Индивидуальные психологические особенности личности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Индивидуальные психологические особенности менеджера…………………5
Личность менеджера………………………………………………………5
Методы руководства……………………………………………………..10
Стиль руководства……………………………………………………….12
Механизмы влияния менеджера на подчиненных…………………….13
Характеристика основных видов темперамента………………………18
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………..21

Работа содержит 1 файл

КР психология менеджмента.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Мистерство  образования и науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине « Психология менеджмента»

 Тема: «Индивидуальные психологические особенности личности менеджера»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр.ЭУсн 122

Иванов Павел Сергеевич

Проверил:

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Индивидуальные психологические особенности менеджера…………………5

  1. Личность менеджера………………………………………………………5
  2. Методы руководства……………………………………………………..10
  3. Стиль руководства……………………………………………………….12
  4. Механизмы влияния менеджера на подчиненных…………………….13
  5. Характеристика основных видов темперамента………………………18

Заключение………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях перехода экономики  на рыночные отношения первостепенное значение приобретает проблема повышения  эффективности управления предприятиями, организациями и их подразделениями. Успешность ее решения в значительной степени зависит от управленческой и социально-психологической компетентности руководителей, от их умения сотрудничать с людьми.

Менеджмент  как наука управления организацией и людьми представляет собой систему знаний о принципах, методах и формах управления, стиле управления, о требованиях к личности руководителя, мотивации работников и т. д.

Менеджмент  как практика управления означает процесс, осуществляемый менеджерами для достижения целей организации. В таком контексте менеджмент представляет собой определенный вид деятельности по руководству людьми, занятыми в той или иной сфере общественной жизни, народного хозяйства.

Искусство управления как сплав науки и практики управления означает эффективное руководство людьми, умение менеджера добиваться поставленных целей, используя знания, опыт и способности других людей, организуя и направляя их деятельность.

Управление человеческими  ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и является основным критерием ее экономического успеха. И если раньше внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

При управлении персоналом чрезвычайно важно понимать, что  руководитель общается с человеком, который нуждается в поддержке, признании, уважении, дружеском и человечном отношении. Нужно обращаться «по-человечески» как с отдельными работниками, так и в рамках групп.

Практика показывает, что одни руководители  умело  ведут людей за собой, успешно  преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Менеджер должен обладать психологическими знаниями, которые  позволят ему лучше изучать (познавать), понимать самого себя и других людей, прежде всего подчиненных. Познание психики человека предполагает выявление и оценку его психологических свойств, состояния, направленности, отношений и особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы. Психологические знания помогают менеджеру и предпринимателю лучше взаимодействовать с людьми, установить с ними психологический контакт, в случае необходимости оказывать на них воздействие, эффективно общаться с людьми, руководить персоналом (подчиненными), обучать и воспитывать молодых сотрудников, установить благоприятный психологический климат в группе (коллективе), формировать и развивать положительную мотивацию трудовой и творческой активности.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные  психологические особенности менеджера

  1. Личность менеджера

Какими личностными  качествами должен обладать современный  менеджер?

Сравнивая личности менеджера западного типа и нашего руководителя конца 90-х годов, С. Ф. Макаров в своей книге «Менеджер за работой» (М., 1989), дает им такую характеристику. Хозяйственный руководитель: внутренне несвободен, безынициативен, боится риска; обладает иррациональным сознанием и двойным мышлением; недемократичен, не склонен к диалогу или дискуссии, не сориентирован на личность подчиненного; плохо обучаем, не гибок, слабо информирован, замкнут; не умеет работать в условиях рыночной экономики.

Менеджер: внутренне свободен, инициативен, способен к риску, рационален и критичен; логичен и лишен двойного сознания; постоянно культивирует диалог, дискуссии, сориентирован на личность; открыт для информации, динамичен; сориентирован на экономическую свободу и конкуренцию в рыночных условиях.

Ядром психологической  структуры личности менеджера являются организаторские способности.

Известный психолог JI. И. Уманский в структуре организаторских  способностей выделяет основные свойства личности:

1) организаторское чутье (в качестве составных частей этого свойства рассматриваются: психологическая избирательность – понимание психологических особенностей и состояния других людей, способность запоминать людей и их поступки; практический психологический ум – способность распределять задачи в зависимости от индивидуально-психологических особенностей людей; психологический такт – способность быстро найти необходимый тон в обращении с людьми);

2) способность специалиста оказывать эмоционально-волевое воздействие (оно включает в себя энергичность – способность человека заряжать своей энергией окружающих его людей, взыскательность – требовательность, критичность и доброжелательность);

3) склонность к организаторской деятельности;

4) способность видеть перспективу.

Выдающийся русский психолог Б. М. Теплов, характеризуя психологические особенности личности и деятельности военачальника, раскрыл целый ряд его интеллектуальных качеств. Среди них он отметил следующие свойства руководителя: хорошая память, способность к запоминанию людей, с которыми руководителю приходится общаться; способность к актуализации знаний, т. е. готовность к оперативному использованию знаний в нужный момент; простота и ясность мыслей; практичность и гибкость ума; способность к анализу и синтезу, быстро разбираться в сложной ситуации и находить правильное решение, к предвидению; высокая работоспособность.

К интеллектуальным качествам  менеджера также относятся любознательность, внимательность, интерес к достижениям  науки и техники, новым управленческим идеям, постоянное стремление расширить свой кругозор, быстрота восприятия информации и мыслительных процессов, хорошая память, логичность, гибкость, критичность и широта ума, умение принимать нестандартные решения.

Интеллектуально сложная  и трудоемкая работа менеджера с людьми требует проявления таких волевых черт характера, как сдержанность, самообладание, решительность, настойчивость, упорство, умение доводить до конца начатое дело, способность к риску, смелость и мужество.

Психологическая характеристика руководителя( менеджера), составленная по результатам зарубежных исследований, приводится в книге Е. В. Ксенчука и М. К. Кияновой. По их мнению, хороший руководитель: уверен в своих силах, целеустремлен, хладнокровен; умеет обращаться с людьми, поощряет участие членов группы в обсуждении проблем; способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; самокритичен, проявляет выдержанность при победах или поражениях; способен удерживать высокий уровень усилий; энергичен; компетентен во всех вопросах управления; умеет точно, ясно и лаконично выразить мысли словами; способен вызвать к себе расположение; способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее; готов к инновациям, использовать их в интересах организации; способен нести ответственность за порученные задания; умеет продуктивно использовать свое мнение.

 Изучение личностных  психологических качеств, обусловливающих  эффективность руководства, позволило  выделить необходимые качества  и черты личности менеджера:

• Доминантность – умение влиять на подчиненных.

• Уверенность в себе.

• Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).

• Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.

• Стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).

• Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.

• Независимость, самостоятельность в принятии решений.

• Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.

• Уметь критиковать и воспринимать критику.

• Уметь наказывать и прощать.

• Быть приветливым и тактичным.

• Обладать чувством юмора. Юмор обычно связан с хорошим настроением, а хорошее настроение способствует повышению производительности труда.

• Уметь говорить и слушать.

• Уметь молчать.

• Знать своих подчиненных.

Классификация различных типов менеджеров дана в работе И. Ансоффа. Он выделяет лидера, администратора, планировщика и предпринимателя. Отмечаются такие характерные черты лидера, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого работника и заинтересовать в полном его использовании. Лидер должен уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу. Администратор – быть предельно объективным и полагаться на факты и логику, обладать способностью определять место сбоя и принять корректирующие меры. В задачу менеджера-планировщика входит оптимизация будущей деятельности фирмы путем концентрации основных ресурсов и ориентация фирмы на достижение поставленных целей. Он должен иметь аналитический склад ума, методичность в работе и ориентацию на будущее. Предприниматель стремится изменить динамику развития фирмы, ищет новые направления деятельности и возможности расширения. Он действует как экспериментатор и стремится к нестандартным решениям.

В американском менеджменте более широко используется ситуационный подход к руководству, который основывается на тезисе, что в каждом конкретном случае успешное руководство имеет свои особенности и требует особой комбинации руководителей, подчиненных и конкретной ситуации руководства. Чтобы руководство стало успешным, руководитель, подчиненные и ситуация должны соответствовать друг другу.

Д. Робинсон утверждает, что во взаимоотношениях с подчиненными менеджеру нужно проявить главные  качества:

• умение поставить задачу, отвечающую знаниям и опыту конкретного человека. В постановке задачи нужно учитывать возможности дальнейшего развития людей и способы вознаграждения успешно выполненной работы;

• умение поддерживать, учить, и помогать людям в выполнении поставленных задач;

• умение поощрить и сделать замечание;

• заинтересованность и понимание к проблемам людей. Это предполагает знание личности каждого из подчиненных и уважение их ценностей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы руководства

При решении производственных и социально-управленческих задач руководители (менеджеры) используют различные методы. Методы руководства (управления) – это совокупность приемов целенаправленного воздействия руководителя на работников, обеспечивающих координацию их работы. В психологии управления различают три группы методов руководства: административные, экономические и социально-психологичекие.

Административные методы предполагают прямое воздействие руководителя на подчиненных, вышестоящих органов управления на нижестоящие. Такое воздействие проявляется в административных приказах, распоряжениях и указаниях, в различных положениях, инструкциях, нормативах и других служебных предписаниях, организационно регламентирующих деятельность подчиненных лиц и обеспечивающих их ответственность.

Конкретные формы и масштаб применения административных методов определяются задачами управления, уровнем организации производства, уровнем развития трудового коллектива и личностными качествами руководителей. Чем выше уровень организации труда и социального развития коллектива, лучше подготовлены и авторитетны руководители, тем сравнительно меньше потребности в применении административных методов руководства.

Экономические методы основываются на использовании совокупности стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность трудовых коллективов и руководителей. К ним относятся: регулирование заработной платы работников в зависимости от количества и качества выпускаемой продукции, материальное поощрение или наказание, использование таких рычагов, как прибыль, цена, кредит и др. Рыночная экономика создает условия для расширения приемов экономического стимулирования трудовой активности работников путем передачи им части собственности (акций) предприятия, получения ими доходов (дивидендов) от прибыли и т. д.

Информация о работе Индивидуальные психологические особенности личности менеджера