Инновационная система региона как часть региональной социально-экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:49, реферат

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 5
2. МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 42.06 Кб (Скачать)

      Утверждение региональных приоритетов является основанием для финансовой поддержки научно-технической деятельности за счет бюджетных средств области или республики, а также за счет средств федерального бюджета в случае долевого финансирования программ и проектов, для формирования государственного заказа на исследования и разработки, на поддержку инновационной деятельности.

      Развитие  кадрового потенциала. Задачи, связанные с формированием и распределением трудовых ресурсов при реализации стратегии экономического развития региона требуют всестороннего и глубокого научного обеспечения, направленного, в первую очередь, на создание достоверной динамической модели кадровой структуры экономики и социальной сферы с учетом демографических процессов, стратегического и оперативного прогнозов развития региона.

      Воспроизводство научных кадров является одним из основных факторов устойчивого развития научно-технического потенциала субъекта. Система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями и приоритетами развития научно-технической сферы. Комплексное решение проблемы кадров для инновационного развития требует организации подготовки и переподготовки кадров специалистов, с учетом требований развивающейся экономики.

      Развитие  информационного  обеспечения. Информационное обеспечение научной деятельности является важным аспектом интеграции субъекта в федеральную и даже систему разделения труда в сфере науки и техники и возрастанию ее роли в решении проблем современной цивилизации. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой — обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой, а также должно повысить качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов в регионах.

      Финансово-экономическое  обеспечение научно-технической  и инновационной деятельности. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется за счет государственных и рыночных источников. Задача органов власти региона состоит в совершенствовании механизма государственных закупок научно-технических услуг, в стимулировании платежеспособного спроса научных услуг, привлечении внебюджетных средств на научную и инновационную деятельность, создании региональных и межрегиональных специализированных организаций, предоставляющих финансовые ресурсы (кредиты).

      Нужно, чтобы в законодательном порядке было обеспечено финансирование из регионального бюджета расходов на проведение фундаментальных исследований, выполнение высокоэффективных прикладных исследований и разработок, развитие инновационной инфраструктуры.

      Важнейшим условием активизации инновационной  деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывают возможности формирования межрегиональной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов.

      Развитие  региональной инновационной  инфраструктуры. Инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

      Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

      Развитие  инновационной инфраструктуры предусматривает  создание информационно-технологичеких центров, центров трансфера технологий, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, сети других организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе.

      Инфраструктурные  функции могут выполнять как  малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных  учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной  материальной и кадровой базой. Неотъемлемой составляющей инновационной инфраструктуры региона должна быть инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

      Можно выделить следующие общие принципы формирования инновационной инфраструктуры региона:

  • инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса;
  • инновационная инфраструктура должна быть способна к быстрой адаптации к изменениям спроса на инфраструктурные услуги по объему, составу и качеству;
  • организации инновационной инфраструктуры должны координировать свои действия при оказании услуг (работать не как отдельные организации, а как единый механизм), а также взаимодействовать с аналогичными организациями из других регионов;
  • при формировании инфраструктуры необходимо опираться на отечественный и зарубежный опыт.

      Система производственно-технологической  поддержки. Система производственно-технологической поддержки научно-технической деятельности создается как в целях поддержки собственно сферы научных исследований и разработок, так и в целях организации опытного производства. Элементами системы должны стать лизинговые организации, технопарки, объединения по совместному использованию дорогостоящего научного оборудования.

      Система экспертизы научно-технических  и инновационных  программ и проектов. При переходе к рыночной системе отношений и к коммерциализации научной продукции необходима система независимой экспертизы. По этой причине создание в регионе учреждения, осуществляющего независимую экспертизу научной продукции, является важной составной частью инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Экспертиза научной продукции должна быть обязательным элементом экспертного отбора проектов, исполнителей научных исследований и разработок в региональные и федеральные целевые программы.

      Система сертификации наукоемкой продукции. Система контроля качества научно-технических услуг и инновационной продукции является необходимым условием деятельности рынка научных услуг. Эта система должна обеспечивать контроль качества инновационной продукции на основании федерального законодательства о техническом регулировании, удостоверять соответствие продукции нормативно установленным требованиям и техническим условиям, предоставлять осваивающим и производящим данную продукцию организациям широкий спектр услуг в области метрологии, стандартизации и т.п. Сертификация продукции включает экспертизу потребительских свойств продукции, удостоверяет соответствие продукции требованиям рынков предстоящей реализации продукции.

      Система продвижения на рынок  научно-технических  разработок и наукоемкой продукции. Эта система призвана решать двуединую задачу — обеспечивать занятие и последовательное расширение на рынке определенного сегмента ("ниши") для создаваемых разработок и продукции при одновременном сохранении и эффективной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этих разработок и производителями продукции. Она должна включать в себя маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу. В распоряжении органов власти региона должны быть такие инструменты продвижения, как предоставление выставочных площадей, организация презентаций, поддержка специализированных изданий, организация взаимодействия потенциальных потребителей с производителями продукции, создание специализированных организаций по предоставлению информации об инновациях. Важным инструментом системы продвижения на рынок наукоемкой продукции является и государственная поддержка новых рынков со стороны спроса.

      Таким образом, каждая из перечисленных систем, входящих в инфраструктурный комплекс научно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных или многофункциональных организаций, которые будут обеспечивать работу данных механизмов.

      Формирование  инновационной инфраструктуры любого региона или области должно осуществляться в тесной взаимосвязи с инфраструктурами соседних регионов, соответствующего федерального округа, страны в целом. Региональная инфраструктура должна рассматриваться как составная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационной системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Экономическое развитие регионов в современных  условиях зависит от их научно-технического и инновационного потенциала, который  определяется уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии. В этой связи актуальной является задача повышения эффективности действующих механизмов и региональных методов управления научно-технической и инновационной деятельностью.

      Для обеспечения условий устойчивого развития экономики страны на основе развития инновационной деятельности, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена федерально-региональная инновационная политика, предусматривающая развитие региональных инновационных программ.

      Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества.

      В настоящее время для всех областей и республик многих стран достаточно острой остается проблема формирования развитой инновационной инфраструктуры, отсутствие которой препятствует коммерциализации и распространению результатов исследований и разработок. В регионах созданы лишь ее отдельные элементы.

      Поэтому одной из наиболее актуальных задач  на современном этапе экономического развития регионов является построение грамотной инновационной политики, развитие полноценной инновационной системы. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванова Е.Н. Общие подходы к формированию региональной инновационной политики: Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы» /Е.Н. Иванова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.
  2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /Под редакцией Л.Н. Огалевой. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 238 с.
  3. Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке /Т.А.Исмаилов, Г.С.Гамидов //Инновации. — 2003. — № 1. — С. 34-38.

Информация о работе Инновационная система региона как часть региональной социально-экономической системы