Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа
В первой главе данной работы рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, их классификация
Вторая глава содержит описание показателей инновационного потенциала.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Основные понятия инноваций……………………………………………..5
1.1.Понятие «Инновация»
1.2.Классификация инноваций……………………………………………….7
2.Инновационный потенциал………………………………………………...9
2.1.Понятие и содержание инновационного потенциала
2.2.Принципы реализации инновационного потенциала………………….13
3.Система показателей эффективности
инновационной деятельности……………………………………………….15
3.1.Общая экономическая эффективность инноваций…………………….17
3.2.Характеристика результатов инновационной деятельности…………..22
3.3.Выход на рынок технологий как результат нововведений…………….28
Заключение……………………………………………………………………31
Библиографический список………………………………………………….32
5.
Подготовка к реализации
В
процессах инновационных
Существуют следующие способы преодоления сопротивления инновациям:
1.
обстоятельное информирование
2.
привлечение работников к
3.
облегчение процессов
4. делегирование полномочий на введение инноваций лицам, не верящим в их эффективность;
5.
мотивирование и
6.поэтапность инновационных преобразований, дающая возможность постепенного привыкания к новым условиям работы, адаптации, разработка гибких инновационных планов;
7.
организационная
Инновации могут быть организационного, социального, экономического характера, могут быть в области технического оснащения деятельности и в области как технологии производственной, так и информационных технологий.
Иногда понятие инноваций связывают исключительно с научно-техническим прогрессом или усовершенствованием технологии. Но инновации отражают скорее экономические и социальные процессы, нежели научно-технические. Инновации - это изменения, происходящие в экономической и социальной среде, изменения, происходящие в поведении людей как производителей и потребителей. Инновации - это создание нового потенциала действий, а не новых знаний или продукта.
Инновационная фирма - это фирма, которая организована так, что изменения в ней становятся нормой.
Общими характеристиками для инновационной фирмы являются следующие:
1.
убеждение в рациональности
2.
инновационное поведение не
3. разработка инновационной стратегии и ее осуществление;
4.
наличие механизмов
5.
методология и организация
Инновация - это не технология, это новая ценность. Можно в управлении следовать принципу "Больше и лучше". Это хороший принцип управления и хорошая стратегия. Она не исключает внимания к качеству, она предполагает изучение рынка, требует совершенствования продукта.
Но стратегическим девизом и принципом управления может быть другой - "Новое и иное". Это принцип инновационного менеджмента, это принцип систематической ликвидации старого, принцип переключения ресурсов на решение новых задач. Если я хочу получить новое и иное, я должен систематически ликвидировать старое.
Инновации - это не абсолютное отрицание и уничтожение, это построение принципиально нового, там, где это возможно, а новое, если вы его сумеете построить, само ликвидирует старое. Инновации - это не разрушение, это поведение, ориентированное на поиск нового, реализацию пусть даже малых возможностей его достижения. Инновационный менеджмент - это философия современного управления[2, С.110].
Инновационный потенциал характеризует способность и стремление к достижению нового, настойчивость и силу в поиске новых решений, готовность к риску и тщательный расчет вариантов.
Инновация - нелинейный процесс. Она не проявляется в последовательном движении от одного успеха к другому. Она предполагает длительные этапы поиска и созревания идей.
Можно сформулировать следующие принципы в реализации инновационного потенциала.
1. Инновационное предвидение. Внимание постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности и перспективности. Эта позиция не только пронизывает деятельность, но и господствует в деятельности всего персонала управления" определяет социально-психологическую атмосферу работы.
2. Методология инновационного управления должна включать постановку неординарных и сложных целей, быть ориентированной не на модификацию существующего положения (продукция, технология, организация, персонал и пр), а на принципиально новые подходы и решения. Методология управления должна строиться на оценках вероятности конечного успеха, риска неудачи, необходимых усилий и ресурсов.
3. Инновационный менеджмент не может не быть стратегическим менеджментом, но он предполагает вполне определенные стратегии - инновационные. Их отличие заключается в том, что они учитывают особенности инновационного развития - длительный период созревания идеи, низкая отдача ресурсов на первоначальном этапе реализации инновационной стратегии, сложность обратной связи - от результата к усилиям и инвестициям, взаимодействие промежуточных и конечных целей, ритмы ожиданий.
4.Необходимость иннновационной установки, без которой инновационный менеджмент оказывается невозможным. Всегда существует сопротивление изменениям, но оно может быть различным в зависимости от действующих установок. В традиционных организациях господствует скептическое отношение к непродуманным и "сумасшедшим" идеям. В новаторской организации главная установка на поощрение идей, создание условий для их проработки, осторожную оценку идей. На ранней стадии созревания принципиально новых идей нет возможности отличить глупую идею от гениальной.
5.
Ресурсная поддержка инноваций.
6.
Инновационная организация
Существует
в практике соблазн усилить контроль
для повышения эффективности
управления. Контроль - это административная
мотивация, достаточная информация, своевременность
вмешательства в процессы, их регулирование.
Потенциальным подходом к понятию "новая технология" для конкретного производства является оценка возможности с ее помощью достичь в короткие сроки целей предприятия или фирмы. Поэтому для какого-либо конкретного производства инновационной может быть технология и не самая прогрессивная, но позволяющая поднять производительность труда и качество выпускаемой продукции на более высокий уровень[16, С.91].
Любая инновационная деятельность связана с инвестиционной, поскольку любое новаторство требует капитальных вложений. Инвесторы, вкладывающие свои деньги в инновационный проект, должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений.
Таким образом, значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики.
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (см.табл.1):
Таблица 1
Виды
эффекта и их показатели
Вид эффекта | Факторы, показатели |
1. Экономический | Показатели
учитывают в стоимостном |
2. Научно-технический | Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность |
3. Финансовый | Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
4. Ресурсный | Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
5. Социальный | Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций |
6. Экологический | Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду |
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:
- продолжительности инновационного периода;
- срока службы объекта инноваций;
- степени достоверности исходной информации;
- требований инвесторов.
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение. [15, С.108]
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций[23, С.96].
Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок. [14, С.119]
Для
оценки общей экономической
1. Интегральный эффект.
2. Индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности.
4. Период окупаемости.
Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (см.рис1):
Информация о работе Инновации и эффективность их использования