Инновационная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Описание работы

Уже более десяти лет проблема диверсификации структуры российской экономики и снижения ее зависимости от природных ресурсов стоит на повестке дня российской экономической политики. Даже в относительно благополучные предкризисные годы существовало широко распространенное понимание того, что экономический рост был обеспечен кратковременными факторами, и глобальный экономический кризис 2008-2009 года продемонстрировал уязвимость такой модели. России необходимо осуществить переход к устойчивому, основанному на инновациях росту. Признавая этот факт, правительство страны все больше внимания уделяет модернизации, и, в частности, инновациям, как залогу успешного развития страны в долгосрочной перспективе.
Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определя

Работа содержит 1 файл

Направления и методы реализации инновационной политики в России.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Введение

Уже более  десяти лет проблема диверсификации структуры российской экономики  и снижения ее зависимости от природных  ресурсов стоит на повестке дня российской экономической политики. Даже в относительно благополучные предкризисные годы существовало широко распространенное понимание того, что экономический рост был обеспечен кратковременными факторами, и глобальный экономический кризис 2008-2009 года продемонстрировал уязвимость такой модели. России необходимо осуществить переход к устойчивому, основанному на инновациях росту. Признавая этот факт, правительство страны все больше внимания уделяет модернизации, и, в частности, инновациям, как залогу успешного развития страны в долгосрочной перспективе.

Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации  концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. 

Государственная инновационная политика РФ формируется  и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

  • признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
  • обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
  • концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
  • создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
  • создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
  • активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
  • укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
  

     Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной  исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.     Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. 

Направления инновационной политики.  

К основным направлениям государственной инновационной  политики сегодня относят:

  • разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;
  • комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
  • введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;
  • реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа базовых технологий, оказывающих влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;
  • использование технологий двойного назначения, применяемых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
 

Механизмы реализации инновационной  политики в России   

Главными  методами реализации инновационной  политики являются:

  • формирование институциональных и законодательных условий для внедрения инноваций. В законодательном плане предусматриваются меры по разработке правовых актов - федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ, постановления Правительства РФ о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;
  • государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
  • совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. Речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и изменении налоговой политики с целью увеличения амортизационных фондов предприятий в качестве источника инвестиций в инновации;
  • создание совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску и реализации наукоемкой продукции, продвижение отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
  • обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования для реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии для освоения новейшей продукции;
  • консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами - ЕС, СНГ и др. государствами;
  • развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для частных инвесторов.

Сильные и слабые стороны  российской инновационной  системы

С одной  стороны, инновационная система России обладает такими важными преимуществами, как высокий общий уровень образования населения и устойчиво высокий уровень развития в нескольких областях науки и технологий. Последние политические инициативы по дальнейшему развитию этих ресурсов сами по себе являются признаком силы, поскольку свидетельствуют о серьезности намерений правительства сделать инновации ключевым национальным приоритетом.

С другой стороны, эффективность инновационной  системы России подрывается несколькими  факторами. Среди них — очень низкий уровень исследовательской и инновационной активности на предприятиях, плохие рамочные условия для инноваций (особенно недостаток конкуренции, слабые регламенты, коррупция и низкий уровень доверия) и неэффективная инфраструктура.

Переход к ориентированной на предприятия инновационной системе

Первостепенной целью российской инновационной политики должно стать смещение «центра тяжести» национальной инновационной системы от государственного сектора науки к ориентированным на производство предприятиям, как государственным, так и частным.

Появлению ориентированной на предприятия  инновационной системы препятствуют различные факторы, в том числе  организационное отделение исследований и разработок от производства в промышленном секторе — наследие советской системы. Основное препятствие кроется в самих предприятиях — им не хватает потенциала для инновационной деятельности и освоения инноваций, их связи с государственными научными организациями и университетами недостаточно сильны, и, самое главное, легкий доступ к ресурсным рентам снижает стимул к инновационной деятельности.

Всеобъемлющая и сбалансированная инновационная политика

Эти препятствия  свидетельствуют о необходимости  осуществлять всеобъемлющую инновационную  политику, которая бы не ограничивалась государственной поддержкой научных исследований. Необходим общегосударственный подход к инновационной политике, который обеспечит более высокий уровень координации между различными министерствами и учреждениями. Государственная политика также должна быть сбалансированной в нескольких аспектах:

Прежде  всего, политика должна поддерживать инновации, как на крупных, так и на малых  и средних предприятиях, поскольку  и те и другие играют решающую роль в инновационных системах и часто  дополняют друг друга.

  • Во-вторых, необходимо более глубокое признание масштаба и преимуществ инноваций на низкотехнологических производствах и в секторах услуг. Текущая инновационная политика чрезмерно сконцентрирована на высоких технологиях, а значит оставляет без внимания большую часть российской экономики.
  • В-третьих, инновационная система должна стать более открытой для иностранных источников знаний, которые будут не заменять российские источники, а дополнять их. Российская научная политика все больше ориентируется на более широкое международное сотрудничество, такая же открытость необходима, чтобы обеспечить более высокий уровень знаний и накопление инновационного потенциала на предприятиях.
  • В-четвертых, политика должна уделять больше внимания спросу на создание знаний. До настоящего времени философия активного продвижения технологий сильно влияет на инновационную политику, смещая акцент в сторону предложения. Такая ориентация имеет серьезные ограничения в условиях рыночной экономики, где знания потребителей играют решающую роль в формировании инноваций.
  • И наконец, необходимо найти оптимальный баланс в политике между конкуренцией и консолидацией промышленности. Оба этих фактора могут содействовать инновациям, но перевес в сторону какого-либо из них будет тормозить инновационную деятельность.
 

Действия  ради перемен

Устанавливая  баланс в инновационной политике, России необходимо создать уполномоченных носителей изменений. Федеральное  правительство не может и не должно пытаться взять всю тяжесть груза  на себя; вместо этого необходимо дать другим возможность проявить инициативу при помощи соответствующих стимулов. В некоторых случаях для этого потребуется значительное содействие накоплению потенциала, например, на региональном уровне, где у властей часто не хватает необходимых возможностей, чтобы разрабатывать и внедрять целенаправленную инновационную политику.

Лицам, разрабатывающим политику, также  необходимо иметь в виду альтернативные издержки, связанные с каким-либо вмешательством. Например, проект «Сколково» направлен на консолидацию усилий по привлечению крупных иностранных предприятий технического профиля и должен стать моделью для демонстраций и инкубатором для политических экспериментов. Однако не следует забывать, что он также является дорогостоящей инициативой, которая доминирует в инновационной полемике в России. Таким образом, «Сколково» может отвлечь внимание и ресурсы от столь необходимых реформ в других важных сферах.

Информация о работе Инновационная политика в России