Информационно-консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйственых производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить, в каких информационно-консультационных услугах нуждается предприятие для осуществления успешной деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты деятельности ИКС в России;

-рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;

-выявить пути повышения эффективности деятельности ИКС.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности информационно-консультационной службы в Российской Федерации 5
1.1 Сущность информационно-консультационной службы и её значение для развития сельского хозяйства 5
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период 8
1.3 Современный период развития информационно-консультационной службы 14
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.1 Общие сведения о предприятии 17
2.2 Структура управления и организационная структура предприятия 22
2.3 Участие хозяйства в программах различного уровня 25
2.4 Пользованием предприятием услуг ИКС 27
3. Совершенствование деятельности предприятия в области использования услуг ИКС 30
Выводы 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!! - Саян.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Р.Ф.

ФГОУ  ВПО Тюменская государственная  сельскохозяйственная академия

Институт  экономики и финансов

Кафедра управления АПК 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа на тему: 

«Информационно-консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйственых производителей на примере ЗАО «Успенское» Тюменского района» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Калыков С.Ж.

                       351гр. 

Проверил: Прасолова Л.В 
 
 
 
 
 
 

Тюмень-2010

Содержание 

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности информационно-консультационной службы в Российской Федерации 5
1.1 Сущность информационно-консультационной службы и её значение для развития сельского хозяйства 5
1.2 Развитие системы  информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период 8
1.3 Современный период развития информационно-консультационной службы 14
2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия 17
2.1 Общие сведения о предприятии 17
2.2 Структура управления и организационная структура  предприятия 22
2.3 Участие хозяйства в программах различного уровня 25
2.4 Пользованием  предприятием услуг ИКС 27
3. Совершенствование деятельности предприятия в области  использования услуг ИКС 30
Выводы 32
Список  литературы 33
Приложение 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

      Структурой, которая осуществляет доступ к современной информации, помогает принятию обоснованных решений в новых экономических условиях, является информационно-консультационная служба (ИКС).

     Актуальность  и производственная значимость информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны в современных условиях резко возрастают в связи со спадом производства в этой жизненно важной отрасли, оттоком высококвалифицированных и опытных специалистов из села, слабым внедрением достижений науки, современной техники и передового опыта.

     Направления данной деятельности в АПК всегда были достаточно многогранны, а в  последние годы она становится объективно необходимой в связи с увеличением  потребности в информации о системе  знаний по технологии и организации агропромышленного производства и, особенно, о конъюнктуре рынка сельскохозяйственной продукции, ресурсов и средств промышленного производства.

     Консультационная  деятельность направлена на оказание практической квалифицированной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в организации и повышении эффективности производства продукции, его переработки.

     В АПК многих стран мира тезис «обучение  через всю жизнь» активно реализуется  через систему ИКС. В России во многом эти функции выполняют  в учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования и ВУЗах. В последнее время ИКС многих регионов взяли на себя эти функции. Из-за сложности сегодняшних проблем консультационной службе необходимо опираться на более широкий круг учебных дисциплин, помимо традиционных, а также на различные дополнительные источники информации.

     Консультационной  службе необходимо избегать выдачи готовых  ответов. Обоснованные суждения требуют  большой работы, как со стороны  экспертов, так и общественности. В консультационная служба не стремится выдавать информацию и указывать, как должен развиваться процесс, но скорее она учит людей, как получать информацию и ею пользоваться.

      Основная  роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в оказании помощи фермерам принимать лучшие решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Для эффективного развития производства сельские товаропроизводители должны принимать оптимальные управленческие решения.

     Внедрение нововведений для принятия (индивидуально  или коллективно) лучших управленческих решений требует высокого уровня компетенции сельских товаропроизводителей. Главная задача агентов ИКС состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям повысить уровень компетенции в указанных областях знаний.

     Объектом  исследования курсовой работы является ЗАО «Успенское» Тюменского района.

     Цель  работы - выявить, в каких информационно-консультационных услугах нуждается предприятие  для осуществления успешной деятельности.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -изучить  теоретические аспекты деятельности  ИКС в России;

     -рассмотреть  организационно-экономическую характеристику  предприятия;

     -выявить  пути повышения эффективности  деятельности ИКС.

     Теоретической основой при написании работы послужило изучение данных годовых отчетов предприятия и вспомогательной литертуры по данной теме. 
 
 
 

  1. Теоретическое обоснование темы

1.1 Сущность информационно-консультационной службы и ее значение для развития сельского хозяйства

     В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике информационно-консультационная служба (ИКС) имеет более важное значение для России, чем для тех стран, которые существуют в рыночных условиях уже достаточно долго. В условиях этого переходного процесса перед сельскими товаропроизводителями стоят задачи, довольно отличные от тех, которые были в то время, когда предполагалось, что товаропроизводители должны лишь выполнять планы, доведенные им сверху. Теперь товаропроизводители должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие. Таким образом, важнейшая функция ИКС состоит в том, чтобы научить товаропроизводителей принимать эти решения самостоятельно. В настоящее время сельское хозяйство и общество в целом изменяются очень быстро, а в России этот процесс идет еще быстрее по сравнению с другими странами. Имеются в виду изменения, которые происходят в существующих технологиях, на кредитных рынках, в темпе роста производительности, с производственными ресурсами и продукцией, а также изменения в политике правительства и законодательных структурах. Поэтому для сельских товаропроизводителей сегодня намного важнее, чем это требовалось раньше, получить помощь для того, чтобы приспособить свое производство к изменениям внешних факторов [11, с. 227].

     В 1913 году в России было 9000 служащих ИКС, в то время как в Нидерландах было только 35, несмотря на то, что население России на тот момент было лишь в 10 раз больше, чем в Нидерландах. Это стало причиной того, что в 1917 году наш известный экономист в области сельского хозяйства, Александр Васильевич Чаянов, опубликовал книгу об ИКС "Основные идеи и методы работы общественной агрономии". Многие его идеи и сегодня имеют огромное значение. Создается такое впечатление, что в то время ИКС в России была на самом высоком уровне в мире. А.В.Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра. Задача товаропроизводителя - оптимально использовать специфическое местоположение хозяйства. Это означает, что задачей служащего ИКС является не изменение рода деятельности сельских товаропроизводителей, а их обучение, в результате чего они смогут решить: изменять или нет свой способ ведения хозяйства. Успешный процесс обучения фермеров требует хорошего понимания их положения и способа мышления. Причем для служащих ИКС недостаточно знаний только о научно-исследовательских достижениях. Также необходимо, чтобы они искали новые творческие способы применения этих достижений в каждой конкретной ситуации используя опыт товаропроизводителей. Также требуется хорошее знание местных рынков и тенденций их изменения. Таким образом, хороший служащий ИКС должен быть обучен не только технологии сельскохозяйственного производства, но также и экономике, и преподаванию, и общению.

     Идея  А.В. Чаянова заключается в том, что задача служащего ИКС - не говорить фермерам, что им следует делать, а повысить их уровень знаний до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно, что, на самом деле, довольно важно. Например, подготовка грядок под рассаду часто существенно влияет на урожайность. Этот процесс требует, чтобы вспашка и другие мероприятия по обработке почвы были проведены при определенной влажности почвы. Таким образом, решения о подготовке грядок с рассадой товаропроизводитель принимает после осмотра почвенных условий поля. Чтобы сделать правильные выводы и принять оптимальное решение, фермер должен иметь соответствующие знания [5, с. 23].

     В переходной период экономики сельскохозяйственная информационно-консультационная служба в России стала играть значимую роль в развитии АПК. Как показывает опыт зарубежных стран, имеющих устоявшуюся десятилетиями рыночную экономику, такого рода службы являются проводниками между производственными и научно-образовательными комплексами, вместе с тем в этапы фундаментальных преобразований в аграрном секторе - главным координатором в системе управления отраслью. Деформация в вертикали органов власти в аграрном секторе привела к разрыву связи сельских товаропроизводителей с наукой, выстроенной годами научно-внедренческими службами министерства сельского хозяйства советского периода. Сельский товаропроизводитель оказался не приспособлен к рыночным условиям, обусловленных самостоятельным выбором и принятием решений. Таким образом, возникли основные предпосылки по формированию системы информационно-консультационного обеспечения в АПК России.  
Информационно-консультационная служба АПК позволяет обеспечить доступ к информации руководителей и специалистов, повышает степень обоснованности принимаемых управленческих решений, оказывает консультационную помощь в производственно-экономической деятельности, что в целом положительно влияет на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства на уровне хозяйства, района и региона. Вследствие этого, значение информационно-консультационной службы в системе управления АПК определено как содействие сельхозтоваропроизводителям в принятии продуктивных и научнообоснованных решений для эффективности производства [4, с. 15].

     

    1. Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период.
 

     К 1917 году в России единоличным крестьянским хозяйствам принадлежало 215 млн. га (58,6%) сельскохозяйственных земель. Средний  размер сельскохозяйственных угодий одного хозяйства составлял около 8,7 га. К категории товаропроизводителей можно было отнести около 1,1 млн. хозяйств, которым принадлежало более 80 млн. га (примерно 73 га на одно хозяйство). Остальные 41,4% сельскохозяйственных земель являлись собственностью помещиков, царской фамилии или монастырей. Эти земли активно использовались для товарного производства сельскохозяйственной продукции. Деятельность службы общественной агрономии была направлена на первую категорию товаропроизводителей. С представителями второй категории работали наемные агрономы.

Информация о работе Информационно-консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйственых производителей