Искусство управлять

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Рациональная организация контроля за, состоянием расчетов
способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнениюобязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве,повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшениюфинансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Надькин.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

 

 

 

____________________________ 

 

(3) Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА o М), 2001. – с. 248 

Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается страна в последние годы. «В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют плохо, стыдятся богатства», — говорил Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять страной хорошо.

Словом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть искусством управления.

 

 

 

1.3 Элементы процесса управления. Функции управления

 

Управление – это  единый процесс, который представлен  разными управленческими работниками  или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива. 
           Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.   Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.      Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды. Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.          В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.  Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.        Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.          Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:       1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.         Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).        Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:        - на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;            - определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;         - исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;     - для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;       - производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;             - планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.            2. Конкретные функции управления (специфические) определяются объектом управления. К функциям управления современного предприятия относятся следующие:           - планирование (используемый ресурс - время);      - маркетинг (используемый ресурс - потребитель);     - предпринимательство (используемый ресурс бизнес);    - финансы (используемый ресурс - деньги);      - организация (используемый ресурс - люди);      - производство (используемый ресурс - технологии);     - инновация (используемый ресурс - идеи);      - информация (используемый ресурс - данные);     - социальное развитие (используемый ресурс культура).  Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя. Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия. Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько. 
И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д. На основе содержания, процесса и структуры функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции. Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью. Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Сущность управления и его функции 
2.1 Зарождение управления как науки

 

Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связано с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах – Шумере, Египте, Аккаде - происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, которые стали прародителями современных менеджеров. Этому способствовало изменение религиозных принципов - вместо человеческих жертв стали преподносить символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса. Побочными результатами такой управленческой деятельности явились появление письменности, так как запомнить весь объем деловой информации было невозможно, и потребности в расчетах. Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.     Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все  более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Ярким примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам еще предстоит увидеть, - это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.   Формы почти всех видов  проявления современного управления можно  проследить в огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от современных.              (см. табл. 1)

Таблица 1.

Сравнение старой и современной  организации

Старая организация

Современная организация

1. Малое количество  крупных организаций, отсутствие  гигантских организаций

1. Большое количество  чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.

2. Относительно небольшое  количество руководителей, практическое  отсутствие руководителей среднего звена.

2. Большое количество  руководителей, большое количество руководителей среднего звена.

3. Управленческая работа  зачастую не выделялась и не  отделялась от неуправленческой деятельности.

3. Четко очерчены управленческие  группы, управленческая работа четко  воспринимается и отделяется  от неуправленческой деятельности.

4. Занятие руководящих  постов в организации и чаще  всего по праву рождения или  путем захвата силой.

4. Занятие руководящих  постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.

5. Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения

5. Большое количество  людей, способных принимать важные  для организации решения.

6. Упор на приказ  и интуицию.

6. Упор на коллективную  работу и рациональность.


 

Например, пропорция между  руководителями и не руководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.        Были в истории примеры  организаций, которые управлялись  так же, как организации управляются  и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определённая еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сейчас. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали отдельные деловые организации и целые народы. Современные военные организации тоже во многих отношениях удивительно похожи на организации древнего Рима. Но, в целом, управление и организации в древности значительно отличались от современных.           После индустриальной революции XVII – XVIII веков под администрированием стала пониматься формулировка общих  целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.  Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций чрезвычайно усложняет  управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу- все переводится в формулы и деньги.        Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную  функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

 

2.2 Понятие теории управления

 

Управление как  социальный феномен известен с древних  времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе  менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как  самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.      В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.       Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними. Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету.   В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:      • сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;    • механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;       • механизм самоорганизации и саморегулирования;   • технологии и методика процесса управления;   • структурные элементы системы управления;    • принципы, методы управления и т. д.

Вычленение объекта  и предмета теории управления позволяет  дать определение данной отрасли  знания. Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических  системах, принципы, содержание и формы  управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.        Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

 
2.3 Методология теории управления

 

Теория управления при  изучении своего предмета опирается  на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

• философская методология (совпадает с гносеологией);   • общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;          • специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;      • методика и техника научного исследования.    Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

Среди важнейших  общенаучных методологических подходов выделим: • исторический, рассматривающий явление в генезисе; • сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;    • системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;          • комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.           Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода:            • выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;    • определение составных элементов системы;    • рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;         • анализ функций элементов по отношению к системе;  • выявление системообразующих связей;    • определение механизма функционирования системы.  Обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т. д.          Выделим, прежде всего, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.   Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Программа бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм акцентирует внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т. д. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии примитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной его тезис – изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность связей «стимул-реакция». Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной зависимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.  Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.         Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организации, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:         • бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;      • органической модели – низкую квалификацию персонала;  • децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.         Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.           Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:      • упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;       • объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;           • использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.       Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.   Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.          Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.    Методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.

Информация о работе Искусство управлять