Инновационная система региона как часть региональной социально-экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:49, реферат

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 5
2. МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 42.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,  
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Факультет Информационных технологий и программирования

Реферат

по предмету «Менеджмент»

на тему «Инновационная система региона как часть  региональной социально-экономической  системы» 
 
 
 

 
   
Выполнил:

студент дневного отделения

гр. 2522_____

И. В. Викторов____

 
 
 
 

Санкт–Петербург

2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 5

2. МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Проведение  активной государственной инновационной  политики решает главную задачу: преодолеть разрыв между научно-технической сферой, олицетворяемой, в основном, государством, и промышленной сферой, олицетворяемой частным бизнесом и создать эффективную систему трансформации научно-технических заделов в наукоёмкую, конкурентоспособную продукцию. Существенно увеличивается доля отечественной высокотехнологичной производственно-технической продукции и продукции потребительского спроса, как в экспорте, так и во внутреннем потреблении.

     Управление  региональным инновационным процессом  происходит посредством выработки региональной инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.

     Региональная  инновационная политика — составная  часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

     Безусловно, наблюдается некая теоретическая  и методологическая схожесть подходов к изучению инновационной системы,  как региона, так и государства. Это объяснимо, поскольку инновационные  процессы, возникающие как в национальной инновационной системе, так и в региональной одинаковы. Однако, именно изучение инновационной системы региона обеспечивает тот необходимый уровень детализации научного знания, который позволяет учесть специфику и особенности каждой отдельной территории в рамках государства,  а значит – создает объективные предпосылки для более эффективного управления системы в целом. 

     В развитие концепций региональных инновационных  системы (РИС) свой вклад внесли такие исследователи как: В.В.Иванов, А.Ф. Суховей, И.М. Голова, Н.И. Иванова, П. Линдхольм, С. Клёсова, С.Никитенко.

 

  1.   МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.  

     В региональной инновационной системе  можно выделить три основных уровня:

  1. Уровень I «Основная деятельность»
  2. Уровень II«Обеспечивающая деятельность»
  3. Уровень III«Управление инновационной системой».

     Так, на первом уровне выделяется основная деятельность, т.е. тот вид деятельности, который обеспечивает основной объем  инновационной наукоемкой продукции в валовой региональный продукт(ВРП). Так в регионе, с инновационно-ориентированной промышленностью, которая активно участвует в стимулировании и формировании профиля научно-технического задела, что обеспечивает в свою очередь значительную долю инновационной продукции на предприятии – на уровне основной деятельности можно выделить малый, средний и крупный бизнес (в зависимости от того, который преобладает в данном субъекте федерации).

     Ситуация  изменится, если в регионе определенную долю в ВРП составляет научно-образовательный комплекс, тогда на уровень основной деятельности помимо промышленности, выйдет образование – как один из видов инновационной сферы (результатом инновационной образовательной деятельности являются специалисты, обладающие такими областями компетенции, которые востребованы за пределами региона, а также инновационные образовательные технологии и продукты), и прикладная наука, которая активно коммерциализует свои разработки, и реализует их вне территорий, где они разрабатывались, а также оказывает различного рода научно-технические услуги. Таким образом, выделяя уровень основной деятельности можно увидеть специфику той или иной региональной инновационной системы, что является, на наш взгляд, значительным преимуществом данной модели.

     Кроме того, в рамках основной деятельности выделяются два сегмента: продукты и услуги,  что позволяет выделить ещё один уровень специфики региона, поскольку если в регионе развит научно-образовательный комплекс (НОК), соответственно большую долю будут занимать различного рода инновационные  услуги. Кроме того, согласно данным статистики европейских стран, в государствах, которые активно формируют экономику, основанной на знаниях большую часть в ВРП занимают научно-технические услуги, что является признаком наличия инновационного процесса на территории.

     На  следующий уровень в данной модели выходит обеспечивающая деятельность, которая «обслуживает» функционирование инновационного процесса в регионе. Так, на этом уровне можно выделить образование – как источник квалифицированных  кадров, для удовлетворения потребности  в трудовых ресурсах региональной инновационной  системы.  Далее, сфера фундаментальной  науки, которая реализуется как  в вузовских, так и в академических государственных институтах, которая служит генератором идей для инновационной деятельности. И, наконец, элементы инновационной инфраструктуры, значение которых трудно переоценить, так как они способствуют продвижению на рынок результатов научной деятельности институтов. Причем, имеются в виду элементы инфраструктуры как внутри образовательных и научных учреждений, так и суверенные.

     Третьим уровнем в данной модели является уровень регионального управления, который занимаются координацией, стимулированием  инновационной деятельности в рамках региона, а также формирует стратегическую инновационную политику территории.

           Важным элементом  РИС является рынок, который может являться как внутренним сегментом, так и внешним по отношению к самой системе. Причем необходимым условием эффективности функционирования инновационной системы региона является наличие институциональных связей данного элемента со всеми другими компонентами системы.

     РИС является внутренней системой, которой  необходимы входные (информационные ресурсы, финансовые ресурсы и т.д.) и выходные (специалисты, инновационная продукция, услуги т.д.) параметры для взаимодействия с государственной инновационной системой.

     Наличие параметров входа и выхода системы позволяет оценить ресурсный потенциал системы и построить её профиль (научный, технологический, торговый), проанализировав результаты деятельности, которые она экспортирует. Кроме того, результаты деятельности системы могут быть разделены в зависимости от того уровня, на котором они формируются. Так, например, на уровне обеспечивающей деятельности во внешнюю среду инновационная система «впрыскивает»  как результат образовательной деятельности: инновационные образовательные технологии, специалистов; как результат деятельности фундаментальной науки: научные знания, патенты; как результат деятельности организаций инфраструктуры: опыт организации и функционирования подобных структур.

     Инновационная система территории, хоть и является внутренней системой, как было сказано выше, находится не в замкнутом пространстве, а функционирует как минимум в двух системах более высокого порядка.

     Во–первых, региональная инновационная система  является частью социально-экономической системы, в рамках которой она функционирует, откуда и поступает основной поток ресурсов, кроме того, непосредственно эффективная жизнедеятельность инновационной системы способствует активному экономическому росту, а значит изменению качественных характеристик социально–экономической системы.

     Во-вторых, региональная система является частью национальной инновационной системы, которая не только формирует вектор дальнейшего развития инновационных систем региона, но и напрямую зависит от качества функционирования систем территорий (учитывая принцип синергии).

     Так как региональная инновационная  система, является открытой системой, соответственно можно выделить внешние факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и функционирование системы в целом.  

 

  1. МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

      Для правильного функционирования РИС  необходимо придерживаться определённой политики. Рассмотрим основные механизмы реализации региональной научно-технической и инновационной политики.

      Концентрация  на приоритетных направлениях. С целью концентрации ресурсов на важнейших направлениях социального и экономического развития в регионах устанавливаются приоритетные направления научно-технической деятельности. Отбор приоритетных направлений и критических технологий включает: анализ результатов научно-технической деятельности региона и мировых тенденций научно-технического прогресса, прогнозирование потребностей в научной продукции, формирование предложений по региональным приоритетам, определение критериев отбора и проведение экспертной оценки, согласование и утверждение.

      Основаниями для установления приоритетов являются:

  • перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечень критических технологий Российской Федерации;
  • предложения научной общественности региона;
  • данные инновационного прогноза (в части организации выпуска конкурентной наукоемкой продукции);
  • направления программ социально-экономического развития и результаты их исполнения, а также другая информация о потребностях экономики.

      В прогнозах и программах развития делается оценка ресурсных возможностей региона, опыта реализации научно-технической и инновационной политики других регионов России и экономически развитых стран. При рассмотрении предложений учитывается наличие научно-технической и промышленной базы для их реализации, наличие финансовых или иных ресурсных ограничений. При установлении региональных приоритетов научно-технической деятельности необходимо исходить из перспектив освоения промышленностью рыночных ниш с помощью внедрения новых технологий, а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических).

      Приоритеты  оформляются документально в  виде утвержденного органами власти соответствующего субъекта перечня направлений научно-технической деятельности, включая критические технологии, или в виде региональной научно-технической программы, либо раздела региональной программы социально-экономического развития.

Информация о работе Инновационная система региона как часть региональной социально-экономической системы