее, войны сопровождали человечество на протяжении всей истории, не прекратились они и теперь. Не сильно преувеличивая, можно предположить, что стремление к войне, то есть к противодействию, к достижению победы, к продвижению на территорию врага - если не естественное стремление человека, то, по крайней мере, средство выражения той его внутренней сущности, которая направлена на борьбу и самоутверждение. Конечно, хочется думать, что человек по природе добр. Но слишком многое показывает, что это верно далеко не всегда. Извечное стремление к самореализации всегда толкало человека к доминированию над другими, к обладанию теми редкими ресурсами, которых никогда не хватало на всех желающих.

     Хотя  открытая война в форме вооруженного столкновения более социально неприемлема, но война как явление никуда не пропала: из сферы политики война  переместилась в бизнес, где и  обрела свою вторую жизнь.

     Бизнес имеет много общего с войной. Так же, как и на войне, в бизнесе существуют победы и поражения, атаки и отступления, заключаются мировые соглашения, образуются альянсы и группы, используются шпионы и обманные маневры.

     Если  традиционная война - это борьба за влияние на умы людей посредством политики, государственной власти, то война в бизнесе - это борьба за влияние на души через товары (точнее, их образ), через культуру потребления. Политики пытаются захватить территорию, подчинить своему влиянию соседние страны. Бизнесмены - такие же захватчики, только вместо территории они захватывают рынки. Влияние на другие фирмы они оказывают множеством способов, в том числе стандартизацией (совместимость/несовместимость форматов, размеров, "привязывающая" потребителя к определенному производителю). Военные и бизнесмены также поразительно похожи друг на друга в добывании редких ресурсов (а в наше время очень многие ресурсы редкие).

     Самая известная, функциональная организационная  структура управления является данью  многолетней военной традиции. Многие принципы управления, включая единоначалие, подчиненность личных интересов общим, корпоративный дух, дисциплина, цепь команд - также были взяты из военного дела. Да и слово «стратегия» теперь также прекрасно уживается в мире бизнеса, как до этого - на арене военных действий.

     Если  борьба и впрямь является главным  стремлением человека, то мы постепенно наблюдаем переход энергии борьбы из сферы политики (традиционные войны) в сферу экономики (корпоративные  войны). К сожалению или к счастью, но в бизнесе как войне действуют практически те же законы, что и в политике как войне. За многие тысячи лет история сохранила множество книг, принципов, уроков ведения войн и формирования стратегий. Изучив хотя бы некоторые из них, можно значительно продвинуться вперед в деле конкурентной борьбы. Полезность изучения принципов военной стратегии могут великолепно доказать те, кто при помощи этого добился успеха. А таких примеров немало. Практически все лидирующие фирмы Японии, Тайваня, Кореи и других ведущих стран Азии, когда ведут войну с конкурентами, применяют именно эти, тысячелетиями проверенные принципы ведения боя.  
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2: Связь истории и современного бизнеса в сфере военного искусства. 

Варвары против римлян.

     Как известно, все новое - хорошо забытое старое. Очень часто мы думаем, что открыли нечто новое, никогда ранее не существовавшее, но лишь не многие заглядывают на страницы истории, где уде имеются все ответы на наши вопросы. Такой же принцип и в бизнесе, чтобы усовершенствовать свое производство, сэкономить время, улучшить показатели прибыли, победить конкурентов, достаточно лишь открыть историческую военную книгу. И война, и бизнес отражают одно и то же стремление человека изменять мир и побеждать, поэтому часто и там и там работают одни и те же законы. В военной истории существует два основных типа отношения к войне: так называемые римский и варварский.

     Например, если этический кодекс, характерный  для римского стиля, основан на принципах  подчинения и верности уставу, то основными моментами этики варварского стиля были личная доблесть и верность князю. Излюбленная тактика римлян — лобовая атака, у варваров — засада.

     Эта система экстраполируется и на бизнес. Этический кодекс римлян — прежде всего общая честность и четкое соблюдение инструкций, в то время как у варваров — личная успешность и верность корпорации.

     Классический  пример из бизнеса — покорение американского рынка мотоциклов японской компанией Honda. В 1959 г. Honda открыла официальное представительство America Honda Motors. Cегодня уже мало кто помнит, что до прихода Honda на американский континент мотоциклы там считались атрибутом людей "вне закона". Сегодня Honda разрабатывает и производит свою продукцию в Северной Америке на 11 заводах. При этом в Америке работают еще три крупных исследовательских центра Honda.

     А начиналось все просто. По версии А. Платова, директора по развитию компании PSM Consulting Russia, фактически Honda действовала подобно древнему японскому князю, который засылал в стан врага трех самураев с пожеланием победить или не возвращаться. Японская корпорация отправила в Штаты нескольких менеджеров, которые за пару лет успели вникнуть в ситуацию и нащупать возможность атаки. Что неудивительно — американцы, использующие стратегию римлян, попросту не учли специфику японского менеджмента, являющего собой классический образец стратегии варваров.

     Как бизнес, так и военное искусство  постоянно озабочены поиском  оптимальных организационных форм, позволяющих наиболее эффективно решать поставленные задачи. При достижении этой цели им приходится учитывать два ключевых фактора — это характер имеющихся ресурсов и "боевой дух" действующих людей. Построение боевых колесниц персидского царя Ксеркса или танковый клин Гудериана одинаково используют техническую мощь своих средств в целях прорыва обороны противника. Но умение превратить наличные ресурсы в мощную силу с помощью подходящей организационной формы — это особый талант как полководца, так и бизнесмена. Фаланга Македонского была технически прогрессивной организационной формой. "Греки и римляне в то время, когда они появились в истории со своей фалангой, обладали уже развитой индустрией, облегчавшей им более широкое производство оружия", — пишет в этой связи Франц Меринг. Фаланга могла ввести в бой гораздо больше бойцов и оружия. 10 000 человек в десятишеренговой фаланге имели в шеренге по тысяче человек и столько же оружия. В бою фаланга охватывала традиционные построения противника со всех сторон и "заглатывала" его. Однако римляне, к примеру, не решились захватить германские земли, населенные воинственными племенами, противопоставившими им принципиально иную организационную тактику. Имея гораздо меньше людей и вооружения, германские племена использовали способ построения в каре 100 человек по фронту, 100 человек в глубину. Таким образом, "они принуждены были иметь узкий фронт, так как у них было лишь ограниченное количество хорошего вооружения, и они стремились восполнить этот недостаток тем, что делали возможно неотразимее первый массовый удар" (57, с. 71). Если германским племенам удавалось прорвать таким строем фалангу, то та теряла организацию и управление и в беспорядке отступала. Но если не срабатывал расчет на прорыв, германское каре использовало другую свою силу, "человеческий фактор", основанный на тесной родовой и человеческой сплоченности воинов. Рассыпаясь небольшими отрядами среди скал и лесов и сохранив свою внутреннюю связь, взаимное доверие, действуя в подчинении инстинкту или призывам вождя, германцы переходили к выматывающей противника тактике партизанских действий, ни противостоять которой, ни самой осуществить нечто подобное регулярная и построенная на более формальных связях и отношениях римская армия была не в состоянии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование достижений военного искусства в управлении компаниями