Инновационное предпринимательство и инновационный риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:22, реферат

Описание работы

В любой сфере человеческой деятельности творчество означает производство новых идей. Интерес ко всему новому заложен у каждого человека. Чтобы сделать жизнь проще и лучше, человек способен сформулировать новые потребности и выработать новые решения для удовлетворения этих потребностей.
Неэффективность производства, конфликты в обществе, экологические проблемы, последствия стихийных бедствий -вот главные показатели, которые заставляют людей задумываться над тем, как изменить ситуацию.

Содержание

1.Инновационное предпринимательство
• Понятие инновации
• Наука - источник инноваций
• Классификация инноваций
• Интеллектуальная собственность
• Инновационный проект
• Инновационные стратегии
• Государственная поддержка инновационного предпринимательства
2. Инновационный риск
• Сущность инновационного риска
• Виды инновационных рисков
• Управление рисками в инновационной деятельности
• Сущность и основные этапы управления рисками
• Методы анализа рисков
• Методы управления рисками
• Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ИМ.docx

— 58.52 Кб (Скачать)

Лицензионные операции - главный механизм торговли объектами интеллектуальной собственности. В большинстве случаев предметом торговли лицензиями являются объекты патентного права и копирайта, права на их коммерческое и промышленное использование.

 

2. Инновационный проект

 

Основной  способ коммерциализации новых изобретений - это формирование и выполнение инновационных проектов.

Инновационный проект - это совместная работа большой команды: ученых, инновационных менеджеров, специалистов по защите интеллектуальной собственности, маркетологов, экономистов, производственников. Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Начинается он обычно там, где и сами инновационные идеи: в академическом учреждении - вузе или НИИ. Но позже он обязательно должен выйти за пределы академических стен и развернуться на заводе, фермерском хозяйстве, в медицинской клинике и т.д. Для этого должна быть решена проблема передачи прав на результаты инновационной деятельности, созданные учены ми, чтобы они, получив авторское вознаграждение за изобретение, могли и далее заниматься наукой и создавать новые изобретения, генерировать и прорабатывать новые идеи, в то время как предприниматели могли бы заниматься производством и реализацией инновационного продукта.

В самом  широком понимании инновационный  проект состоит из следующих этапов:

- формулировка научного решения - идеи проекта;

- маркетинг идеи, фиксация прав на интеллектуальную собственность;

- определение объекта для коммерциализации (ОДК);

- маркетинг ОДК;

- выработка стратегии проекта;

- составление производственного плана;

- предварительная экономическая экспертиза;

- определение недостающих ресурсов и способов их привлечения;

- выявление рисков и способов управления ими;

- составление организационного плана;

- определение команды проекта;

- бизнес-планирование;

- экспертиза бизнес-плана;

- привлечение инвестиций;

- подготовка производства;

- запуск производства.

 

Инновационные стратегии

 

Для того чтобы намного и надолго опередить  своих конкурентов, компании вырабатывают инновационные стратегии. При этом фирма может одновременно применять раз личные стратегии в различных сегментах рынка.

Выделяют  следующие стратегии: технологическое  и рыночное лидерство, «следование  за лидером», «имитация», «зависимость», «ниша».

Технологическое и рыночное лидерство - это разработка и выпуск принципиально нового продукта. Цель стратегии - добиться признания данной технологии как образца для отрасли и сохранить лидерство. Стратегия связана с огромным риском. Во-первых, уникальный продукт может быть оценен потребителем недостаточно высоко, и издержки фирмы не будут покрыты. Во-вторых, не исключено, что конкуренты быстро наладят копирование таких новинок с уникальными особенностями. Поэтому выбор стратегии лидерства должен быть тщательно взвешен.

Стратегия следования за лидером фокусируется на быстром расширении рыночной базы. Суть в том, что фирма сосредоточивается на продуктах, уже получивших признание рынка. Ведется постоянное отслеживание направлений НИОКР технологического лидера, патентуются собственные нововведения, базирующиеся на принципиальном нововведении лидера. В области маркетинга идет активное расширение клиентской базы за счет поиска потребителей, не охваченных продуктами технологического лидера.

Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их развитии. Фирма не несет расходов на исследования и поэтому может добиться значительного снижения издержек, а следовательно - высокой рентабельности. Основное внимание уделяется скорейшему освоению технологии и запуску товара в производство.

Стратегия зависимости - предельный случай стратегии имитации. Фирма сосредоточивает усилия лишь на производстве и маркетинге. Такие стратегии характерны для совместных производств и подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки.

Стратегия «ниши» заключается в поиске ниши на рынке, не привлекательной по масштабу продаж для крупной компании, но достаточной, чтобы обеспечить существование и развитие небольшой фирмы. От фирмы требуется достаточное внимание к ОКР и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требование заказчиков.

 

Государственная поддержка  инновационной деятельности

 

Большинство промышленно развитых стран мира считает инновационную деятельность залогом своей национальной безопасности и экономической стабильности, а  потому поддерживает развитие науки  и внедрение инноваций в экономику  разными способами. Наиболее распространенными  способами поддержки инновационной  деятельности в мире являются:

1. Создание инкубаторов бизнеса, технопарков, заводов-технологий.

2. Обучение и подготовка кадров за счет государства.

3. Уменьшение суммы налога для предприятий, создающих и внедряющих инновации.

4. Беспроцентные ссуды или льготные кредиты, гранты.

 

Технопарки, инновационно-технологические центры и инкубаторы бизнеса- это организации, обычно тесно связанные с научными учреждениями (вузами и НИИ) Основная их задача - поддержка инновационного бизнеса. Решается она по-разному: через предоставление малым предприятиям, которые внедряют инновационные технологии, льгот по аренде офисных и производственных помещений, оборудования; оказание консалтинговых и рекламных услуг бесплатно или на льготной основе; выделение ссуд, кредитов, грантов.

Таким образом происходит «выращивание» новых фирм, оказания им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии их развития, когда они могут совершать фатальные для них ошибки.

Во многих промышленно развитых странах, согласно законодательству, инвестиции компании в научные исследования значительно  уменьшают сумму налогов, которые  необходимо заплатить.

Грант - это  средства, безвозмездно передаваемые фондом, правительственным учреждением, программой какой-либо организации  или частному лицу для выполнения конкретной работы. В нашем контексте - для выполнения инновационного проекта. Для получения гранта нужно составить  заявку - письменное обоснование необходимости выделения гранта на финансирование определенного проекта. Заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в Ваш проект, и пишется в соответствии с определенной формой, установленной организацией, предоставляющей грант. В отличие от бизнес-плана заявка может быть подана и на некоммерческий проект, ориентированный не на получение прибыли, а на достижение социально-значимого результата.

 

 

 

 

Сущность инновационного риска

 

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает при:

1.внедрении  более дешевого метода производства  товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В подобной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

2. создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием старого оборудования;

3. производстве нового товара (услуги) при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.

В литературе по теории бизнеса часто можно  встретить термины «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.

Виды инновационных рисков

Неизбежным условием хозяйствования является неопределенность. Инновационная  деятельность в большей степени, нежели другие направления предпринимательства, сопряжена с риском. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры проблема риска возникновения потерь при вложении фирмой средств в инновации становится особенно актуальной.

Можно выделить несколько видов  риска, наиболее характерных для  современных условий:

1. Риски ошибочного выбора инновационных  проектов. Причинами возникновения  данного вида рисков может  служить недостаточно обоснованный  выбор приоритетов экономической  и рыночной стратегии предприятия.  Это возможно, например, в случае  преобладания кратко-срочных интересов  при принятии решений над долгосрочными (желание быстрее распределить прибыль между собственниками делает менее вероятным увеличение доли продукции предприятия на рынке через несколько лет). Могут быть ошибочно оценены перспективы положения предприятия на рынке, его финансовая устойчивость (желание нарастить прибыль за счет увеличения объема продаж. выгодного. продукта может, при резком ухудшении финансового состояния и изменении конъюнктуры рынка, привести к дополнительным расходам на освоение ресурсосберегающих технологий). Кроме того, зачастую автор инновационного проекта переоценивает его значимость для потребителя - в этом случае причиной возникновения риска служит ошибочная оценка рынка потребления.

2. Риск необеспечения инновационного  проекта достаточным уровнем  финансирования. Включает в себя  риск недополучения средств для разработки проекта (фирма не смогла привлечь инвесторов из-за некорректно составленного бизнес-плана проекта) и риск не-правильного выбора источников финансирования (невозможность осуществления проекта за счет собственных средств, отсутствие доступных источников заемных средств и пр.)

3. Риск неисполнения хозяйственных  договоров. Так же может быть нескольких видов: риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае резкого изменения экономической конъюнктуры), риск заключения договоров на не очень выгодных условиях (при диктате поставщика либо при отсутствии достаточного опыта у фирмы), риск заключения договоров с недееспособными (неплатежеспособными) партнерами, риск невыполнения партнерами договорных обязательств в срок (преимущественно зависит от резких колебаний экономической конъюнктуры).

4. Маркетинговые риски текущего  снабжения и сбыта. Эта группа  достаточно обширна. В большинстве  случаев определяется недостаточным  уровнем профессионализма маркетинговых  служб предприятия, либо вообще  отсутствием таковых. 

5. Риск, связанный с обеспечением  прав собственности. Проблема  возникновения этого вида риска  особенно актуальна для предприятий,  производящих инновационную продукцию.  Основной причиной его возникновения  у российских предприятий служит  несовершенство патентного законодательства (получение патента (лицензии) с  опозданием, короткий срок действия  патента и пр.)

 

 

 

 

Управление рисками  в инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность происходит в условиях высокой неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности.

Под риском инновационной деятельности понимается многообразие ее промежуточных и  окончательных результатов, которые  имеют различную оценку в глазах инноваторов, инвесторов и других участников инновационных процессов.

Развитие  рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

 

Сущность и основные этапы управления рисками

 

Под управлением рисками в инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели.

Информация о работе Инновационное предпринимательство и инновационный риск