Инвестиционная деятельность как средства преодоления кризисности в организации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – изучение инвестиционной деятельности как средства преодоления кризисности в организации.
Задачи следующие:
изучить инвестиционную стратегию и ее роль в развитии предприятия;
раскрыть основные источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов;
охарактеризовать проблемы инвестиционного кризиса в России;
изучить инвестиционный климат в России;

Работа содержит 1 файл

готовый реферат аку.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Развитие и реализация инвестиционной деятельности предприятий  требует создания хорошо обоснованной системы финансирования. Система  финансирования любого предприятия должна обеспечивать денежные отношения с другими предприятиями и финансовыми структурами по оплате инвестиционной деятельности. В условиях рыночной экономики система финансирования выполняет две важные функции:

  • распределительная функция – заключается в обеспечении определенного хозяйствующего субъекта необходимыми финансовыми ресурсами;
  • контрольная функция – сводится к анализу прохождения финансовых потоков и их количественному расходу.

Система финансирования инвестиционной деятельности связана  с решением ряда проблем. Решение этих проблем подразумевает обеспечение инвестиционной деятельности предприятия основными и оборотными средствами, имущественными правами, нематериальными активами, кредитами, правами землепользования. При обеспечении предприятий инвестициями финансирование должно проходить следующие стадии:

  • предварительный поиск финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционной деятельности предприятия;
  • разработка финансовой стратегии;
  • разработка оперативных финансовых планов;
  • определение источников финансирования;
  • заключение контрактов с потенциальными инвесторами;
  • контроль, анализ и регулирование финансовых ресурсов.11

Как показывает практика, нецелесообразно начинать работы по реализации проекта до полного решения  вопросов по его финансированию, даже если это приведет к потере большого количества времени. Весьма важно на этапе проведения прединвестиционных исследований правильно определить затраты, связанные с реализацией проекта. Только на основании объективно рассчитанных затрат можно будет определить характер финансирования и вытекающие из них финансовые издержки, которые составляют часть общих производственных затрат.

 

2. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности как  инструмент антикризисного управления

2.1. Проблемы  инвестиционного кризиса в России

В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. можно было ожидать, что  Россия успешно осуществит переход  к рыночной экономике, поскольку  были предпосылки для благоприятного проведения преобразований:

  • успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире;
  • наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, сбора пшеницы и производства ряда других товаров;
  • огромный внутренний рынок;
  • целостная инфраструктура, включающая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т.д.;
  • урбанизированное, грамотное и обученное население;
  • колоссальный человеческий капитал;
  • огромные природные ресурсы.

Однако вопреки ожиданиям  экономические преобразования в  России провалились. Некоторые зарубежные ученые утверждают, что Россия создала модель того, как не следует осуществлять переход к рыночной экономике. В результате такой политики в России ежегодный спад составлял 10-20%, и Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11-12-е, сравнявшись с Бразилией и Мексикой.12

Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом объективных  и субъективных причин и проявляется  в сокращении абсолютных объемов  накоплений, существенном падении их доли в ВВП, снижении бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т.д.13

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в 1990-е гг. в России большая  часть накоплений коммерческих структур, банков, населения вкладывалась в торгово-посредническую, финансовую деятельность, покупку иностранной валюты, а не в развитие реального сектора экономики. Поэтому сегодня одной из главных задач является установление приоритета реального сектора экономики над финансово-спекулятивным, то есть создание более выгодных условий для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции.14

Реформирование российской экономики, ее реструктуризация и развитие в  определяющей степени зависят от активизации инвестиционной деятельности, расширения капитальных вложений в производство, в том числе за счет мобилизации и эффективного использования инвестиционного потенциала предприятий. Инвестиции в создание принципиально новых технологий, конкурентоспособных производств, технологическое совершенствование действующих предприятий – основа формирования экономики страны. В настоящее время, несмотря на некоторые признаки оживления экономики, ситуация в инвестиционной сфере остается непростой. Это существенно затрудняет решение задач стабилизации экономики и обеспечения ее устойчивого роста.15

Процесс инвестиционного спада, как  и все явления переходной экономики, очень противоречив. С одной стороны, для создания эффективного производства стране не нужны искусственно раздутые объемы разорительных капитальных вложений, насаждавшиеся в советский период. Происходит постепенная болезненная реорганизация громоздких предприятий, появляются более мелкие, мобильные и эффективные. С другой стороны, катастрофическая глубина спада приводит к упадку, что может явиться серьезным тормозом инвестиционной активности даже при возникновении необходимых условий для такой активности.

В этой связи исследование инвестиционных процессов должно позволить выбрать те методы управления, которые бы активизировали инвестиционную активность. При этом под инвестиционным процессом понимается процесс трансформации капитала в факторы производства на всех стадиях принятия и осуществления управленческих решений, связанных с инвестированием, независимо от того, кто их принимает – инвестор или реципиент инвестиций. Так, недоучет особенностей реципиента инвестирования может снизить эффективность или сделать вообще неэффективными формально правильные управленческие решения. Особенности среды могут негативно повлиять на «стандартную» процедуру, хорошо зарекомендовавшую себя в других случаях. Поэтому исследование особенностей российского переходного периода, роли отечественных и зарубежных инвесторов, других участников инвестиционного процесса должно позволить выбрать ту инвестиционную стратегию, которая наиболее эффективна для развития в наших условиях, для активизации инвестиционного процесса.16

Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии государства – структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления их платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Реализация государственной  антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:

  • политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;
  • наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, в том числе совершенствование налогового законодательства;
  • рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
  • устойчивость национальной валюты;
  • снижение темпов инфляции;
  • прекращение утечки капитала из страны.

Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направлена на преодоление негативных явлений  в экономике России и решение  основной задачи – создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.17

 

2.2. Инвестиционный  климат в России

Инвестиционный климат – это совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций.18

Инвестиционный климат – это совокупность сложившихся  в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.19

Баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного  риска определяют инвестиционный климат в том или ином регионе (стране). Основой же инвестиционной привлекательности является эффективность вложений: инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить по оценке инвестиционных рисков.20

Инвестиционная ситуация в России на данном этапе ее экономического развития характеризуется, с одной стороны, поворотом экономики в сторону выхода из кризисной ситуации, а с другой, отсутствием в достаточном количестве инвестиций. Положительными моментами являются вовлечение в сферу производства новых механизмов его планирования и регулирования, первоначальные попытки проектного финансирования, появление законодательной базы в сфере малого бизнеса.

Несмотря на отдельные  положительные сдвиги, произошедшие в экономике России, объемы инвестиций, особенно из бюджетных источников, продолжают сокращаться. В то же время большинство промышленных предприятий нуждаются в обновлении материальной базы. При значительных объемах накопления финансовых ресурсов в коммерческих структурах наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли быть использованы в качестве инвестиций в промышленных организациях. Отсутствие в достаточном количестве инвестиций коснулось, в первую очередь, перерабатывающих и машиностроительных отраслей промышленности.21

Законодательная и исполнительная власть России в последнее десятилетие занимают активную позицию по укреплению и повышению инвестиционного климата в стране посредством заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, исключения двойного налогообложения, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образовании зон особого экономического статуса и т.п.22

Сегодня остается целый ряд факторов, сдерживающих иностранных инвесторов. К ним относятся нестабильная политическая ситуация, экономический спад, высокое налогообложение, слабое развитие инфраструктуры (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Помимо этого иностранных инвесторов отпугивают высокие транспортные тарифы, отсутствие защиты прав собственности и коррупция.23

Тем не менее, прямые зарубежные инвестиции необходимы России, поскольку они могут давать так называемые «положительные побочные технологические и кадровые преимущества». И неудивительно, что государства, особенно экономически отсталые, проводя «политику открытых дверей» для иностранного капитала, рассматривают ее как шанс на собственный экономический прорыв. Вдохновляющим примером служит ситуация, характерная для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Сингапур, Малайзия). Предприятия, создаваемые с этих странах как филиалы транснациональных корпораций, ориентированные на рынок дешевой рабочей силы, способствовали индустриализации данных стран, ориентации на наукоемкую продукцию. Эти страны относятся в настоящее время к числу наиболее динамично развивающихся, выпускающих продукцию, способную конкурировать с продукцией западных фирм, то есть получили возможность использовать преимущества ситуации технологического лидерства.24

Инвестиционный климат по-разному оценивается отечественными и зарубежными инвесторами. Для  оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция Дж. Даннинга «эклектическая парадигма» (OLI). Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности:

  • сравнительных преимуществ компаний страны;
  • наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);
  • преимущества интернализации – конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.

Если страну, принимающую  инвестиции, отличает от других стран  преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования или продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны.25

Информация о работе Инвестиционная деятельность как средства преодоления кризисности в организации.