Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа
В первой главе данной работы рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, их классификация
Вторая глава содержит описание показателей инновационного потенциала.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Основные понятия инноваций……………………………………………..5
1.1.Понятие «Инновация»
1.2.Классификация инноваций……………………………………………….7
2.Инновационный потенциал………………………………………………...9
2.1.Понятие и содержание инновационного потенциала
2.2.Принципы реализации инновационного потенциала………………….13
3.Система показателей эффективности
инновационной деятельности……………………………………………….15
3.1.Общая экономическая эффективность инноваций…………………….17
3.2.Характеристика результатов инновационной деятельности…………..22
3.3.Выход на рынок технологий как результат нововведений…………….28
Заключение……………………………………………………………………31
Библиографический список………………………………………………….32
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский
институт экономики и права им.М.В.
Заочный факультет
Кафедра
Экономики управления и мировой
экономики
Курсовая
работа
ИННОВАЦИИ
И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
(подпись руководителя)
Челябинск
2011
Введение…………………………………………………………
1.Основные понятия инноваций……………………………………………..5
1.1.Понятие «Инновация»
1.2.Классификация инноваций……………………………………………….7
2.Инновационный
потенциал………………………………………………...
2.1.Понятие и содержание инновационного потенциала
2.2.Принципы реализации
инновационного потенциала……………
3.Система показателей эффективности
инновационной
деятельности………………………………………………
3.1.Общая экономическая
эффективность инноваций…………………
3.2.Характеристика результатов инновационной деятельности…………..22
3.3.Выход на
рынок технологий как
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………….32
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество. С развитием общества появляются все новые и новые технологии, продукты, разработки.
Каждая страна (регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом (научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным и т.д.). В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала стал и инновационный потенциал. [6, стр.59]
Все части общего потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.
Внедрение инноваций в работу организации является важным этапом, который нельзя не учитывать при разработке стратегии развития фирмы. В некоторых случаях это может стать ключевым моментом работы. Умелое и правильное внедрение новшеств в работу может дать большое преимущество перед конкурирующими фирмами[3, стр.123].
В этой связи изучение инноваций и эффективность их использования представляется особенно актуальным.
В первой главе данной работы рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, их классификация
Вторая глава содержит описание показателей инновационного потенциала.
Инновации - это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы.
Инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные.
Инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [25, С.115-116].
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).
Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
- используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта
Инновации
рассматриваются с разных точек
зрения: в связи с технологиями,
коммерцией, социальными системами,
экономическим развитием и
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации» [18, С.201-203].
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Классификация по характеру направленности: 1) продуктовые и 2) процессные. Процессные инновации бывают технологические и управленческие. Управленческие иногда разделяют на структурные и социальные.
Продуктовые инновации - новые продукты и услуги, реализуемые на предприятии впервые. Технологические инновации – запланированные изменения в процессе комбинирования факторов производства. Структурные инновации – изменение в распределении задач между исполнителями и в соотношениях соподчиненности. Социальные инновации – изменения, касающиеся приема и увольнения сотрудников, правил продвижения по службе, изменения системы стимулирования и т.д.
Классификация по функциональным областям деятельности: производство, сбыт, закупки, логистика, социальная сфера, финансы, персонал.
Классификация по составу:
1) по типу новшества:
а) материально-технические: научные, технические, технологические, промышленные материалы,
б) социальные: экономические, управленческие, правовые, педагогические;
2) по степени радикальности:
а) радикальные (базисные, альтернативные) – инновации, которые радикально изменяют существующее направление деятельности или формирующие новое направление,
б) модифицирующие – изменения в рамках совершенствования и развития базисных инноваций,
в)
развивающие инновации;
3) по стимулу проявления:
а) инновация, вызванная развитием науки и техники,
б) инновации, вызванные потребностями производства,
в)
инновации, вызванные потребностями рынка.
[15, С.125-126]
Разные фирмы обладают различным инновационным потенциалом. Он может быть высоким или низким. Низкий инновационный потенциал характеризует консерватизм управления, боязнь изменений, реформ, модернизации.
При высоком инновационном потенциале в процессах управления поощряется инициатива организационных преобразований, ведется регулярная оценка эффективности управления, или мониторинг качества управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе царит атмосфера творчества, поиска, развития.
Но почему так важен инновационный потенциал? В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, социальной обстановке, науке и технике, является инновационный потенциал управления[19, С.169-171].
Но инновационный потенциал - это возможность и способность к изменениям, которые еще надо реализовать. Инновационный потенциал может быть высоким в силу различных обстоятельств, иногда и стихийно действующих факторов, но реализация инновационного потенциала может быть различной. Существуют процессы реализации инновационного потенциала.
1.
Осознание потребности и
2.
Исследование тенденций
3.
Разработка проекта инноваций,
его обсуждение, расчеты ресурсов,
выбор вариантов, оценка
4.
Определение этапов проведения
организационных изменений,
Информация о работе Инновации и эффективность их использования