Информационно-консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйственых производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить, в каких информационно-консультационных услугах нуждается предприятие для осуществления успешной деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты деятельности ИКС в России;

-рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;

-выявить пути повышения эффективности деятельности ИКС.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности информационно-консультационной службы в Российской Федерации 5
1.1 Сущность информационно-консультационной службы и её значение для развития сельского хозяйства 5
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период 8
1.3 Современный период развития информационно-консультационной службы 14
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.1 Общие сведения о предприятии 17
2.2 Структура управления и организационная структура предприятия 22
2.3 Участие хозяйства в программах различного уровня 25
2.4 Пользованием предприятием услуг ИКС 27
3. Совершенствование деятельности предприятия в области использования услуг ИКС 30
Выводы 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!! - Саян.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     В период НЭПа появляется возможность для реализации творческого потенциала представителей «старой школы». В это время при Петровской земледельческой академии по инициативе А.В. Чаянова создается первый в стране научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, директором которого стал сам А.В Чаянов. Эта организация усилила научную составляющую консультационной деятельности. Позднее, в период коллективизации, деятельность консультационной службы войдет в противоречие с курсом партии, и многие представители института будут репрессированы.

     С периодом коллективизации в России связана новая аграрная политика государства и как следствие  этих изменений – замена службы общественной агрономии на систему, которая лишь частично смогла обеспечить выполнение тех же функций, поскольку была предназначена для решения других задач. Соответственно изменениям самой отрасли сельского хозяйства изменялся и характер информационно-консультационной деятельности. Если в 1928 году потенциальное число клиентов ИКС составляло 25 млн. хозяйствующих субъектов, включая 23,7 млн. единоличных крестьянских хозяйств и 1,1 млн. сравнительно крупных товаропроизводителей, то к 1940 году число хозяйствующих субъектов сократилось до 3,8 млн. Число колхозов и совхозов в это же время увеличилось с 16,2 тысяч до 241,1 тысяч.

     Между кооперативной агрономией, которая  по своей идеологии оставалась общественной агрономией, и создававшейся советской  формой агрономической работы зародился конфликт, заключавшийся о том, что общественный агроном руководствовался в своей работе нуждами крестьянина и хозяйственными потребностями своего района. В задачу же правительственного агронома входило оказание помощи представителям тех форм хозяйствования, в которых было заинтересовано государство; финансирование консультационных программ осуществлялось из государственного бюджета и определялось интересами государства. Постепенно общественная агрономия стала восприниматься советской властью как реакционная, поскольку она стремилась к сохранению мелких и средних форм хозяйствования и частично вследствие отстаивания своих внутренних интересов.

     В период с 1945 по 1967 годы, в новых условиях развития сельскохозяйственного производства прежние функции консультационной службы получили дальнейшее развитие. Широкий размах стало приобретать  сельскохозяйственное образование и внедрение в производство передовых приёмов науки и техники. Создаются НИИ всесоюзного и зонального значения, имеющие в подчинении опытные станции, поля.

     Так, число специалистов с высшим и  средним специальным образованием (агрономов, зоотехников, ветеринарных работников, экономистов сельского хозяйства и пр.) в 1940 году в РСФСР составляло 154 тыс. человек. Это в 3 раза больше по сравнению с аналогичным показателем 1928 года. Одновременно увеличился уровень грамотности сельского населения с 55% в 1926 году до 99,4% в 1970 году.

     На  базе МТС создаются агрохимические лаборатории, целью которых было изучение почв колхозов и совхозов, составление почвенных карт, осуществление  контроля за качеством и применением  удобрений, качеством семян, изысканиями залежей гипса, торфа и т.п. В этот же период времени на базе отдельных колхозов и совхозов открываются агрозоотехнические курсы с трёхлетним сроком обучения без отрыва от производства. В 50-е годы создаются машинно-животноводческие станции (МЖС), организованные в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоёмких работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и пастбищ.

     В результате процесса объединения и  укрупнения колхозов к 1985 году число  сельскохозяйственных мероприятий, осуществляющих товарное производство, составило 49,9 тыс. (в целом по СССР). При этом в отрасли (непосредственно на предприятиях) работали 2311 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Из них более 1706 тыс. имели сельскохозяйственную специальность.

     Созданная система научно-технической информации наряду с информационной деятельностью  занималась также организацией внедрения  достижений науки, техники и передового опыта, составлением планов внедрения, осуществляла контроль за их выполнением. Данная информационная система выполняла единые функции по вопросам научно-технической информации, производственной пропаганде и освоению научных достижений, что в значительной степени способствовало ускорению научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе. Особенно эффективно такая система работала в инженерно-технической сфере АПК. Данная отраслевая система НТИ (ЕС АгроНТИ) состояла из 5 основных уровней, объединявших в единую систему ЦНСХБ ВАСХНИЛ, НИИ всесоюзного уровня, также их отделения на республиканском, краевом, областном уровнях и службы НТИ, пропаганды и внедрения непосредственно в колхозах, совхозах, на других сельскохозяйственных предприятиях. Элементы этой системы должны были стать связующим звеном между наукой и агропромышленным производством [12, с. 56].

     После распада Советского Союза ЕС АгроНТИ  просуществовала еще некоторое  время, но уже в рамках Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Анализируя опыт деятельности ЕС АгроНТИ с 1987 по 1992 годы, В.М. Баутин делает вывод, что данная система была основным проводящим каналом доведения научно-технической информации до всех форм товаропроизводителей АПК, сферы управления и науки [5, с. 67].

     В то же время с позиций сегодняшнего дня в организации информационного обеспечения агропромышленного комплекса имелись недостатки, что значительно снижало эффективность деятельности ЕС АгроНТИ.

     Во-первых, отсутствовала отраслевая система  доведения НТИ до колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

     Во-вторых, не был налажен механизм обратной связи и как следствие этого  – незнание реальных проблем и  потребностей товаропроизводителей.

     В-третьих, существовавшие принципы управления и  организации информационных органов  не обеспечивали их тесного взаимодействия с учебными заведениями разных уровней (вузами, техникумами, школами), системой повышения квалификации, научно-исследовательскими структурами.

     В-четвертых, специалисты информационных центров, преподаватели сельскохозяйственных учебных заведений, работники научных учреждений были ориентированы на выполнение своих узковедомственных задач и не были объединены общей целью. Организация их работы не предусматривала совмещений функций консультанта, научного работника и преподавателя. В результате предлагаемые ими новые знания были рассчитаны на среднего потребителя; при подготовке информационных материалов часто не учитывались особенности и условия хозяйствования конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предлагаемые слушателям системы повышения квалификации и поступающие в хозяйства отдельные сведения по какой-либо проблеме не были привязаны к технико-экономическим условиям конкретного сельскохозяйственного производителя и, как правило, не могли быть использованы без соответствующей доработки до уровня практического интереса.

     В-пятых, перед работниками региональных информационных органов не ставилась  задача обеспечить привязку результатов  научных исследований к конкретным зональным условиям и соответственно с учетом этого доработать получаемую от исследовательских структур и центральных информационных органов информацию. Не предусматривалось посещение ими сельскохозяйственных производителей с целью оказания консультационной помощи в решении конкретных производственных проблем.

     Всё это привело к тому, что эффективность деятельности информационных органов и служб, высших и средних учебных заведений, институтов повышения квалификации, исследовательских структур, в которых были заняты высококвалифицированные специалисты, была чрезвычайна низка.

     В дальнейшем, вместо устранения имеющихся  недостатков, совершенствования системы  информационного взаимодействия и  интеграции этих структур и сельскохозяйственных производителей система органов  НТИ в период распада Союза была практически ликвидирована. В основном остались только научно-исследовательские институты на федеральном уровне.

     Только  в 90-е годы XX века, спустя столетие с  момента возникновения первых служб  общественной агрономии, в России началось воссоздание информационно-консультационной службы. Начался процесс возвращения к основополагающим принципам построения системы консультирования товаропроизводителей и аналогичных тем, что существовали в России до периода коллективизации. Этот позитивный процесс стал развиваться не «снизу», а именно «сверху», со стороны государства, так как изменилась аграрная политика и консультационная служба, как государственный инструмент реализации этой политики вновь стала востребованной [9, с. 78] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3.Современный  период развития информационно-консультационной службы

     Потребность в информационно-консультационных службах в АПК снова возникла в 1992-1993 гг., с появлением достаточно большого числа фермеров. Ряд международных организаций оказывали поддержку инициаторам этого процесса в России. Так, для ускорения создания системы информационно-консультационного обслуживания в Российской Федерации правительство РФ в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия подписало в июне 1994 года соглашение о Займе с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). В соответствии с этим Соглашением был реализован Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве - АРИС.

     Целью проекта было создание условий для  функционирования аграрного сектора России в условиях рыночной экономики. Для этого в рамках проекта была создана система ценовой информации (СИР), информационно-консультационная служба для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ИКС), осуществлялось разв итие семеноводства, реализовывались инвестиционные проекты. Проект предусматривал создание систем ИКС и СИР в тех регионах Российской Федерации, в экономике которых аграрный сектор имеет важное значение.

     Реализация  Проекта АРИС в регионах финансировалась  из средств займа, предоставленного МБРР Правительству Российской Федерации, и средств регионального бюджета. Часть средств займа на закупку системообразующего информационно-компьютерного оборудования (приблизительно 30% от стоимости всего оборудования) предоставлялась региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР предоставлялась региону в форме субзайма со сроком погашения 17 лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются только проценты (около 8% годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0.25% годовых). Средства субзайма использовались для закупки необходимого 

     компьютерного и коммуникационного оборудования с периферией, оргтехники, учебного и типографского оборудования, транспортных средств. Из этих средств осуществлялось возмещение 30% затрат по ремонту помещений, а также проводилось обучение руководителей и специалистов вышеуказанных информационно-консультационных служб [6, с. 87]/

     Из  региональных бюджетов покрывались  налоги, таможенные платежи и сборы  на закупаемое оборудование, эксплутационные  расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. К моменту завершения реализации проекта 27 субъектов Российской Федерации подписали договоры субзаймов между Министерством финансов России Министерством сельского хозяйства и продовольствия России и Администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации.

     Проект  АРИС оказал большую помощь в создании системы информационно-консультационного обслуживания аграрного сектора РФ. В настоящее время информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 235 районах Российской Федерации.

     Определенную  роль в становлении Региональных информационно-консультационных служб  сыграли и другие проекты, реализованные  при поддержке международных  организаций и фондов, оказывающих  техническое содействие России. В итоге за последние годы в России при поддержке зарубежных благотворительных фондов, Всемирного Банка реконструкции и развития были созданы различные формы информационно-консультационных служб для сельского хозяйства. Это «Сельские Консультационные Центры» Нижегородской области, «Санкт-Петербургская Служба Содействия Фермерства», «Районные информационно-консультационные пункты» Рязанской области, «Коломенский  Информационно-консультационный Проект», «Информационно-консультационная служба» Ярославской области. Аналогичные службы созданы в Калужской, Владимирской, Тюменской, Новосибирской и других областях. Они помогают сельскому товаропроизводителю проанализировать и оценить собственное положение сегодня и на перспективу, четко сформулировать проблемы, расширить знания, принять решения. ИКС также содействует обмену информацией между производителями, наукой и органами управления.

     Таким образом, становление службы проходило  в период экономического спада в агропромышленном комплексе России, реконструкции хозяйств, при недостаточном бюджетном финансировании, отсутствия необходимой правовой и законодательной базы.

Информация о работе Информационно-консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйственых производителей