Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:00, курсовая работа
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Сущность инновационного менеджмента
Понятие и классификация инноваций 4
Инновационный процесс 9
Научно-техническая и инновационная деятельность 18
Глава II Оценка инновационной сферы Российской Федерации и зарубежных стран.
2.1 Роль науки и инновационной деятельности в РФ. 22
2.2 Характеристика современного научного потенциала РФ 24
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности на примере США 26
Глава III Направления активизации инновационной деятельности в РФ.
3.1 Приоритеты развития науки и научного комплекса в РФ. 32
3.2 Становление интенсивной технологии разработки новшеств. 3
3.3. Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список литературы 42
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I Сущность инновационного менеджмента
Глава II Оценка инновационной сферы Российской Федерации и зарубежных стран.
2.1 Роль науки и инновационной деятельности в РФ. 22
2.2 Характеристика современного научного потенциала РФ 24
2.3 Зарубежный опыт
Глава III Направления активизации инновационной деятельности в РФ.
3.1 Приоритеты развития науки
и научного комплекса в РФ.
3.2 Становление интенсивной технологии разработки новшеств. 34
3.3. Государственная политика по
развитию инновационной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение
3
ВВЕДЕНИЕ.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует
множество форм управления инновациями
на самых разных уровнях: от подразделений
корпораций до государства, в целом
призванного в современных
Место
и роль инновационной политики в структуре
государственного регулирования экономики
определяются особенностями инновационного
процесса как объекта управления. В этих
обстоятельствах инновация изначально
нацелена на практический коммерческий
результат. Сама идея, дающая ей толчок,
имеет меркантильное содержание: это уже
не результат "чистой науки", полученный
университетским ученым в свободном, ничем
не ограниченном творческом поиске. В
практической направленности инновационной
идеи и состоит ее притягательная сила
для предпринимательства.
Глава I Сущность инновационного менеджмент
1.1 Понятие и классификация инноваций
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, , ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
C момента принятия к распространению, новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В
повседневной практике, как правило,
отождествляют понятие
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.).. Три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности и приведены на рисунке 2.
Рисунок
2 - Схема инновационной
деятельности
В научной литературе существует большое количество подходов определения дефиниции инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например,
Шумпетер трактует инновацию как
новую научно-организационную
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций
В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
В свою очередь, анализируя различные определения, можно прийти к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский
ученый И. Шумпетер выделял пять типичных
изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в
организации производства
и его материально-
5.
Появление новых
рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г.
. В свою
очередь классификация
В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:
1) по типу новшества:
С
точки зрения влияния на достижение
экономических целей
Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции.
Развитие каждой базовой технологии характеризуется S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее использование данной технологии экономически нецелесообразно
Динамика
развития технологии по S-образной кривой
зависит от накопленного со временем опыта.
Успешность технологических инноваций
зависит от скорости адаптации новшества
к реальным условиям производства и особенностей
среды, в которой происходит инновационный
процесс. Взаимосвязь продуктовых инноваций
и инноваций технологических. В настоящее
время любая исторически стабильная отрасль
способна мгновенно превратиться в изменчивую
за счет диверсификации смежных технологий.
Вероятность такого события на любом участке
жизненного цикла спроса повышает требования
к принятию управленческого решения на
основе реальной оценки последствий применения
новой технологии.
1.2 Инновационный процесс
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем .
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
Информация о работе Инновационный менеджмент в России и за рубежом