Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:14, курсовая работа
Цель работы - выявить, в каких информационно-консультационных услугах нуждается предприятие для осуществления успешной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты деятельности ИКС в России;
-рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
-выявить пути повышения эффективности деятельности ИКС.
Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности информационно-консультационной службы в Российской Федерации 5
1.1 Сущность информационно-консультационной службы и её значение для развития сельского хозяйства 5
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период 8
1.3 Современный период развития информационно-консультационной службы 14
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.1 Общие сведения о предприятии 17
2.2 Структура управления и организационная структура предприятия 22
2.3 Участие хозяйства в программах различного уровня 25
2.4 Пользованием предприятием услуг ИКС 27
3. Совершенствование деятельности предприятия в области использования услуг ИКС 30
Выводы 32
Список литературы 33
В период НЭПа появляется возможность для реализации творческого потенциала представителей «старой школы». В это время при Петровской земледельческой академии по инициативе А.В. Чаянова создается первый в стране научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, директором которого стал сам А.В Чаянов. Эта организация усилила научную составляющую консультационной деятельности. Позднее, в период коллективизации, деятельность консультационной службы войдет в противоречие с курсом партии, и многие представители института будут репрессированы.
С периодом коллективизации в России связана новая аграрная политика государства и как следствие этих изменений – замена службы общественной агрономии на систему, которая лишь частично смогла обеспечить выполнение тех же функций, поскольку была предназначена для решения других задач. Соответственно изменениям самой отрасли сельского хозяйства изменялся и характер информационно-консультационной деятельности. Если в 1928 году потенциальное число клиентов ИКС составляло 25 млн. хозяйствующих субъектов, включая 23,7 млн. единоличных крестьянских хозяйств и 1,1 млн. сравнительно крупных товаропроизводителей, то к 1940 году число хозяйствующих субъектов сократилось до 3,8 млн. Число колхозов и совхозов в это же время увеличилось с 16,2 тысяч до 241,1 тысяч.
Между кооперативной агрономией, которая по своей идеологии оставалась общественной агрономией, и создававшейся советской формой агрономической работы зародился конфликт, заключавшийся о том, что общественный агроном руководствовался в своей работе нуждами крестьянина и хозяйственными потребностями своего района. В задачу же правительственного агронома входило оказание помощи представителям тех форм хозяйствования, в которых было заинтересовано государство; финансирование консультационных программ осуществлялось из государственного бюджета и определялось интересами государства. Постепенно общественная агрономия стала восприниматься советской властью как реакционная, поскольку она стремилась к сохранению мелких и средних форм хозяйствования и частично вследствие отстаивания своих внутренних интересов.
В
период с 1945 по 1967 годы, в новых условиях
развития сельскохозяйственного
Так,
число специалистов с высшим и
средним специальным
На базе МТС создаются агрохимические лаборатории, целью которых было изучение почв колхозов и совхозов, составление почвенных карт, осуществление контроля за качеством и применением удобрений, качеством семян, изысканиями залежей гипса, торфа и т.п. В этот же период времени на базе отдельных колхозов и совхозов открываются агрозоотехнические курсы с трёхлетним сроком обучения без отрыва от производства. В 50-е годы создаются машинно-животноводческие станции (МЖС), организованные в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоёмких работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и пастбищ.
В результате процесса объединения и укрупнения колхозов к 1985 году число сельскохозяйственных мероприятий, осуществляющих товарное производство, составило 49,9 тыс. (в целом по СССР). При этом в отрасли (непосредственно на предприятиях) работали 2311 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Из них более 1706 тыс. имели сельскохозяйственную специальность.
Созданная
система научно-технической
После
распада Советского Союза ЕС АгроНТИ
просуществовала еще некоторое
время, но уже в рамках Министерства
сельского хозяйства и
В то же время с позиций сегодняшнего дня в организации информационного обеспечения агропромышленного комплекса имелись недостатки, что значительно снижало эффективность деятельности ЕС АгроНТИ.
Во-первых, отсутствовала отраслевая система доведения НТИ до колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Во-вторых, не был налажен механизм обратной связи и как следствие этого – незнание реальных проблем и потребностей товаропроизводителей.
В-третьих, существовавшие принципы управления и организации информационных органов не обеспечивали их тесного взаимодействия с учебными заведениями разных уровней (вузами, техникумами, школами), системой повышения квалификации, научно-исследовательскими структурами.
В-четвертых, специалисты информационных центров, преподаватели сельскохозяйственных учебных заведений, работники научных учреждений были ориентированы на выполнение своих узковедомственных задач и не были объединены общей целью. Организация их работы не предусматривала совмещений функций консультанта, научного работника и преподавателя. В результате предлагаемые ими новые знания были рассчитаны на среднего потребителя; при подготовке информационных материалов часто не учитывались особенности и условия хозяйствования конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предлагаемые слушателям системы повышения квалификации и поступающие в хозяйства отдельные сведения по какой-либо проблеме не были привязаны к технико-экономическим условиям конкретного сельскохозяйственного производителя и, как правило, не могли быть использованы без соответствующей доработки до уровня практического интереса.
В-пятых, перед работниками региональных информационных органов не ставилась задача обеспечить привязку результатов научных исследований к конкретным зональным условиям и соответственно с учетом этого доработать получаемую от исследовательских структур и центральных информационных органов информацию. Не предусматривалось посещение ими сельскохозяйственных производителей с целью оказания консультационной помощи в решении конкретных производственных проблем.
Всё это привело к тому, что эффективность деятельности информационных органов и служб, высших и средних учебных заведений, институтов повышения квалификации, исследовательских структур, в которых были заняты высококвалифицированные специалисты, была чрезвычайна низка.
В дальнейшем, вместо устранения имеющихся недостатков, совершенствования системы информационного взаимодействия и интеграции этих структур и сельскохозяйственных производителей система органов НТИ в период распада Союза была практически ликвидирована. В основном остались только научно-исследовательские институты на федеральном уровне.
Только
в 90-е годы XX века, спустя столетие с
момента возникновения первых служб
общественной агрономии, в России началось
воссоздание информационно-
1.3.Современный
период развития информационно-
Потребность
в информационно-
Целью проекта было создание условий для функционирования аграрного сектора России в условиях рыночной экономики. Для этого в рамках проекта была создана система ценовой информации (СИР), информационно-консультационная служба для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ИКС), осуществлялось разв итие семеноводства, реализовывались инвестиционные проекты. Проект предусматривал создание систем ИКС и СИР в тех регионах Российской Федерации, в экономике которых аграрный сектор имеет важное значение.
Реализация
Проекта АРИС в регионах финансировалась
из средств займа, предоставленного
МБРР Правительству Российской Федерации,
и средств регионального бюджета. Часть
средств займа на закупку системообразующего
информационно-компьютерного оборудования
(приблизительно 30% от стоимости всего
оборудования) предоставлялась региону
на безвозмездной основе. Другая часть
займа МБРР предоставлялась региону в
форме субзайма со сроком погашения 17
лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются
только проценты (около 8% годовых) и комиссия
на неиспользованную сумму субзайма (0.25%
годовых). Средства субзайма использовались
для закупки необходимого
компьютерного
и коммуникационного
Из региональных бюджетов покрывались налоги, таможенные платежи и сборы на закупаемое оборудование, эксплутационные расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. К моменту завершения реализации проекта 27 субъектов Российской Федерации подписали договоры субзаймов между Министерством финансов России Министерством сельского хозяйства и продовольствия России и Администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации.
Проект
АРИС оказал большую помощь в создании
системы информационно-
Определенную
роль в становлении Региональных
информационно-консультационных служб
сыграли и другие проекты, реализованные
при поддержке международных
организаций и фондов, оказывающих
техническое содействие России. В итоге
за последние годы в России при поддержке
зарубежных благотворительных фондов,
Всемирного Банка реконструкции и развития
были созданы различные формы информационно-консультационных
служб для сельского хозяйства. Это «Сельские
Консультационные Центры» Нижегородской
области, «Санкт-Петербургская Служба
Содействия Фермерства», «Районные информационно-консультационные
пункты» Рязанской области, «Коломенский
Информационно-консультационный Проект»,
«Информационно-
Таким образом, становление службы проходило в период экономического спада в агропромышленном комплексе России, реконструкции хозяйств, при недостаточном бюджетном финансировании, отсутствия необходимой правовой и законодательной базы.