Инновационный менеджмент в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Сущность инновационного менеджмента
Понятие и классификация инноваций 4
Инновационный процесс 9
Научно-техническая и инновационная деятельность 18
Глава II Оценка инновационной сферы Российской Федерации и зарубежных стран.
2.1 Роль науки и инновационной деятельности в РФ. 22
2.2 Характеристика современного научного потенциала РФ 24
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности на примере США 26
Глава III Направления активизации инновационной деятельности в РФ.
3.1 Приоритеты развития науки и научного комплекса в РФ. 32
3.2 Становление интенсивной технологии разработки новшеств. 3
3.3. Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая Иннавационный менеджмент печать.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

Глава I Сущность инновационного менеджмента

    1. Понятие и классификация инноваций                                                  4
    2. Инновационный процесс                                                                       9
    3. Научно-техническая и инновационная деятельность                      18

Глава II Оценка инновационной сферы Российской Федерации и зарубежных стран.

            2.1 Роль науки и инновационной деятельности в РФ.                           22

            2.2 Характеристика современного научного потенциала РФ               24

            2.3 Зарубежный опыт государственного  регулирования инновационной деятельности на примере США                                                26

Глава III Направления активизации инновационной деятельности в РФ.

            3.1 Приоритеты развития науки  и научного комплекса в РФ.              32

            3.2 Становление интенсивной технологии разработки новшеств.      34

             3.3. Государственная политика по  развитию инновационной               деятельности в РФ                                                                                                 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     41

Список литературы                                                                                                42

Приложения

Приложение  1

Приложение  2

Приложение  3 
 
 
 
 

  
 

ВВЕДЕНИЕ.

    Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются  особенностями инновационного процесса как объекта управления. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства. 
 
 
 

Глава I Сущность инновационного менеджмент

1.1 Понятие и классификация инноваций

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

     В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом, внедрение достижений науки  и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, , ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

     Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

     C момента принятия к распространению, новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.).. Три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности и приведены на рисунке 2.

           

           

           

             

 

 
 
 
 

Рисунок 2 - Схема инновационной  деятельности 

     В  научной литературе существует большое  количество подходов определения дефиниции  инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

     Выделяются  такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры  жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

     Например, Шумпетер трактует инновацию как  новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

     В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.

     Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций

     В соответствии с этими стандартами  инновация – конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

     В свою очередь, анализируя различные  определения, можно прийти к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

     Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: 

    1. Использование новой  техники, новых  технологических  процессов или нового   рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

     2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

     3. Использование нового  сырья.

             4. Изменения в  организации производства  и его материально-технического  обеспечения.

     5. Появление новых  рынков сбыта. 

Эти положения  И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г.

. В свою  очередь классификация нововведений  позволяет реализующей их организации:

  • обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
  • обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;
  • обеспечить программное планирование и системное управление нововведением на всех стадиях его жизненного цикла;
  • разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его  новым в целях обеспечения стратегических задач организации;
  • выработать соответствующий механизм компенсации (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

       В литературе приведен ряд классификаций  инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

       1) по типу новшества:

    • материально-технические;
    • экономические;
    • организационно-управленческие;
    • правовые;
    • педагогические

       С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

    • инновации-продукты;
    • инновации-процессы.

       Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции.

       Развитие  каждой базовой технологии характеризуется  S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее использование данной технологии экономически нецелесообразно

       Динамика  развития технологии по S-образной кривой зависит от накопленного со временем опыта. Успешность технологических инноваций зависит от скорости адаптации новшества к реальным условиям производства и особенностей среды, в которой происходит инновационный процесс. Взаимосвязь продуктовых инноваций и инноваций технологических. В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке жизненного цикла спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.  
 
 
 
 
 

     1.2 Инновационный процесс 

     В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

     Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем .

     Рынок новшеств (новаций). Основным товаром  рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

Информация о работе Инновационный менеджмент в России и за рубежом