Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:49, реферат
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 5
2. МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Утверждение региональных приоритетов является основанием для финансовой поддержки научно-технической деятельности за счет бюджетных средств области или республики, а также за счет средств федерального бюджета в случае долевого финансирования программ и проектов, для формирования государственного заказа на исследования и разработки, на поддержку инновационной деятельности.
Развитие кадрового потенциала. Задачи, связанные с формированием и распределением трудовых ресурсов при реализации стратегии экономического развития региона требуют всестороннего и глубокого научного обеспечения, направленного, в первую очередь, на создание достоверной динамической модели кадровой структуры экономики и социальной сферы с учетом демографических процессов, стратегического и оперативного прогнозов развития региона.
Воспроизводство научных кадров является одним из основных факторов устойчивого развития научно-технического потенциала субъекта. Система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями и приоритетами развития научно-технической сферы. Комплексное решение проблемы кадров для инновационного развития требует организации подготовки и переподготовки кадров специалистов, с учетом требований развивающейся экономики.
Развитие информационного обеспечения. Информационное обеспечение научной деятельности является важным аспектом интеграции субъекта в федеральную и даже систему разделения труда в сфере науки и техники и возрастанию ее роли в решении проблем современной цивилизации. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой — обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой, а также должно повысить качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов в регионах.
Финансово-экономическое
обеспечение научно-
Нужно, чтобы в законодательном порядке было обеспечено финансирование из регионального бюджета расходов на проведение фундаментальных исследований, выполнение высокоэффективных прикладных исследований и разработок, развитие инновационной инфраструктуры.
Важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывают возможности формирования межрегиональной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов.
Развитие региональной инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.
Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает создание информационно-технологичеких центров, центров трансфера технологий, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, сети других организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе.
Инфраструктурные
функции могут выполнять как
малые организации, созданные на
базе действующих научных и
Можно выделить следующие общие принципы формирования инновационной инфраструктуры региона:
Система
производственно-
Система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов. При переходе к рыночной системе отношений и к коммерциализации научной продукции необходима система независимой экспертизы. По этой причине создание в регионе учреждения, осуществляющего независимую экспертизу научной продукции, является важной составной частью инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Экспертиза научной продукции должна быть обязательным элементом экспертного отбора проектов, исполнителей научных исследований и разработок в региональные и федеральные целевые программы.
Система сертификации наукоемкой продукции. Система контроля качества научно-технических услуг и инновационной продукции является необходимым условием деятельности рынка научных услуг. Эта система должна обеспечивать контроль качества инновационной продукции на основании федерального законодательства о техническом регулировании, удостоверять соответствие продукции нормативно установленным требованиям и техническим условиям, предоставлять осваивающим и производящим данную продукцию организациям широкий спектр услуг в области метрологии, стандартизации и т.п. Сертификация продукции включает экспертизу потребительских свойств продукции, удостоверяет соответствие продукции требованиям рынков предстоящей реализации продукции.
Система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции. Эта система призвана решать двуединую задачу — обеспечивать занятие и последовательное расширение на рынке определенного сегмента ("ниши") для создаваемых разработок и продукции при одновременном сохранении и эффективной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этих разработок и производителями продукции. Она должна включать в себя маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу. В распоряжении органов власти региона должны быть такие инструменты продвижения, как предоставление выставочных площадей, организация презентаций, поддержка специализированных изданий, организация взаимодействия потенциальных потребителей с производителями продукции, создание специализированных организаций по предоставлению информации об инновациях. Важным инструментом системы продвижения на рынок наукоемкой продукции является и государственная поддержка новых рынков со стороны спроса.
Таким образом, каждая из перечисленных систем, входящих в инфраструктурный комплекс научно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных или многофункциональных организаций, которые будут обеспечивать работу данных механизмов.
Формирование инновационной инфраструктуры любого региона или области должно осуществляться в тесной взаимосвязи с инфраструктурами соседних регионов, соответствующего федерального округа, страны в целом. Региональная инфраструктура должна рассматриваться как составная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационной системы.
Экономическое развитие регионов в современных условиях зависит от их научно-технического и инновационного потенциала, который определяется уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии. В этой связи актуальной является задача повышения эффективности действующих механизмов и региональных методов управления научно-технической и инновационной деятельностью.
Для обеспечения условий устойчивого развития экономики страны на основе развития инновационной деятельности, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена федерально-региональная инновационная политика, предусматривающая развитие региональных инновационных программ.
Эффективность
инновационной деятельности во многом
определяется инновационной инфраструктурой.
Поэтому инновационная
В настоящее время для всех областей и республик многих стран достаточно острой остается проблема формирования развитой инновационной инфраструктуры, отсутствие которой препятствует коммерциализации и распространению результатов исследований и разработок. В регионах созданы лишь ее отдельные элементы.
Поэтому
одной из наиболее актуальных задач
на современном этапе