Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 10:05, доклад
Основные теории индивидуальной мотивации
7. Модель Выготского
о параллельной мотивации.
Содержание модели: в психике человека высшие и низшие потребности развиваются и удовлетворяются только параллельно (то есть невозможно удовлетворить потребности одного уровня с помощью средств другого), а не иерархически, как у Маслоу. При этом высшие потребности формируются только социально (под действием воспитания и обучения) и удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых - деятельность, а высшая - творческая деятельность (с другой стороны, это противоречит развитому Пиаже соотношению деятельности и творчества).
Как мы видим, теория еще не алгоритмизирована, как западные (см. 1-6), но перспективна.
Существует еще ряд моделей мотивации к труду:
- модель Хомского (1991) - работа как товар, который продается на рынке труда; при этом цель жизни - накопление и потребление (было в прошлом году);
- модель Кропоткина
(1919) - работа есть физиологический
путь расходования накопленной
энергии ("радость труда") (было
в прошлом году); и др.
Основные
теории групповой мотивации
Индивидуальная
мотивация не может быть механически
перенесена на мотивацию групп ( группы
часто реагируют на события совсем иначе,
чем отдельные работники - об этом уже
говорили на предыдущих лекциях).
Что влияет на структуру мотивации группы:
-вид деятельности;
- нацеленность на совместную работу;
- объединяющие и разъединяющие факторы
в группе;
- групповые нормы.
Таким образом, структура мотивации группы
во многом основана на стратометрической
концепции групповой активности (см. радел
6.3).
Теории групповой мотивации обобщил Мак-Грегор.
1. Теория Х.
Содержание теории можно выразить в следующих
тезисах
- люди ненавидят работу;
- чтобы заставить их работать на организацию,
нужно угрожать или принуждать;
- люди любят безопасность, не амбициозны,
не любят ответственности, любят, чтобы
ими руководили.
Это (и то только отчасти) может быть справедливо
для младшего и среднего персонала.
Теория вызвала к жизни административный
стиль руководства и уравнительные методы
(популярные в СССР).
2. Теория У. Является базой для современного
психологического управления группами
персонала.
Содержание:
- для большинства людей работать также
естественно, как и отдыхать;
- если работники интересуются общими
целями (целями организации), они будут
управлять собой сами, причем значительно
эффективнее руководителя.
- работники заинтересуются общими целями
только в той степени, в которой они увидят
в реализации общих целей способ удовлетворения
своих потребностей, причем высшего порядка
(особенно в самосовершенствовании и самовыражении).
Обобщить все сказанное можно следующим
образом:
- одна из целей и, одновременно, факторов
существования организации - дать каждому
сотруднику шанс расти и развиваться на
своем рабочем месте через совместную
работу;
- мотивировать (или стимулировать) людей
только напрямую в современном мире невозможно;
более эффективный путь - создание климата
(поля), в котором большинство работником
сами создадут себе стимулы для того, чтобы
помочь организации добиться поставленных
целей.
Применим все вышеизложенное для выяснения
соотношения денег как средства вознаграждения
и денег как мотивирующего фактора.
Согласно содержательным теориям мотивации,
деньги - малозначимый фактор труда;
согласно процессуальным теориям мотивации,
деньги удовлетворяют целый ряд потребностей
и поэтому являются сильным мотиватором;
согласно теории параллельной мотивации
деньги удовлетворяют потребности низших
уровней и иногда - высших.
Оплата труда является мотиватором только
в случае устойчивой связи между ее размером
и результатами труда, при этом оптимально
разбиение зарплаты на три составляющих:
- часть, определяемая должностью (постоянна
и равна у всех людей с равными должностями);
- часть, связанная с выслугой лет (равна
у всех с одинаковым стажем работы);
- главная часть, зависящая от результатов
конкретного труда.
Начиная с определенного уровне благосостояния
(или в определенных социальных ситуациях),
роль денег как мотиватора уменьшается;
здесь нужны нематериальные вознаграждения
и льготы.