Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Внедрение новых фармацевтических продуктов на российский рынок лекарств требует учета его особенностей, и может сопровождаться появлением «локализованной версии» глобальной стратегии продвижения продукта. Несомненным достоинством такой «локализованной» стратегии является ее приспособленность к местным условиям, существенным недостатком – выпадение местного рынка из ряда маркетинговых мероприятий с глобальным охватом. Например, лекарство, которое во всем мире зарегистрировано как рецептурное, может быть безрецептурным в России. С одной стороны, это открывает компании богатые возможности для рекламы, с другой, ограничивает объем научной поддержки лекарства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента……..4
1.1. Понятие инновации и инновационного процесса…………………4
1.2. Научно-техническая и инновационная деятельность……………10
1.3. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента…………………………………………………………….12
1.4. Выбор инновационной стратегии………………………………….14
2. Инновационный менеджмент в деятельности фармацевтической компании…………………………………………………………………………19
3. Внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка: история одного успеха……………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………………….29
оцениваются
изменения, происходящие или могущие
произойти в планируемом
выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.
Процессы и изменения
во внешней среде оказывают
Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:
1. Оценить текущую стратегию
конкурентов (их поведение на
рынке; приемы продвижения
2. Исследовать влияние внешней среды на конкурентов.
3. Попытаться собрать сведения
о научно-технических
Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.
К серьезным факторам внешней
среды относятся социально-
Например, потребности подготовки кадров для рыночной экономики, переход к которой осуществляется в России, расширяет рынки учебников по менеджменту, маркетингу и др.
Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.
Стратегия является отправным
пунктом теоретических и
Основу выработки
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
2. Оборонительная – направлена
на то, чтобы удержать конкурентные
позиции фирмы на уже
3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
Фармацевтический рынок в современном понимании этого слова появился в России лишь в девяностых годах прошлого столетия и по своему динамизму может сравниться разве что с рынком продукции высоких технологий – современной электроники, средств связи, компьютеров и программного обеспечения.
Достаточно точно отражая мировой рынок лекарств по спектру продукции, российский фармацевтический рынок имеет в то же время ряд особенностей, существенных с точки зрения инновационного процесса.
Корни российского фармацевтического
рынка уходят в систему лекарственного
обеспечения Советского Союза, которая,
в свою очередь, была своеобразным продуктом
«социалистической интеграции», т.е.
системы разделения труда между
странами коммунистического блока.
При этом роль основных производителей
готовых лекарственных форм отводилась
Польше, Венгрии, ГДР, Югославии, в меньшей
мере Болгарии и Чехословакии. В
СССР же концентрировалась химическая
промышленность, которая обеспечивала
сырьем и полуфабрикатами
Таким образом, доминирование
зарубежных производителей на отечественном
рынке лекарств было заложено изначально.
Неблагоприятные тенденции в
экономике в конце
Еще одна особенность российского
фармацевтического рынка, существенная
с точки зрения инновационного процесса,
заключается в четкой его сегментации
по инновационному признаку: доминирующие
по объемным и стоимостным показателям
иностранные производители
Таким образом, инновационный
потенциал российского
Важно отметить при этом, что из всех упомянутых выше стадий инновационного процесса в России на фармацевтическом рынке реализуется в первую очередь маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок); приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, и т.д. а также приобретение овеществленной инновационной технологии являются на сегодняшний день скорее исключением, чем правилом. Причинами такой ситуации являются как отсутствие у российских производителей ресурсов, необходимых для полноценной разработки новых лекарств (около пятисот миллионов долларов на полный цикл разработки и внедрения одного оригинального лекарственного средства), так и особенности нормативно-правовой базы, не защищающие пионера от практически мгновенного воспроизведения инновации. Зарубежные производители тоже не спешат с развитием в России своего инновационного производства: не хватает кадров, стабильности рынка, законодательной стабильности, и, самое главное, туманна перспектива сбыта…
Суммируя описанную картину, следует признать, что наиболее частые ситуации, требующие инновационного менеджмента на рынке лекарств России, можно классифицировать так:
Необходимо отметить, что предметом дальнейшего анализа является деятельность российского подразделения (представительства или дочернего предприятия) иностранной фармацевтической компании в России как типичного субъекта инновационного менеджмента на российском фармацевтическом рынке, независимо от того, является ли инновация местной инициативой или исходит от головного отделения компании.
В ходе реализации инновационного
проекта перед руководством фирмы
неизбежно возникают
Дефицит финансовых ресурсов
не является уникальной проблемой инновационного
менеджмента. Эффективная деятельность
любой организации требует
Столь же постоянно действующим
фактором является и кадровый дефицит.
Исторически сложилось так, что
костяк менеджмента российских подразделений
иностранных фармацевтических компаний
формировался из людей с медицинским
(иногда фармацевтическим) образованием.
Необходимые для успешной деятельности
знания в области экономики и
менеджмента пополнялись в ходе
корпоративных программ обучения, самообразования
и образования на рабочем месте,
а также, особенно в последние
годы, дополнительного образования
(заочного или вечернего). В условиях
постоянного роста числа
Особенности российского законодательства также не являются проблемой, уникальной для инновационной деятельности. Тем не менее, следует отметить, что риск очень быстрого воспроизведения инновации на российском фармацевтическом рынке весьма велик: существующее законодательство не защищает производителя нового лекарства от появления копий: по существующему положению, охрана прав интеллектуальной собственности может касаться способа получения вещества, но не его структурной формулы, т.е. воспроизведение новой молекулы, являющейся действующим веществом нового лекарства, делается возможным с момента появления этого лекарства на рынке. Поэтому, планируя внедрение нового лекарства на российский рынок, руководство компании должно оценить риск появления копий, воспроизведенных лекарств. Такой риск определяется доступностью технологии производства, доступностью сырья, предполагаемым объемом сбыта, и т.д. Отдельно нужно упомянуть, что регистрация воспроизведенных лекарственных средств в России происходит при одобрительном отношении государственной власти – генерики дешевле оригинальных препаратов.
Внутренняя готовность руководства компании к переменам является ключевой проблемой любой инновационной деятельности. Осознание необходимости изменений и желание их осуществить – это фундамент, без которого любой проект обречен на провал. В случае новаций по местной инициативе это положение очевидно – без воли головного отделения компании они невозможны. Впрочем, краткая история фармбизнеса в России полна провалов инновационных проектов, начатых по инициативе зарубежных штаб-квартир (часть этих провалов замаскирована, что не меняет их сущности).
Несоответствие организации
фирмы новым задачам – это
круг проблем, с которыми руководство
компании сталкивается при любом
значительном изменении в деятельности
компании. Так, при внедрении нового
продукта часто возникает необходимость
в изменении структуры
Вероятно, самым сложным
для восприятия руководством головных
подразделений иностранных
Информация о работе Инновационный менеджмент в фармацевтической компании