Введение
Уже более
десяти лет проблема диверсификации
структуры российской экономики
и снижения ее зависимости от природных
ресурсов стоит на повестке дня российской
экономической политики. Даже в относительно
благополучные предкризисные годы
существовало широко распространенное
понимание того, что экономический рост
был обеспечен кратковременными факторами,
и глобальный экономический кризис 2008-2009
года продемонстрировал уязвимость такой
модели. России необходимо осуществить
переход к устойчивому, основанному на
инновациях росту. Признавая этот факт,
правительство страны все больше внимания
уделяет модернизации, и, в частности,
инновациям, как залогу успешного развития
страны в долгосрочной перспективе.
Государственная
инновационная политика – это составная
часть социально-экономической политики,
которая выражает отношение государства
к инновационной деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти РФ в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники. Представляется в разрабатываемых
правительством Российской Федерации
концепции социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу и программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Государственная
инновационная политика РФ формируется
и осуществляется исходя из следующих
основных принципов:
- признание
приоритетного значения
инновационной деятельности
для повышения эффективности уровня технологического
развития общественного производства,
конкурентоспособности наукоемкой продукции,
качества жизни населения и экономической
безопасности;
- обеспечение
государственного регулирования
инновационной деятельности
в сочетании с эффективным
функционированием
конкурентного механизма
в инновационной сфере;
- концентрация
государственных ресурсов
на создании и распространении
базисных инноваций, обеспечивающих
прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание
условий для развития
рыночных отношений
в инновационной сфере
и пресечение недобросовестной
конкуренции в процессе
инновационной деятельности;
- создание
благоприятного инвестиционного
климата при осуществлении инновационной
деятельности;
- активизация
международного сотрудничества
РФ в инновационной
сфере;
- укрепление
обороноспособности
и обеспечение национальной
безопасности государства
в результате осуществления
инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной
инновационной политики Российской Федерации обеспечивают
органы государственной исполнительной
власти Российской Федерации, назначаемые Правительством
Российской Федерации. Инновационная
политика субъектов Российской Федерации
формируется и реализуется органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
с учетом государственной инновационной
политики Российской Федерации и интересов
регионов. К разработке и реализации государственной
инновационной политики могут привлекаться
общественные объединения, действующие
в пределах полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации.
Направления
инновационной политики.
К основным направлениям
государственной инновационной
политики сегодня относят:
- разработку
нормативно-правового обеспечения инновационной
деятельности, механизмов ее стимулирования,
защиты интеллектуальной собственности
и введения ее в хозяйственный оборот;
- комплексную
поддержку инновационной деятельности,
развитие производства, повышения конкурентоспособности
и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие
инфраструктуры инновационного процесса,
включая систему информационного обеспечения,
экспертизу, сертификацию и продвижение
разработок, систему подготовки и переподготовки
кадров. Отставание имеет в своей основе
не низкий потенциал отечественных исследований
и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей
к внедрению новшеств как способа конкурентной
борьбы;
- развитие
малого инновационного предпринимательства
путем формирования благоприятных условий
для высокотехнологичных организаций
и оказания им на начальном этапе государственной
поддержки;
- введение
конкурсного отбора инновационных проектов
и программ. Реализация небольших и быстро
окупаемых инновационных проектов с участием
частных инвесторов при поддержке государства
позволяет поддержать перспективные производства,
увеличить приток частных инвестиций;
- реализацию
приоритетных направлений инновационной
политики через выбор небольшого числа
базовых технологий, оказывающих влияние
на эффективность производства и рост
конкурентоспособности продукции;
- использование
технологий двойного назначения, применяемых
как для производства вооружений и военной
техники, так и для продукции гражданского
назначения.
Механизмы
реализации инновационной
политики в России
Главными методами
реализации инновационной политики являются:
- формирование
институциональных и законодательных
условий для внедрения инноваций. В законодательном
плане предусматриваются меры по разработке
правовых актов - федерального закона
об инновационной деятельности и государственной
инновационной политике в РФ, постановления
Правительства РФ о неотложных мерах по
развитию рынка интеллектуальной собственности
и вовлечению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности и др.;
- государственная
поддержка и стимулирование инвесторов,
вкладывающих средства в высокотехнологичное
производство, а также организаций различных
форм собственности (в период освоения
ими инноваций) за счет введения налоговых
льгот, государственных гарантий и кредитов;
- совершенствование
налоговой системы с целью создания условий
для ведения инновационной деятельности
всеми субъектами независимо от форм собственности
и видов финансирования. Речь идет об уточнении
налогооблагаемой базы и изменении налоговой
политики с целью увеличения амортизационных
фондов предприятий в качестве источника
инвестиций в инновации;
- создание
совместных с иностранными партнерами
предприятий по выпуску и реализации наукоемкой
продукции, продвижение отечественных
инноваций за рубежом, совершенствование
выставочно-ярмарочной деятельности,
вхождение в международные информационные
системы для обмена информацией по инновационным
проектам;
- обеспечение
в зарубежных кредитных линиях квот для
развития инновационной инфраструктуры,
закупки оборудования для реализации
инновационных проектов под гарантии
государства и лицензий на высокоэффективные
технологии для освоения новейшей продукции;
- консолидация
усилий органов государственной власти
и частных инвесторов, направленных на
организацию взаимодействия со странами
- ЕС, СНГ и др. государствами;
- развитие
лизинга наукоемкого уникального оборудования;
- выделение
прямых государственных инвестиций для
реализации инновационных программ и
проектов, имеющих общенациональный характер,
но непривлекательных для частных инвесторов.
Сильные
и слабые стороны
российской инновационной
системы
С одной
стороны, инновационная система России
обладает такими важными преимуществами,
как высокий общий уровень образования
населения и устойчиво высокий уровень
развития в нескольких областях науки
и технологий. Последние политические
инициативы по дальнейшему развитию этих
ресурсов сами по себе являются признаком
силы, поскольку свидетельствуют о серьезности
намерений правительства сделать инновации
ключевым национальным приоритетом.
С другой
стороны, эффективность инновационной
системы России подрывается несколькими
факторами. Среди них — очень
низкий уровень исследовательской и инновационной
активности на предприятиях, плохие рамочные
условия для инноваций (особенно недостаток
конкуренции, слабые регламенты, коррупция
и низкий уровень доверия) и неэффективная
инфраструктура.
Переход
к ориентированной
на предприятия инновационной
системе
Первостепенной
целью российской инновационной политики
должно стать смещение «центра тяжести»
национальной инновационной системы от
государственного сектора науки к ориентированным
на производство предприятиям, как государственным,
так и частным.
Появлению
ориентированной на предприятия
инновационной системы препятствуют
различные факторы, в том числе
организационное отделение исследований
и разработок от производства в промышленном
секторе — наследие советской системы.
Основное препятствие кроется в самих
предприятиях — им не хватает потенциала
для инновационной деятельности и освоения
инноваций, их связи с государственными
научными организациями и университетами
недостаточно сильны, и, самое главное,
легкий доступ к ресурсным рентам снижает
стимул к инновационной деятельности.
Всеобъемлющая
и сбалансированная
инновационная политика
Эти препятствия
свидетельствуют о необходимости
осуществлять всеобъемлющую инновационную
политику, которая бы не ограничивалась
государственной поддержкой научных исследований.
Необходим общегосударственный подход
к инновационной политике, который обеспечит
более высокий уровень координации между
различными министерствами и учреждениями.
Государственная политика также должна
быть сбалансированной в нескольких аспектах:
Прежде
всего, политика должна поддерживать инновации,
как на крупных, так и на малых
и средних предприятиях, поскольку
и те и другие играют решающую роль
в инновационных системах и часто
дополняют друг друга.
- Во-вторых,
необходимо более глубокое признание
масштаба и преимуществ инноваций на низкотехнологических
производствах и в секторах услуг. Текущая
инновационная политика чрезмерно сконцентрирована
на высоких технологиях, а значит оставляет
без внимания большую часть российской
экономики.
- В-третьих,
инновационная система должна стать более
открытой для иностранных источников
знаний, которые будут не заменять российские
источники, а дополнять их. Российская
научная политика все больше ориентируется
на более широкое международное сотрудничество,
такая же открытость необходима, чтобы
обеспечить более высокий уровень знаний
и накопление инновационного потенциала
на предприятиях.
- В-четвертых,
политика должна уделять больше внимания
спросу на создание знаний. До настоящего
времени философия активного продвижения
технологий сильно влияет на инновационную
политику, смещая акцент в сторону предложения.
Такая ориентация имеет серьезные ограничения
в условиях рыночной экономики, где знания
потребителей играют решающую роль в формировании
инноваций.
- И наконец,
необходимо найти оптимальный баланс
в политике между конкуренцией и консолидацией
промышленности. Оба этих фактора могут
содействовать инновациям, но перевес
в сторону какого-либо из них будет тормозить
инновационную деятельность.
Действия
ради перемен
Устанавливая
баланс в инновационной политике,
России необходимо создать уполномоченных
носителей изменений. Федеральное
правительство не может и не должно
пытаться взять всю тяжесть груза
на себя; вместо этого необходимо дать
другим возможность проявить инициативу
при помощи соответствующих стимулов.
В некоторых случаях для этого потребуется
значительное содействие накоплению потенциала,
например, на региональном уровне, где
у властей часто не хватает необходимых
возможностей, чтобы разрабатывать и внедрять
целенаправленную инновационную политику.
Лицам,
разрабатывающим политику, также
необходимо иметь в виду альтернативные
издержки, связанные с каким-либо
вмешательством. Например, проект «Сколково»
направлен на консолидацию усилий по
привлечению крупных иностранных предприятий
технического профиля и должен стать моделью
для демонстраций и инкубатором для политических
экспериментов. Однако не следует забывать,
что он также является дорогостоящей инициативой,
которая доминирует в инновационной полемике
в России. Таким образом, «Сколково» может
отвлечь внимание и ресурсы от столь необходимых
реформ в других важных сферах.