Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:53, реферат
Основная цель - выявление индивидуально-личностных особенностей оказывающих влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.
Предмет исследования – является психологические критерии и факторы влияния руководителя на группы.
Введение
Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.
Успех и эффективность
организации напрямую зависит от
руководителя, который будет направлять
работу других и нести персональную
ответственность за ее результаты.
Но значительная часть людей, начинающих
заниматься профессиональной управленческой
деятельностью, не обладают необходимой
степенью грамотности в сфере
управления. Поэтому, в настоящее
время особое внимание уделяется
вопросам эффективного взаимодействия
руководителя и подчиненного. В данной
работе будут рассматриваться
Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.
Характерными особенностями группы являются следующие.
Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.
Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п.
В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
Эти и другие роли группового
поведения люди выполняют в соответствии
с их способностями и внутренним
призванием. Поэтому в хорошо функционирующих
группах обычно создаются возможности
для того, чтобы человек мог
вести себя в соответствии со своими
способностями к групповым
Основная цель - выявление индивидуально-личностных особенностей оказывающих влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.
Предмет исследования – является психологические критерии и факторы влияния руководителя на группы.
1. Критерии и факторы эффективности руководства
Проблема
эффективности руководства
Согласно А.И. Китову, «деятельность руководителя не может оцениваться только по каким-то ее собственным параметрам. Подлинным критерием ее оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителей и исполнителей». М.Н. Андрощенко отмечает, что « оценка эффективности предполагает целостный, системный подход к объекту, учет плюсов и минусов возможно большего количества факторов, что позволяет достичь максимального выигрыша при минимальном проигрыше». Следовательно в самом общем виде под мерой эффективности можно понимать степень достижения поставленных целей, соотнесенных с затратами. В соответствии с целями и функциями коллектива определяются и критерии его эффективности.
К традиционным
блокам критериев эффективности, выделяемых
в отечественной
Самооценка
группы также является одним
из показателей эффективности
деятельности руководителя, исходя
из того, что одной из наиболее
важных функций любого
Создание
высокоразвитых коллективов, который
положительно воздействует на каждого
члена, еще А.С. Макаренко считал
первейшей целью воспитания. Следовательно,
коллектив можно рассматривать
как один из продуктов деятельности
руководителя, а характеристики коллектива,
среди которых самооценка занимает
важное место – как показатели
эффективности руководства
Что же касается психологических факторов эффективности руководства, то здесь речь может идти о трех классах переменных: личностного, группового, группового и ситуационного характера.
К переменным
первого типа относятся всевозможные
личностные особенности членов группы,
в том числе и руководителя.
Переменные второго типа – это
все те психологические, точнее социально-психологические
образования, которые являются продуктом
внутригруппового взаимодействия людей,
например, разнообразные структурно-
Кроме того,
имеются отдельные
Избранный
в данной работе подход к изучению
психологических факторов эффективности
руководства первичным
2. Группы. Управление группами
Существует два типа групп:
формальные и неформальные. Оба эти
типа групп имеют значение для
организации и оказывают
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Неформальные группы создаются
не распоряжениями руководства и
формальными постановлениями, а
членами организации в
Организация – это социальная
категория и одновременно – средство
достижения целей. Это – место, где
люди строят отношения и взаимодействуют.
Поэтому в каждой формальной организации
существует сложное переплетение неформальных
групп и организаций, которые
образовались без вмешательства
руководства. Эти неформальные объединения
часто оказывают сильное
Несмотря на то, что неформальные
организации созданы не по воле руководства,
они представляют собой фактор, с
которым должен считаться каждый
руководитель, потому что такие организации,
и другие группы могут оказывать
сильное влияние на поведение
отдельных личностей и на рабочее
поведение сотрудников. Кроме того,
как бы хорошо руководитель ни выполнял
свои функции, невозможно определить,
какие действия и отношения потребуются
для достижения целей в организации,
стремящейся вперед. Руководителю и
подчиненному часто приходится взаимодействовать
с людьми, находящимися за пределами
данной организации и с
Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.
Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.
Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Некоторые группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения школьников-подростков.
По определению Марвина Шоу, «группа – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
Формальные группы. Исходя
из определения Шоу, можно считать,
что организация любого размера
состоит из нескольких групп. Руководство
создает группы по своей воле, когда
производит разделение труда по горизонтали
(подразделения) и по вертикали (уровни
управления). В каждом из многочисленных
отделов большой организации
может существовать десяток уровней
управления. Например, производство на
заводе можно разделить на более
мелкие подразделения –
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной
группы – это рабочая (целевая) группа.
Она обычно состоит из лиц, вместе
работающих над одним и тем
же заданием. Хотя у них есть общий
руководитель, эти группы отличаются
от командной группы тем, что у
них значительно больше самостоятельности
в планировании и осуществлении
своего труда. В таких компаниях
руководство считает, что целевые
группы ломают барьеры недоверия
между руководителями и рабочими.
Кроме того, предоставляя рабочим
возможность самим думать о своих
производственных проблемах и решать
их, они могут удовлетворять
Третий тип формальной группы – комитет – будет рассмотрен ниже.
Все командные и рабочие
группы, а также комитеты должны
эффективно работать – как единый
слаженный коллектив. Теперь уже
нет необходимости доказывать, что
эффективное управление каждой формальной
группой внутри организации имеет
решающее значение. Эти взаимозависимые
группы представляют собой блоки, образующие
организацию как систему. Организация
в целом сможет эффективно выполнить
свои глобальные задачи только при
условии, что задачи каждого из ее
структурных подразделений