Инновационные процессы РБ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Цель – изучение инновационных процессов в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Особенности инновационного развития на современном этапе……. 4-5
2 Факторы и движущие силы инновационного развития и модернизации Беларуси…………………………………………………… 6-7
3 Подготовка менеджеров-инноваторов……………………………….. 8-12
4 Перспективы инновационного развития Республики Беларусь……… 13-14
Заключение………………………………………………………………… 15
Список использованных источников……………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту Инновационные процессы РБ на современном этапе.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

    3 Подготовка менеджеров-инноваторов 
 

    Многочисленные  эксперты в разных странах отмечают, что уровень подготовки специалистов в мире в целом не соответствует задачам экономического и социального развития. Системы образования в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, были ориентированы на то, чтобы готовить людей, предлагающих новые технические решения. Эта задача актуальна и сегодня, но появилась и параллельная: готовить квалифицированных потребителей. Потребителей не благ, а наработанных технических решений, технологий, подходов и знаний. Люди должны научиться использовать эти наработки в конкретных ситуациях.

    Второй  вызов — вызов открытости. Если говорить про мировую систему  образования, то она недостаточно ориентирована  на внешнюю ситуацию: на потребности  общества и экономики. В каких-то странах сильнее, в каких-то слабее, но в целом везде национальные системы образования замкнуты на себя, а не на внешние запросы.

    Новые условия хозяйствования ставят на повестку дня задачу подготовки целого слоя управленцев, которые владели бы специальной системой знаний и отличались глубоким пониманием технико-экономической динамики инноваций в целом. Сегодня стало хорошим тоном говорить о модернизации и развитии. Однако красивые слова о нанотехнологиях и инновациях так и останутся лишь словами, если у нас не найдется достаточно людей, готовых управлять современным производством.

    Это обусловлено тем, что логика и  механизмы инновационного развития весьма существенно отличаются от обычной  экономической деятельности. В обычной (IV и V технологических укладов) экономике  инвестиции в развитие производства, технологии, в совершенствование продуктов рассчитаны на месяцы, в лучшем случае на несколько лет. В инновационном же секторе, где создаются и используются принципиально новые продукты и технологии, в том числе и организационные инновации, необходимо ориентироваться и планировать с горизонтом в несколько десятилетий. Это связано с инертностью инноваций и требует совершенно других и стратегий, и алгоритмов, и кадров. Для ведения обычного предпринимательства специалисты, как правило, получают второе высшее образование по специальности мастер делового администрирования (Master Business Adminstrations — MBA), в то время как развитие высокотехнологичного сектора требует мастера инновационного администрирования (Master Innovation Administration — MIA). Программы и курсы для подготовки таких специалистов только начинают разрабатываться.

    Начиная с 2010 г. программы базовой подготовки менеджеров реализуются в рамках специализации «Инновационный менеджмент»  в БГУ и БГЭУ.

    Инновационно-предпринимательский подход подготовки менеджеров.

    В исследовании, проведенном с участием Майкла Портера в начале 90-х гг. прошлого века, сделан вывод, что в  прибыльности компаний вклад менеджмента  составляет примерно 30 %, а остальное  приходится на внешние факторы: корпорацию, рынок и другие, важнейшими из которых в настоящее время является инновационное производство, основанное на современных знаниях, и реинжиниринг бизнес-процессов.

    В связи с этим возникают и новые  деятельностные установки менеджеров. Прежде всего, это инновационно-предпринимательский подход, управленческие команды, активное применение IT-инструментов, умение формировать инновационные «бизнес-машины», максимальное использование творческих возможностей персонала, развитие коммуникативных навыков (около 80 % рабочего времени менеджера связано с контактами с людьми).

    Противоречия  между традиционным бизнесом и постиндустриальным инновационным предпринимательством в настоящее время в учебном  процессе пока не учитываются. Весь инструментальный и концептуальный набор для традиционной подготовки менеджеров более соответствует старому типу хозяйствования, однако инновационно-предпринимательский подход требует изменений как в теоретической части учебных программ, так и в практической организации учебного процесса.

    В классическом менеджменте объектами  приложения знаний и навыков менеджера традиционно являются: организационная структура, технологии, совокупность стандартов качества, логистика, проектный менеджмент и т. д. Однако в современных условиях широкого применения информационных технологий составляющие этого набора становятся стандартными, а значит пригодными для реализации их в виде типовых IT-инструментов. Во всех передовых компаниях эти типовые управленческие задачи практически решены и уже не требуют постоянного внимания менеджеров, поэтому основная сфера приложения усилий и предпринимательского таланта менеджеров сегодня все более перемещается во внешнюю среду взаимодействия предприятия с партнерами. Как следствие, акцент в обучении менеджеров переносится на новые подходы, концепции и инструменты взаимодействия предприятий с внешней средой, формирования и организации работы управленческих команд, развития креативного мышления персонала.

    Инновационные «бизнес-машины».

    Необходимость акцента на формировании управленческих команд обусловлена тем, что в  современных условиях на рынках, наряду с товарами и услугами, хозяйствующие субъекты производят, обменивают, кредитуют уже не только товары и услуги, но и целые инновационные «бизнес-машины», генерирующие товарно-денежные потоки. Благодаря этому, эффективность и стоимость современных бизнесов увеличивают долговременные связи с потребителями, поставщиками, банкирами, кадровиками, связистами, транспортниками, проектировщиками и т. д. Отсюда объективно возникает необходимость командной работы по производству добавленной стоимости путем уплотнения социальных связей и взаимодействий разнопрофильных специалистов и менеджеров, отвечающих за отдельные направления деятельности предприятия.

    Одним из воплощений такого подхода является проектно-командный подход подготовки специалистов.

    Проектно-командный подход подготовки специалистов.

    Суть  проектно-командного подхода (ПКП) заключается  в формировании команд студентов (лучше  с 3-го курса) для подготовки и последующей  реализации конкретных проектов.

    Ключевая  идея ПКП состоит в организации  совместного обучения будущих специалистов путем разработки проекта, предназначенного для реализации в конкретных условиях и последующей регулярной защиты его основных положений вплоть до защиты дипломного проекта или выпускной работы (рис. 3.1).

    Инновационная цепочка «проект — студент — предприятие».

    Естественно, что отдача от такого подхода будет  заключаться не только в повышении  качества подготовки специалистов за счет увеличения доли самостоятельной  работы при подготовке проекта, но и  в одновременной наработке инновационных навыков и навыков осуществления социальных контактов при постановке задач и обсуждения их в проектной группе.

    Кроме того, такой подход будет способствовать накоплению «живой» базы проектов и  более конкретной специализации  будущих специалистов. Так появляется дополнительный стимул: реализовать в своем районе, в своем селе со своей командой свой проект, к которому студент уже достаточно «прикипел» за время его подготовки и защиты.

    Естественно, что успешность ПКП будет выше, если подобные проекты будут инициироваться и в последующем осуществляться в тесном контакте с местной администрацией и на основе государственных и местных планов социально-экономического развития [1]. 

      

    Рисунок 3.1 - Цепочка «проект — студент — предприятие»

    Примечание  – Источник: [1]. 

    Таким образом будет формироваться  цепочка «проект — студент  — предприятие».

    При таком подходе студенты будут  становится управленцами в процессе работы. Соответственно, новые стандарты  инновационного бизнес-образования  должны быть ориентированы не только на передачу знаний, но и в значительной степени на развитие управленческих навыков и формирования у студентов и магистрантов самого желания быть инноватором, а также стремления будущих менеджеров к самостоятельной предпринимательской деятельности и готовности рисковать.

    Распространено  мнение, что эти качества в совокупности составляют талант предпринимателя, которым  наделены от природы очень немногие (по оценкам экспертов, 7–8 %).

    Предпринимательский потенциал присутствует у многих студентов, потенциал предпринимателей выявляется при проведении первых же тестовых работ. Исходя из собственного опыта работы на экономическом факультете БГУ, могу утверждать, что большинство из них предпочли бы создать свою компанию и, соответственно, стремятся получить необходимую для этого подготовку. Таким образом, если в самом начале обучения выявлять, поддерживать и направлять инноваторов от природы, то многие из них в перспективе могут стать профессиональными менеджерами, способными инициировать и выполнять инновационные проекты в государственных и частных организациях.

    Естественно, решение этой сложной задачи требует  соответствующей переработки учебных  программ и организационно-технической  поддержки системы подготовки будущих  менеджеров в направлении предпринимательства, то есть нужны новые стандарты и новая модель вузовской и магистерской подготовки профессиональных менеджеров-предпринимателей, инноваторов. Трудно учиться с ощущением того, что тебя готовят на роль одного из «музыкантов» управленческого оркестра, когда вся молодая натура хочет и ищет собственный путь. Как одно из решений этой проблемы предполагается использование проектно-командного подхода подготовки специалистов.

    При этом все изменения в вузовской  подготовке современных менеджеров должны осуществляться в соответствии с требованиями системы менеджмента качества ISO 9000:2001, адаптированными к сфере образования.

    Традиционное  линейное представление об инновационной  цепочке «наука — производство —  потребление» должно уступить место  схеме «институты — механизмы — политика», подходу, который в развитых странах привел к появлению в конце 1980-х гг. концепции национальных инновационных систем [1]. 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Перспективы инновационного  развития Республики  Беларусь 
 

    Беларуси  следует сохранить и развивать достигнутый уровень интегрированности науки и производства, не допустить разрыва кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы высшего образования и организаций по разработке и производству новых конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических программ и развития фирменной науки в стране.

    Сотрудничество  в сфере науки, образования и  технологий должно быть сосредоточено в тех регионах и научных областях, которые являются особенно важными для Беларуси, или в которых компетенция белорусских ученых наиболее высока, или имеется особенно высокий потенциал для развития. Для адекватного реагирования на вызовы глобальной конкуренции Беларуси необходимо реализовать национальную стратегию, основанную на высоком интеллектуальном потенциале белорусских ученых и создании конкурентоспособной инновационной продукции.

    С этой целью Правительством Республики Беларусь разрабатывается Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и на перспективу, в которой основными стратегическими целями и задачами определены следующие:

    - развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности, разработка основных приоритетных направлений инновационной и инвестиционной деятельности;

    - повышение уровня конкурентоспособности реального сектора экономики;

    - повышение экспорта товаров, услуг, технологий;

    - рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды;

    - развитие регионов, малых и средних городов, районов;

Информация о работе Инновационные процессы РБ на современном этапе